Виды дидактических игр и их педагогическое руководство
Классификация дидактических игр дает возможность проследить их сущностные особенности, использование которых обеспечивает соответствующий учебно-воспитательный эффект. В дошкольной педагогике дидактические игры различают по учебным содержанием, игровыми действиями и правилами, организацией и отношениями детей, ролью воспитателя т.д. Эти классификации соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры для сенсорного воспитания, игры, направленные на ознакомление детей с объектами и явлениями окружающей действительности, на формированию элементарных математических представлений, на речевое развитие и др. Распространенной является классификация дидактических игр по характеру материала, согласно которой выделяют: 1. Игры с предметами. В таких играх используют дидактические 2. Настольно-печатные игры. Они предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. 3. Словесные игры. Они являются наиболее сложными, поскольку заставляют детей оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми к тому времени они не действуют, использовать приобретенные знания в новых ситуациях и связях. В младшем дошкольном возрасте эти игры направлены на развитие речи, В старшем дошкольном возрасте словесные игры развивают самостоятельность мышления, активизируют умственную деятельность детей. Как правило, дошкольникам приходится описывать предметы, отгадывать их по описанию, по признакам сходства и различия, группировать по свойствам, находить алогизмы в суждениях, выдумывать собственные рассказы. Классификация игр по материалу отмечает их направленности на обучение, познавательную деятельность, но она лишь поверхностно раскрывает основы дидактической игры: особенности игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Этой цели подчинена классификация дидактических игр, предложенная А. Сорокиной, по которой выделяют: 1) игры-путешествия. Отражают реальные факты и события через необычное: простое - через загадочное, сложное - через преодолимое, необходимое - через интересное. 2) игры-поручения. Игровое задание и игровые действия в них основаны на предложения что-нибудь сделать: «Собери в корзину все игрушки красного цвета »,« Достань из мешочка предметы круглой формы »и др.; 3) игры-предположения. их игровое задание выражено в названиях: «Что было б ...?», «Что бы я сделал, если бы ...?» и др. Они побуждают детей к осмысление следующего действия, что требует умения сопоставлять знания обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения; 4) игры-загадки. Развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы; 5) игры-беседы. Основой их является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое выступает как игровое обучение и игровая деятельность. Ценность таких игр заключается в активизации эмоционально-мыслительных процессов (единства слова, действия, мысли, воображения детей), в воспитании умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, высказывать суждения.
Сюжетно-ролевые дидактические игры. Игровые действия, предусмотренные в них, заключаются в отражении различных жизненных ситуаций, в исполнении ролей (Покупателя, продавца, волка, гусей и др.); - Игры в фанты или в запрещенное «штрафной» предмет (картинку). Они связанные с интересными для детей игровыми моментами
Ознакомлению детей с содержанием дидактической игры способствуют демонстрации предметов, картинок, короткие беседы, во время которых уточняются их знания и представления. Раскрывая ход и правила игры, воспитатель должен настроить детей на соблюдение его правил, совместно с ними выяснить рациональные способы достижения предполагаемого результата. Непосредственная его участие зависит от возраста, уровня подготовки детей, сложности дидактического задания, игровых правил. Главное при этом для педагога - направить действия игроков советом, вопросом, напоминанием. Воспитателю часто приходится объяснять игровые правила, показывать способы действий детям раннего и младшего дошкольного возраста. В повторных играх он контролирует выполнение правил каждым ребенком. С усвоением содержания и правил игры дошкольники начинают действовать самостоятельно, а педагог наблюдает и вмешивается лишь для преодоления трудностей, которые могут возникнуть. Во время подведения итогов игры важно, чтобы воспитатель правильно и справедливо оценил соблюдение детьми установленных правил. Объективная, обязательно доброжелательная оценка является необходимым условием эффективности дидактических игр как метода формирования познавательной, двигательной, коммуникативной активности дошкольника, воспитание нравственного поведения. Педагог должен продуманно подбирать игры, учитывая содержание воспитательной работы в группе на конкретный период, интерес дошкольников к играм, их личное стремление к взаимодействию, создавать игровой настрой, заменять отдельные игры новыми, разнообразить игровые действия и т.д. Вместе с тем следует избегать прямого обучения и руководства игровой деятельностью детей