Эмоциональные состояния
Существует много видов эмоциональных состояний, что соответствует многообразию эмоций. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства, аффекты, настроения, страсти, стрессы.
Понятия «чувства» и «эмоции» означают два разных, хотя и взаимосвязанных явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т.п.). Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях.
Они являются реакцией не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире», чем опыт его индивидуальных переживаний; он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.
Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся, печалимся или гордимся обязательно кем-то или чем-то; приятными или тягостными бывают наши мысли, представления и т.п. Предмет эмоций может быть не только реальным, объективным, но и идеальным, воображаемым.
Чувство – это более сложное, чем эмоции, постоянное отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности его личности (чувство патриотизма, совесть, стыд, гордость, любовь к труду и т.д.). Чувства характеризуются устойчивостью, длительностью.
Они свойственны только человеку. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Например, чувство любви к близкому человеку может по-разному проявляться в зависимости от обстоятельств: в радости при его успехе, огорчении при неудаче, гордости за него или же в возмущении им в случае, если его поведение не соответствует ожиданиям субъекта чувства. Чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить или исчерпать сиюминутные эмоции.
Чувства социально обусловлены и имеют предметный характер. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся.
Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Нравственные чувства выражают отношения человека к человеку и обществу. К нравственным чувствам относятся: любовь, сострадание, гуманность, преданность, ненависть, доброжелательность и др. Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же – в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности – как эмоции презрения, отвращения и т.п.
Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.
В процессе индивидуального развития чувства появляются позже ситуативных эмоций. Предметами чувств становятся те явления и условия, которые значимы для человека и поэтому воспринимаются эмоционально. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций.
Еще одна сторона проявления чувств человека – различение их модальности, качества переживания. Наиболее выпукло этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций, разработанной американским психологом К. Изардом. Он выделил десять фундаментальных эмоций: интерес – возбуждение, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь – к отрицательным. Из этих десяти фундаментальных эмоций образуются сто двадцать эмоциональных комплексов – триад (горе – гнев – отвращение; страх – стыд – вина и т.д.) (рис. 16).
Рис. 16. Формы эмоций
Эти эмоциональные комплексы имеют адаптационную, приспособительную функцию и характерные внешние мимические, нервно-мышечные выразительные проявления.
Устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека, называется страстью. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных моментов.
Страсть заставляет человека упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять себе удовлетворение потребностей, лежащих в их основе, воображать и всесторонне обдумывать действительные или только возможные препятствия и трудности на пути к этому удовлетворению. Страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком. Будучи выражением глубоко избирательного отношения личности к миру, страсти могут быть положительными и отрицательными. То, что не связано с господствующей страстью кажется незначимым, перестает интересовать и волновать человека, порой просто забывается. То, что связано – захватывает, волнует, привлекает внимание, запоминается. Неудовлетворенная страсть обычно порождает сильные эмоции и даже аффективные вспышки (гнева, возмущения, отчаяния, обиды и т.д.).
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающееся явно выраженными двигательными висцеральными (внутриорганическими) про-явлениями. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведением. Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.
Настроение представляет собой устойчивые эмоциональные состояния относительно слабо выраженные. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску. С.Л. Рубинштейн выделял две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, они не предметны, а личностны; когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное и т.д. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими людьми, как он воспринимает и осознает происходящее с ним, как относится к событиям своей жизни.
Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания, приближающуюся к настроениям, представляет эмоциональный стресс.
Стресс является особой формой эмоционального переживания, возникающей в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил. Он проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования.
Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния.
Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фаза стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.
На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном, режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза – истощение – становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.
У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремленности. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание, и удержать его на нужном уровне концентрации, появляется суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.
Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния.
Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.
Теории эмоций
Необходимо отметить, что чисто психологических теорий эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанные с ними вопросы, т.к. всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями.
Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения у Ч. Дарвина. Он считал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособительные механизмы к обстоятельствам жизни. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.
Биологическая теория П.К. Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Согласно этой теории положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий.
Хотя наличие потребности представляет обязательное условие возникновения эмоций, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение явилось отправной точкой для построения П.В. Симоновым информационной теории эмоций. Согласно Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э=П - (Н-С).
Из данной формулы следует, что:
- эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности – если система вполне информирована;
- при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;
- положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).
Таким образом, согласно информационной теории сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации.
Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) исходит из того, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, т.е. тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе (соответствии). Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех условиях, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности имеется несоответствие – диссонанс.
Джемс (Джеймс) и независимо от него Ланге предложили «периферическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным влиянием – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциональный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».
В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил: «Мы боимся, потому что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.
Теория Джеймса – Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.
Эмоции и личность
Эмоции неотделимы от личности. Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстей человека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество как эмоциональность. Это качество можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью понимается также сила влияния эмоций на мышление и поведение.
Охарактеризовать личность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность. Как писал С.Л. Рубинштейн, все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств.
В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т.д. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.
В связи с этим С.Л. Рубинштейн считал, что характерологически существенным являются различия между эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами. Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; у них господствует аффективность; они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны; для них само чувство с его захватывающим волнением важнее его объекта. Сентиментальные натуры, скорее, созерцают свои чувства, любуясь их переливами; они чувствительны, но пассивны; любовь для них по преимуществу любование. Натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии; их не удовлетворяют ни переживания друзей, ни созерцательное любование его объектом; для них чувство – это страстное стремление.
Эмоциональность является врожденной, но аффекты и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; повышением уровня сознательного волевого управ-ления и контроля своих чувств; постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности и т.д.).
Как писал С.Л. Рубинштейн, когда определенная эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности.
Эмоции могут быть мощным стимулом к деятельности, мобилизующим нашу энергию. Главное заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Эта задача имеет также большую актуальность для людей, занятых в сфере сервиса. Следует отметить, что эмоции и чувства являются мощным средством психического воздействия на окружающих людей. Работники сферы сервиса не должны и не могут постоянно скрывать своих эмоций и чувств. Их радость и удивление, досада и восхищение являются результатом их морально-оценочной деятельности. Чуткость, отзывчивость, искреннее сопереживание – все это возможно лишь при достаточно высоком уровне эмоционального развития личности.
Для людей, работающих в сфере сервиса, крайне важно уметь оказывать эффективное влияние на эмоциональное состояние других людей, чтобы усиливать и расширять положительные эмоциональные реакции, одновременно ослабляя или вовсе исключая возникновение эмоционально-отрицательных реакций окружающих людей. Следует помнить, что нежелательные эмоциональные реакции возникают, чаще всего, в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности, состоянии крайней усталости, во время фрустрации, когда люди раздражены, их дела идут не так, как хотелось бы, а важные жизненные планы неожиданно рушатся. Причинами нежелательных реакций могут быть также эмоциональная неуравновешенность, нервозность, плохой характер. Работники сферы сервиса должны быть готовы к нейтрализации негативных эмоциональных проявлений со стороны клиентов и уметь при необходимости оказать эффективную психологическую помощь нуждающимся в этом людям.
Для того чтобы человек, работающий в сфере сервиса, смог полностью реализовать свой творческий потенциал, необходимо, чтобы он овладел навыками эмоциональной саморегуляции. В настоящее время имеется богатый арсенал средств оптимизации эмоционального состояния: различные техники нервно-мышечной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), различные техники самовнушения, аутогенная тренировка (AT), медитация, йога и др. Каждый может выбрать подходящий ему метод и, применяя его, оптимально использовать энергию для разрешения поставленных в жизни задач.