С уважением к своим читателям авторы учебного издания

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Е.Ю. Азбукина

Е.Н. Михайлова

Основы

Специальной педагогики

И психологии

С уважением к своим читателям авторы учебного издания - student2.ru

Томск 2006


УДК 37 ББК 74.3я73 А 35   Печатается по решению редакционно-издательского совета Томского государственного педагогического университета

А 35 Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.

В данном учебнике рассматриваются вопросы становления национальных систем специального образования, зарубежный и отечественный опыт в этой области, особенности организации образовательного процесса при обучении лиц с нарушениями в развитии и особыми образовательными потребностями, основы дидактики специальной педагогики

Учебник адресован студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров, педагогам, родителям.

Он включает тематическое содержание, тестовые материалы и задания для самостоятельной работы студентов, словарь основных понятий и терминов.

Научный редактор: доктор пед. наук, профессор В.И Ревякина Кафедра педагогики послевузовского образования ИТО ТГПУ
Рецензенты: доктор пед. наук, профессор А.П. Беликова Кафедра общей педагогики ГАГУ кандидат педагогических наук, доцент Т.Б. Черепанова ИРОС РАН

ББК 74.3я73

  © Томский государственный педагогический университет, 2006 © Е.Ю.Азбукина, Е.Н.Михайлова 2006

Оглавление

  ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы специальной педагогики
1.1. Специальная педагогика и специальная психология в системе современных наук.  
1.2. История становления и развития систем специального образования.  
1.3. Отрасли специальной педагогики и специальной психологии.  
1.4. Основные категории специальной педагогики и психологии.  
1.5. Понятие «нормы» в развитии человека.  
1.6. Основные типы нарушенного психического развития детей.  
  Хрестоматия к разделу  
2. РАЗДЕЛ 2. Основные категории олигофренопедагогики и олигофренопсихологии
2.1. Основные виды интеллектуальных нарушений.  
2.2. Задержка психического развития как форма дизонтогенеза.  
2.3. Социально-педагогическая запущенность учащихся.  
2.4. Психолого-педагогическая поддержка детской одаренности.  
  Хрестоматия к разделу  
3. РАЗДЕЛ 3. Основные категории сурдопедагогики и тифлопедагогики
3.1. Особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.  
3.2. Нарушения речи. Причины. Классификация.  
3.3. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи.  
  Хрестоматия к разделу  
4. РАЗДЕЛ 4. Основные категории ортопедагогики
4.1. Дети с дефектами опорно-двигательного аппарата.  
4.2. Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  
  Хрестоматия к разделу  
5. РАЗДЕЛ 5. Отклонения в поведении у детей и подростков
5.1. Невротические состояния детей и подростков. Профилактика и коррекция.  
5.2. Сущность, причины, виды и формы отклоняющегося поведения детей и подростков.  
5.3. Ранний детский аутизм. Сущность, причины, коррекционная работа.  
5.4. Психологические особенности леворуких детей. Организация профилактики школьной дезадаптации леворуких.  
  Хрестоматия к разделу  
6. РАЗДЕЛ 6. Социальная реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с отклонениями с развитии
6.1. Проблемы социальной и школьной дезадаптации несовершеннолетних.  
6.2. Госдарственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.  
6.3. Современная система специального образования в России.  
  Хрестоматия к разделу  
  Словарь основных терминов и понятий  

Введение

Современный этап развития Российского общества носит кризисный характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий, проявляющихся на всех уровнях жизни, и сопровождается распадом привычных форм взаимодействия людей, включая взаимоотношения взрослых и детей. Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что не могло не сказаться негативно на положении детей. Большинство специалистов при анализе драматической картины, сложившейся в различных сферах детства, отмечают резкий рост психоэмоционального и духовного неблагополучия детей как характерную для современной России тенденцию.

Вследствие неблагоприятных социальных условий развития детства в нашей стране в настоящее время появляется большое количество детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, с нарушениями поведения, получившими название «детей риска».

На современном этапе развития нашего общества дети повсеместно испытывают на себе тяжесть последствий социально-экономического кризиса государства, что неблагоприятно сказывается на здоровье детской популяции России. Результаты статистики Министерства образования Российской Федерации свидетельствуют о том, что 4,5 % детей в России(1,7 млн.) нуждаются в постоянной помощи со стороны педагогов и врачей разных специальностей ввиду ограничения своих возможностей жизнедеятельности по причине нарушений психофизиологического развития и поведения, почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Процентный состав детей с недостатками развития, получающих специальную коррекционную помощь, в общей популяции детей школьного возраста по данным, опубликованным в конце ХХ века, выглядит следующим образом:

• дети с трудностями в обучении — 4,57 %;

• с недостатками речи — 2,86 %;

• умственно отсталые — 1,84 %;

• с эмоциональными нарушениями — 0,91 %;

• слабослышащие и глухие — 0,18 %;

• с недостатками моторики — 0,14%;

• с ослабленным здоровьем — 0,13 %;

• слепые и слабовидящие — 0,07 %;

• с множественными (сложными) дефектами — 0,07%.

Таким образом, около 11 % (10,77 %) детей школьного возраста имеют различные недостатки развития. Это примерно в 2,5 раза превышает процент детей, получающих специальную педагогическую помощь в России. Серьезную озабоченность, как теоретиков, так и практиков педагогики и психологии вызывает ухудшение здоровья школьников. По данным исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний, приобретенных, как правило, в процессе школьного обучения.

Цель данного учебного издания - помощь педагогам в формировании профессиональной компетентности для работы с проблемными, включаемыми ныне в “группу риска”, детьми со специальными образовательными потребностями.

Разделы знакомят с историей развития и современным состоянием специальной педагогики и специальной психологии, отражают теоретические и практические аспекты коррекционной работы, дают основы для организации дидактического взаимодействия с аномальными детьми.

Хрестоматии к разделамсодержат выдержки нормативных документов коррекционной работы в школе, цитаты книг и статей периодических изданий актуальной тематики, которые помогут читателям расширить рассмотренный в теме материал.

Словарь основных терминов и понятийпомогает освоить сложную и разнообразную терминологию курса.

Вопросы и тестыпозволяют проверить усвоение материала, способствуют организации самостоятельной работы по различным темам данного учебника.

Тематика учебного издания полностью соответствует типовому учебному плану факультетов дефектологии, коррекционной педагогики, специальной педагогики и специальной психологии.

Предлагаемая книга — это попытка представить основы специальной педагогики и специальной психологии как целостную область психолого-педагогической науки, выделить то общее, что характеризует все типы нарушенного психического развития, и вместе с тем в отдельных главах изложить основные данные, характерные для конкретных типов.

Авторы надеются, что такой подход позволит глубже понять общее и особенное в нарушениях психического развития учащихся системы специального образования.

Ваши отзывы и предложения наш авторский коллектив ждет по адресам:

[email protected]

[email protected]

С уважением к своим читателям авторы учебного издания

Наши рекомендации