Историография проблемы
История развития Дошкольного образования в Нижнем тагиле
Студентка:
Концовенко Екатерина Владимировна
Специальность 050144
«Дошкольное образование»
Группа № 24
Руководитель:
Будылева Наталья Валерьевна
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1
1.1. История становления дошкольного образования за рубежом..................8
1.2. Развитие системы дошкольного образования в России…………………18
1.3. Становление системы дошкольного образования в Нижнем Тагиле…..22
1.4. Современное состояние дошкольного образования в Нижнем Тагиле..26
Заключение……………………………………………………………………...30
Библиографический список……………………………………………………32
Приложение……………………………………………………………………..33
Введение
Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Конституция Российской Федерации гарантируется каждому гражданину страны бесплатное образование, в том числе дошкольное [9, с.9].
В законе «Об образовании в Российской Федерации», рассматривается, что Дошкольное образование направлено на разностороннее развитие ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, укрепление здоровья детей дошкольного возраста с помощью образовательных программ, а также индивидуального подхода к воспитанию ребенка. [3. с. 67]
Таким образом, можно сделать вывод, что система дошкольного образования — это начальное звено в системе непрерывного образования, воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.
Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки. С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно–экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения.
Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие. Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности.
Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах, затрагивающих государственно–хозяйственный механизм, политику и идеологию, правовые основы государства. Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.
Историография проблемы.
Исследованиями по истории образования и, в частности, реализуемых в нем реформ, занимаются представители различных отраслей науки: историки, педагоги, психологи, социологи, экономисты и др. Отечественными исследователями была осуществлена значительная работа по изучению истории реформирования системы дошкольного образования, как по всей стране, так и в Нижнем Тагиле.
Основу современного отечественного воспитания составили идеи, высказанные отечественными педагогами и психологами (Е.И. Тихеева, Л.К. Шлягер, М.Х. Свентицкая, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е.И. Кондрата, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев и др.). В этих работах рассматриваются вопросы воспитания, разработка содержания и методов работы детских садов, сенсорного воспитания и ознакомлению детей с природой, идея целенаправленного руководства психического развития ребенка, значение семейного воспитания, необходимость подготовки к обучению в школе, ценность дошкольного детства и его роль в психическом развитии взрослого. После революции 1905–1907 гг. широкое распространение получила теория «свободного воспитания», выразителем которой в России был К.Н. Вентцель. Он выступал за преобразование общественного строя путем свободного воспитания творческих личностей в направлении, указываемом природой самого ребенка.
В 1917 г. в России происходят преобразования, которые затронули и образование. Начинает, создается единая государственная система народного образования. К 1920 г. В РСФСР было открыто до 5 тысяч дошкольных учреждений, охватывавших до четверти миллиона детей. Опытный детский сад, возглавляемый Е.И. Тихеевой, работал в Петрограде. Следуя идеям К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева четко ставила вопрос о программе для детей дошкольного возраста, обучении детей. Развивается сеть детских учреждений в деревне.
В это время встает вопрос о комплексности и систематичности педагогического процесса детского сада. С особой остротой поднимается вопрос о программе детского сада, ее структуре, содержанию. Так при участии большого коллектива теоретиков и практиков разрабатываются такие документы, как «Проект программы детского сада», «Программы и внутренний распорядок детского сада», «Руководство для воспитателя детского сада».
Системе дошкольного образования Нижнего Тагила посвящено значительно меньше литературы, в связи с узостью темы, но существуют краеведческие работы, не большие статьи, посвященные истории отдельных детских садов. Комплексных исследований посвященных изучению системы дошкольного образования Нижнего Тагила не было обнаружено, в связи с этим, наша работа является весьма актуальной.
Анализ степени изученности проблемы позволил сформулировать объект и предмет исследования.
Объектом данной работы является система дошкольного образования в России.
Предметом – система дошкольного образования в Нижнем Тагиле.
Целью работы является анализ процесса развития системы дошкольного образования в Нижнем Тагиле.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
1. Изучить психолого–педагогическую литературу по дошкольному образованию
2. Раскрыть особенностей дошкольного образования в России
3. Раскрыть особенности дошкольного образования Нижнем Тагиле
В качестве методологической основы исследования применялись современные методы научного познания: научное исследование, сравнение, аналитический, системный и другие.
Таким образом, использование совокупности методов позволило провести комплексное исследование, что в настоящее время кардинально изменилась система ДОУ. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду — «детский сад» добавились новые с различными направлениями развития детей, также появились детские сады для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, детский сад – центр развития ребенка и другие. [7, с. 7].
Глава 1