Интерпретация результатов. Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки

Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы. Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:

Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

3.4 Составление социально-психологического паспорта студенческой группы

Социально-психологический паспорт группы составляется с целью построения эффективной воспитательной работы в группе и состоит из следующих разделов:

1. Социально-демографический состав группы.

2. Общественно-политический стиль группы.

3. Профориентация и учебная деятельность.

4. Межличностные отношения в группе и уровень ее развития.

5. Индивидуально-психологическая характеристика студентов группы.

6. Выводы и предложения.

Вместе с тем паспорт учебной группы может составляться и по следующему образцу:

1. Характеристика группы как коллектива. Уровень его воспитанности, дисциплинированности, успеваемости.

2 Официальная структура студенческого коллектива. Состав группы: количество юношей и девушек, средний возраст, социальное происхождение. Его актив. Краткая характеристика студентов, пользующихся коллективными симпатиями (на основе проведенной социометрии).

4. Общая характеристика организации учебной деятельности студенческого коллектива (средний балл успеваемости, общая мотивация и др.).

5. Участие студенческого коллектива в общественной деятельности кафедры, факультета, университета, общественно значимые цели, потребности студентов.

6. Сплоченность членов коллектива.

7. Общественное мнение в коллективе.

8. Качественная и количественная характеристика меж­личностных взаимоотношений. Психология взаимоотноше­ний студентов в микрогруппах. Дружеские пары.

9. Характеристика отдельных студентов как членов коллектива. Анализ престижа и социальных ролей студентов (студент-общественник, студент-исследователь, спортсмен, участник художественной самодеятельности и т.п.).

10. Анализ конкретных фактов воспи­тывающего влияния коллектива на личность студента, а также влияние отдельных студентов на коллектив (учебную группу).

11. Специфические черты данного студенческого коллектива, которые вы можете выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала.

12. Влияние социального окружения: ученых, преподавателей, административного аппарата на коллектив студентов.

13. Ваши предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным студенческим коллективом (со стороны куратора-эдвайзера, преподавателей, декана по воспитательной работе).

Рекомендуемая литература

1.Смирнов, С.Д.Педагогика и психология высшего образования [Текст]: Учеб. пособие: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 271 с.

2. Смирнов, С.Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.Д. Смирнов. - М.: Академия, 2003. - 304 с.

3.Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин.- 2-е изд.. - CПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.

4. Педагогика [Текст]: учеб. для вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Пед. общ-во России, 2004. - 608 с.

5.Практическая психология [Текст]: учебник / под ред. М.К. Тутушкиной. - М.: АСВ,; CПб. : Дидактика Плюс, 1997. - 336 с

6. Системный анализ и принятие решений [Текст]: словарь-справочник: учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. – М.: Высшая школа, 2004.- 616 с.

Наши рекомендации