ТЕМА №9. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Возрастная периодизация.
А. Возрастная психология и педагогика.
Младенчество /первый год жизни/. Преддошкльный возраст /1 – 3 года/. Дошкольный возраст /3 – 6 лет/. Младший школьный возраст /6 – 10 лет/. Средний школьный (подростковый) возраст /10 – 15 лет/. Старший школьный возраст (юность) /15 – 17 лет/. + юность: второй период /17-21 год/.
Б. Возрастные периоды в развитии ребенка. Период непосредственно-эмоционального общения. /0 –1 год/. Период предметно-манипулятивной деятельности /1 – 3 года/. Период игровой деятельности /3 - 6 лет/. Период учебной деятельности /6 – 10 лет/. Период общественно-полезной деятельности. /10 – 15 лет/. Период учебно-профессиональной деятельности /15 – 17-18 лет/.
Психолого-педагогические особенности и специфика воспитания детей младшего школьного возраста.
Изменяется уклад жизни. Ведущей деятельностью вместо игры становится учение. Большое значение здесь имеют широкие социальные мотивы – долга, ответственности и т.д. Познавательный интерес (к содержанию и процессу обучения) у большинства детей находится на низком или средненизком уровне /Фридман, Кулагина/. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа. Первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избегание неприятностей) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника /остается единственным мотивом учения у 20% учащихся/.
Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга.
Восприятие младших школьников отличаетсянеустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью.
Внимание младших школьниковнепроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ученика начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания /И.П.Подласый/.
Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – развить интеллект до понимания уровня причинно-следственных связей. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью — учить детей говорить!
Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер.
Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь).
Межличностные отношения младших школьников носят аморфный характер. Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе.
Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения. Вместе с тем, альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена /Фридман, Кулагина/.
Класс не является рефрентным для ребенка. Огромный авторитет, которым пользуется учитель. Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя.
Большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию.
Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производственный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, носит характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой: /развиваются трудолюбие, культура движений, навыки коллективных действий, разносторонняя активность/.
Становление личности мл. шк-ка происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного).
Психолого-педагогические особенности и специфика воспитания детей среднего школьного возраста.
Переход от детства к юности. Бурный рост и развитие всего организма. Н.К.Крупская: подросток – полуребенок-полувзрослый, уже не ребенок, но еще не взрослый. Половое созревание организма нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания/. Продолжается развитие нервной системы. Неравномерность физического развития – порывистость движений, их плохая координация. Восприятие более целенаправленно, планомерно и организованно /чем у мл. шк./
Специфическая избирательность внимания: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков… Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.
Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. В речи заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям.
Средний школьный возраст – наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.
Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
Развернутая общественно-полезная деятельность, где разные ее виды объединены единым стержнем – мотивом пользы для людей, приобретает ведущее значение в психологическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом.
Дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения подростка по отношению к взрослым. Подростковый возраст – период кризиса. /другие кризисы – в 1 год, в 3 года и в 7 лет/.
В 12 – 14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Проявления: упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, грубость и нарочитость поведения, стремление поступать наперекор желанию и требованию взрослых, игнорирование замечаний…
Причина кризиса – появление у ребенка новых потребностей, удовлетворение которых серьезно затруднено /в силу его недостаточной социальной зрелости/.
Внешние факторы, способствующие кризису: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению. Подростков не устраивают отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения.
Бывают случаи бескризисного развития ребенка – в случае, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние смогли удовлетворить свои новые потребности.
Иногда кризис может проходить в сглаженной форме или быть сдвинутым по времени. Подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности он, как правило, не может. Отсюда – стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т.д.
Подросток больше ориентируется на сверстников, чем на взрослых, поэтому ему очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.
Учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно-полезную деятельность.
Важно учитывать не только итог труда ребенка, но и усилия, которые он предпринял.
Одна из самых серьезных проблем подростка – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с поступками, действиями, поведением – с другой.
Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и потому очень разнообразны. /Проблема негативных, антисоциальных ценностей, кумиров/. Прогрессируют инфантилизм, безразличие, социальная незрелость.
Внешние формы коммуникативного поведения противоречивы: с одной стороны – стремление во что бы то ни стало быть такими же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны – стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга и лихорадочная смена приятелей.
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но при этом отмечается и отсутствие норм.
Раннее физическое развитие (акселерация), давая преимущества в росте, физической силе, способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.
Наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимным доверием. Существует и тяга подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость…
Главная ценность отметки состоит в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств – значимость отметки падает.
Подростки воспринимают учителей через призму общественного мнения класса.
Основная форма самопознания подростка – сравнение себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками.