С уважением к своим читателям авторы учебного издания
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е.Ю. Азбукина
Е.Н. Михайлова
Основы
Специальной педагогики
И психологии
Томск 2006
УДК 37 ББК 74.3я73 А 35 | Печатается по решению редакционно-издательского совета Томского государственного педагогического университета |
А 35 Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.
В данном учебнике рассматриваются вопросы становления национальных систем специального образования, зарубежный и отечественный опыт в этой области, особенности организации образовательного процесса при обучении лиц с нарушениями в развитии и особыми образовательными потребностями, основы дидактики специальной педагогики
Учебник адресован студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров, педагогам, родителям.
Он включает тематическое содержание, тестовые материалы и задания для самостоятельной работы студентов, словарь основных понятий и терминов.
Научный редактор: | доктор пед. наук, профессор В.И Ревякина Кафедра педагогики послевузовского образования ИТО ТГПУ |
Рецензенты: | доктор пед. наук, профессор А.П. Беликова Кафедра общей педагогики ГАГУ кандидат педагогических наук, доцент Т.Б. Черепанова ИРОС РАН |
ББК 74.3я73
© Томский государственный педагогический университет, 2006 © Е.Ю.Азбукина, Е.Н.Михайлова 2006 |
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ | ||
1. | РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы специальной педагогики | |
1.1. | Специальная педагогика и специальная психология в системе современных наук. | |
1.2. | История становления и развития систем специального образования. | |
1.3. | Отрасли специальной педагогики и специальной психологии. | |
1.4. | Основные категории специальной педагогики и психологии. | |
1.5. | Понятие «нормы» в развитии человека. | |
1.6. | Основные типы нарушенного психического развития детей. | |
Хрестоматия к разделу | ||
2. | РАЗДЕЛ 2. Основные категории олигофренопедагогики и олигофренопсихологии | |
2.1. | Основные виды интеллектуальных нарушений. | |
2.2. | Задержка психического развития как форма дизонтогенеза. | |
2.3. | Социально-педагогическая запущенность учащихся. | |
2.4. | Психолого-педагогическая поддержка детской одаренности. | |
Хрестоматия к разделу | ||
3. | РАЗДЕЛ 3. Основные категории сурдопедагогики и тифлопедагогики | |
3.1. | Особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями. | |
3.2. | Нарушения речи. Причины. Классификация. | |
3.3. | Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи. | |
Хрестоматия к разделу | ||
4. | РАЗДЕЛ 4. Основные категории ортопедагогики | |
4.1. | Дети с дефектами опорно-двигательного аппарата. | |
4.2. | Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. | |
Хрестоматия к разделу | ||
5. | РАЗДЕЛ 5. Отклонения в поведении у детей и подростков | |
5.1. | Невротические состояния детей и подростков. Профилактика и коррекция. | |
5.2. | Сущность, причины, виды и формы отклоняющегося поведения детей и подростков. | |
5.3. | Ранний детский аутизм. Сущность, причины, коррекционная работа. | |
5.4. | Психологические особенности леворуких детей. Организация профилактики школьной дезадаптации леворуких. | |
Хрестоматия к разделу | ||
6. | РАЗДЕЛ 6. Социальная реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с отклонениями с развитии | |
6.1. | Проблемы социальной и школьной дезадаптации несовершеннолетних. | |
6.2. | Госдарственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков. | |
6.3. | Современная система специального образования в России. | |
Хрестоматия к разделу | ||
Словарь основных терминов и понятий |
Введение
Современный этап развития Российского общества носит кризисный характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий, проявляющихся на всех уровнях жизни, и сопровождается распадом привычных форм взаимодействия людей, включая взаимоотношения взрослых и детей. Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что не могло не сказаться негативно на положении детей. Большинство специалистов при анализе драматической картины, сложившейся в различных сферах детства, отмечают резкий рост психоэмоционального и духовного неблагополучия детей как характерную для современной России тенденцию.
Вследствие неблагоприятных социальных условий развития детства в нашей стране в настоящее время появляется большое количество детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, с нарушениями поведения, получившими название «детей риска».
На современном этапе развития нашего общества дети повсеместно испытывают на себе тяжесть последствий социально-экономического кризиса государства, что неблагоприятно сказывается на здоровье детской популяции России. Результаты статистики Министерства образования Российской Федерации свидетельствуют о том, что 4,5 % детей в России(1,7 млн.) нуждаются в постоянной помощи со стороны педагогов и врачей разных специальностей ввиду ограничения своих возможностей жизнедеятельности по причине нарушений психофизиологического развития и поведения, почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Процентный состав детей с недостатками развития, получающих специальную коррекционную помощь, в общей популяции детей школьного возраста по данным, опубликованным в конце ХХ века, выглядит следующим образом:
• дети с трудностями в обучении — 4,57 %;
• с недостатками речи — 2,86 %;
• умственно отсталые — 1,84 %;
• с эмоциональными нарушениями — 0,91 %;
• слабослышащие и глухие — 0,18 %;
• с недостатками моторики — 0,14%;
• с ослабленным здоровьем — 0,13 %;
• слепые и слабовидящие — 0,07 %;
• с множественными (сложными) дефектами — 0,07%.
Таким образом, около 11 % (10,77 %) детей школьного возраста имеют различные недостатки развития. Это примерно в 2,5 раза превышает процент детей, получающих специальную педагогическую помощь в России. Серьезную озабоченность, как теоретиков, так и практиков педагогики и психологии вызывает ухудшение здоровья школьников. По данным исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний, приобретенных, как правило, в процессе школьного обучения.
Цель данного учебного издания - помощь педагогам в формировании профессиональной компетентности для работы с проблемными, включаемыми ныне в “группу риска”, детьми со специальными образовательными потребностями.
Разделы знакомят с историей развития и современным состоянием специальной педагогики и специальной психологии, отражают теоретические и практические аспекты коррекционной работы, дают основы для организации дидактического взаимодействия с аномальными детьми.
Хрестоматии к разделамсодержат выдержки нормативных документов коррекционной работы в школе, цитаты книг и статей периодических изданий актуальной тематики, которые помогут читателям расширить рассмотренный в теме материал.
Словарь основных терминов и понятийпомогает освоить сложную и разнообразную терминологию курса.
Вопросы и тестыпозволяют проверить усвоение материала, способствуют организации самостоятельной работы по различным темам данного учебника.
Тематика учебного издания полностью соответствует типовому учебному плану факультетов дефектологии, коррекционной педагогики, специальной педагогики и специальной психологии.
Предлагаемая книга — это попытка представить основы специальной педагогики и специальной психологии как целостную область психолого-педагогической науки, выделить то общее, что характеризует все типы нарушенного психического развития, и вместе с тем в отдельных главах изложить основные данные, характерные для конкретных типов.
Авторы надеются, что такой подход позволит глубже понять общее и особенное в нарушениях психического развития учащихся системы специального образования.
Ваши отзывы и предложения наш авторский коллектив ждет по адресам:
С уважением к своим читателям авторы учебного издания