Английский опыт школьного обучения умственно отсталых детей
В Германии первый специальный класс для отсталых детей открылся в 1859 г., к 1893/1894 учебному году подобные классы имелись в 32 городах, в них обучалось около 2300 умственно отсталых детей. Во Франции пробные вспомогательные классы появляются в начале XX в., к 1912 г. их число не превышает 30, а количество учащихся едва перевалило за семь сотен. Что касается Англии, то здесь инициатива принадлежит Лондону и старинному городку Лестер (административному центру графства Лестшир), в этих городах в одном и том же 1892 году впервые было организовано обучение детей с легкими формами умственной отсталости.
В 1899 г. английский парламент принимает билль «Permissi-ve act». Показательно название закона, слово «permissive» имеет в английском языке несколько значений, одно из них — гарантированное разрешение, другое — толерантность, терпимость. Согласно новому акту, графствам разрешалось организовывать по своему усмотрению школы для слабоумных. Спустя всего несколько лет — к 1904/1905 учебному году — школы для умственно отсталых детей имелись уже в 31 городе Великобритании (см. таблицу 5).
Таблица 5
Английские учебные заведения для умственно отсталых детей (1904/1905 учебный год)
№ п/п | Город | Количество учебных заведений | Количество учащихся |
Лондон | |||
Уолтемстоу | |||
Уэст-Хем | |||
Бирмингем | |||
Бредфорд | |||
Бристоль | |||
Ливерпуль | |||
СО | Манчестер | ||
Вилсден (Бол. Манчестер) | |||
Болтон (Бол. Манчестер) | |||
Солфорд (Бол. Манчестер) | |||
Олдем (графство Манчестер) | |||
Ноттингем | |||
Лидс | |||
Шеффилд | |||
Бернли (графство Ланкастер) | |||
Кардиф | |||
Брайтон | |||
Барри (Уэльс) | |||
Биркинхед (графство Мерсисайд) | |||
Вулвергемптон | |||
Галифакс | |||
Дарлингтон | |||
Девенпорт | |||
Дерби | 1 |
1 По Н. П. Постовскому, Е. А. Бергман, М. Н. Постовской, 1912 [18].
№ п/п | Город | Количество учебных заведений | Количество учащихся |
Лестер | \ 1 | ||
Ньюкасл | |||
Оксфорд | ! | см | |
Плимут | |||
Редцинг | |||
Хартлепул | |||
Итого |
Нетрудно заметить лидерство столицы и явный разброс количества детей по отдельным учебным заведениям; если в школе города Реддинг их 17, то в Биркинхеде — 130. Очевидная несуразица объясняется тем, что, во-первых, при сборе статистики составители неправомерно объединили в графе «Учебные заведения» и классы, и школы, во-вторых, под привычным для нас термином «школа» английские составители отчета подразумевали учреждения разного типа, да еще и с разными кон-тингентами учащихся. В начале XX в. в Англии одновременно действовали: центры, специальные школы для дефективных детей, а также школы специального обучения.
Если вычленить собственно классы и школы для умственно отсталых детей, то учащихся окажется около 4000. Для сравнения: в том же 1904/1905 учебном году во вспомогательных школах Германии за парты село 15 тыс. учащихся. Как случилось, что при наличии действовавшего с 1899 г. закона об обучении умственно отсталых в приют они попадали чаще, чем в школу? Причина — в формулировке закона, точнее, в позиции государства. Если Германия на рубеже XX в. приняла Закон об обязательном обучении, то Великобритания ограничилась актом, разрешающим обучение. Английский закон передал инициативу по учреждению вспомогательных классов органам местного самоуправления, предусматривая небольшую государственную субсидию в случае решения города или графства открыть учебное заведение, но при этом государство оставляло за собой право контроля правильности их расходования и качества обучения. Таким образом, открывая школу, местные органы самоуправления не только принимали на себя большую часть расходов по ее содержанию, но и оказывались под контролем государственных чиновников. Организация специального обучения на местах полностью зависела и от финанСовых возможностей региона, и от позиции властных структур i рафства (города), и от ценностных предпочтений жителей региона, обладающих правом голоса (избирателей). Анализ географии специального обучения в Великобритании свидетельствует, что наиболее интенсивно оно вводилось в столице, университетских городах, в графствах с преобладанием городского населения.
Напомним, обучение глухих и слепых детей правительство поручило руководству элементарных школ в 1893 г., спустя шесть лет благодаря «Permissive act» было дано разрешение на обучение детей с физическими нарушениями, умственной отсталостью и детей, страдающих эпилепсией.
Закон 1899 г. не вызвал энтузиазма у органов местного самоуправления, однако в обществе нашлась другая сила, заинтересованная в его реализации и способная оказывать общественное влияние на власть. Обеспокоенные судьбой аномальных детей общественные организации создали Национальную ассоциацию помощи дефективным детям (1903). Ассоциация пропагандировала необходимость специального образования и побуждала общины к открытию специальных школ, она также взяла на себя опеку и трудоустройство выпускников. Усилия активистов сказались достаточно быстро, через два года (1904/1905 учебный год) число учебных заведений составило 152, количество же учащихся — 7,5 тыс. Еще через восемь лет (1912/1913 учебный год) Англия имела уже 177 школ, численность учеников почти удвоилась, достигнув 12,5 тыс. детей. Развитие системы обучения умственно отсталых детей не вызывает сомнений, но если помнить о том, что Германия годом раньше посадила за парты 35 тыс. умственно отсталых детей, то достижения Англии уже не кажутся столь убедительными.
Великобритания первенствовала по другому показателю -по обеспечению комфортных условий обучения. Школы размещались в специально построенных или приспособленных, хорошо оборудованных зданиях, обязательно имели территории для спортивных игр и прогулок. Согласно английской традиции, учащиеся проживали дома, интернатная форма организации обучения умственно отсталых не поощрялась. Вспомогательные школы обслуживали детей, проживающих в ограниченном радиусе от учебного заведения, как правило, он не превышал 20 миль. (Назовем это требование «правилом радиуса».) Устроители считали важной проблемой доставку детей в школу. Во имя комфорта в Лондоне организовали специальную омнибусную службу доставки, за наиболее ослабленными детьми прибывала карета скорой помощи, приспособленная для транспортировки пассажира в лежачем положении, в необходимых случаях детей сопровождала сиделка. Доставку учеников заведение брало на себя, в силу чего стоимость «дорожных расходов» съедала значительную часть школьного бюджета. Дороговизна транспортировки подопечных и «правило радиуса» принуждали англичан пытаться организовать обучение умственно отсталых детей в стенах элементарной школы по месту жительства, равнение специальной школы на элементарную сказалось и на установлении сроков обучения, и на выборе программы образования.
«Permissive act» (1899) установил, что «для умственно отсталых детей обязательно школьное обучение до 16-летнего возраста». Проведение отбора во вспомогательную школу возложили на так называемую школьную комиссию. Как и немецкий, английский закон предусматривал некоторое принуждение родителей, правда, не столь жесткое, как в Германии. «Родители, которые не посылают аномального ребенка на исследование, назначенное школьной комиссией, могут подвергнуться штрафу». В соответствии с присущей английскому обществу политической культурой Акт 1899 г. оставлял за родителями право участвовать в решении судьбы ребенка, в частности, родители имели право «требовать от школьной комиссии назначения специального исследования» в случае признания ребенка умственно отсталым. Результаты исследований фиксировались, по закону родитель мог получить подробное письменное заключение на руки, в случае направления ребенка во вспомогательную школу родители имели право требовать (не чаще одного раза за полугодие) повторного испытания. Государство не видело смысла удерживать ученика во вспомогательной школе, более того, стремилось сократить число ее учащихся, а потому закон вменил в обязанности школьной комиссии «от времени до времени устраивать испытания детей с целью определения, нет ли таких, которые могут быть переведены в нормальные классы».
Учреждение в стране Общей медицинской инспекции (1908) способствовало введению единообразных методов диагностики и отбора детей в специальные школы. Любопытно, что вспомогательная школа рассматривалась не только как место постоянного обучения умственно отсталых, но и как место временного обучения педагогически запущенных детей, которые в дальнейшем могли вернуться в общеобразовательную школу.
Копируя цели элементарной и индустриальной школ, вспомогательная школа уделяла некоторое внимание ремесленному обучению, но не более того, а потому не удивляет показатель эффективности: в 1912 г. способными к трудовой деятельности признали 40—45% выпускников вспомогательных школ. Известно, в Германии этот показатель был в два раза выше, но стремилась ли Англия достичь уровня немецких показателей? Полагаем, нет. На английском рынке труда умственно отсталым ремесленникам не было места, неквалифицированную и малоквалифицированную работу исполняли выходцы из колоний, да и уровень безработицы в стране оставался высоким. Трудоппс обучение умственно отсталых в немецком понимании на ор|панском острове не имело смысла. По мере того как росло i и нгчество вспомогательных школ и соответственно число подростков, их заканчивающих, обозначилась новая, ранее неосознаваемая проблема: по выходе из школы выпускники оказывались предоставленными сами себе и могли надеяться исключительно на внимание и заботу благотворительных организаций. Наиболее остро встал вопрос о детях с грубыми интеллектуальными нарушениями, неспособных во взрослой жизни существовать самостоятельно.
Признав проблему, парламент ищет ее правовое решение и создает очередную комиссию, итогом десяти лет работы становится Акт о дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправках к законам о душевнобольных (1913). Закон в новой редакции оказывается самым полным и детализированным нормативно-правовым актом среди всех аналогичных европейских законов первой четверти XX в. Особо тщательно английский закон рассмотрел вопросы опеки глубоко умственно отсталых детей, частично признавались их права, в частности право на защиту от вредных для них действий и опасных посягательств, устанавливалась ответственность за плохое обращение со слабоумными. С другой стороны, закон защищал общество от асоциальных действий умственно отсталых. Во исполнение гарантий, предоставленных законом, создается Центральный государственный совет с филиалами (комиссиями) на местах, которые организуют сбор статистических данных, планируют открытие необходимых учреждений, распределяют и контролируют финансовые средства, обеспечивают патронаж и индивидуальную опеку нуждающихся.
Через год принимается очередной закон (1914), который делает специальное образование обязательным. Органам самоуправления вменяется в обязанность открывать специальные школы, определяются возможные виды специальных учреждений. Открытие большего числа школ потребовало привлечения педагогических кадров, в спецшколы приглашаются наиболее опытные, лучшие учителя из элементарных школ. Акт 1914 г. вселил надежду на дальнейшее продуктивное развитие английской национальной системы специального образования.
В отличие от Франции, в Англии сложились все необходимые условия для организации системы специального образования:
• принят Закон об обязательном всеобщем образовании граждан обоего иола;
• страна переживает экономический подъем;
• государство и общество признало права глухих, слепых, умственно отсталых граждан на специальное образование, труд, медицинскую и социальную помощь;
общество считает образование ценностью;
• традиция деятельной благотворительности является сл жившейся и укоренившейся в обществе;
• развито университетское образование;
• страна располагает хорошо образованными врачами и педагогами, налажен процесс их подготовки;
• положение людей с отклонениями в развитии может обсуждаться в прессе, их права защищают общественные организации.
В отличие от Германии, инициативу строительства сети специальных школ правительство передало на местный уровень, финансирование же специальных образовательных учреждений по преимуществу обеспечивалось частными благотворителями. В стране с высоким уровнем правовой культуры, находящейся на пике своего политического могущества и экономического подъема, предложенный принцип финансирования оказался эффективным, но как только Англия вступит в мировую войну, войдет в полосу экономической нестабильности, объем пожертвований стремительно сократится и специальная школа окажется на голодном пайке. Еще вчера казавшееся прогрессивным решение государства передать инициативу открытия образовательных учреждений на места в новых экономических и военно-политических условиях сыграет со специальной школой злую шутку — власти крупных городов и графств откажутся от своих полномочий. Закон продолжал существовать, но при отсутствии бюджетного финансирования и истощении средств частных благотворителей его исполнение окажется невозможным. Благодаря наличию в стране закрытых привилегированных учебных заведений качество помощи детям из имущих слоев населения не ухудшится, а потому их влиятельные родители не станут добиваться развития сети государственных специальных школ. Все это станет очевидным после вступления Великобритании в Первую мировую войну, но это случится, согласно нашей периодизации, в следующем — четвертом периоде.