Основные классификации организационных форм обучения
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
К числу главных классификаций организационных форм обучения, как правило, относят:
• количество учащихся, участвующих в процессе обучения;
• место учебы учащихся;
• продолжительность учебных занятий.
По количеству учащихся различают индивидуальные и коллективные формы организации их работы. Применительно к месту работы эти организационные формы обучения обычно делят на школьные занятия (учеба в классе во время урока, работа в лаборатории, в школьной мастерской и т. д.), а также внешкольные формы работы (домашняя работа, экскурсия, занятия на предприятиях и т. п.).
Наконец, с точки зрения времени работы учащихся можно говорить о классных и внеклассных занятиях. Первые происходят на уроках в классе, отсюда и их название, вторые же — во время, выходящее за пределы классных занятий.
Внеклассные занятия могут проводиться как в школе (например, в красном уголке), так и за ее пределами в виде внешкольных занятий. Некоторые внеклассные занятия (экскурсии, работа учащихся на промышленном предприятии и т. п.) организуются во время, предназначенное для проведения урока. С точки зрения рассматриваемого кригерия времени обучения их следовало бы отнести к классным занятиям.
С учетом пересечения между собой организационных форм преподавания, вытекающего из неразделимости рассматриваемых оснований классификации, особенно времени и места работы учащихся, для дальнейшего рассмотрения мы выберем формы, наиболее типичные для нашей школьной системы:
• индивидуальное обучение;
• коллективное обучение и в его рамках так называемую урочную систему, точнее — уроки в классе, лабораторные занятия и занятия в мастерской;
• внеклассные и одновременно внешкольные занятия, а именно: домашнюю работу учащегося и экскурсии.
30. Системы и структуры воспитательного процесса. Формы воспитания.
Структура и система воспитательного процесса
Поскольку воспитательный процесс выступает как особая целенаправленная и упорядоченная деятельность, он имеет свою структуру, т.е. совокупность компонентов, обеспечивающих эффективность протекания данного процесса и отражающих последовательность его организации:
1. проектирование воспитательного процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания {целевой компонент);
2. определение объема и характера материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности воспитанников {содержательный компонент);
3. организация разнообразной деятельности, позволяющей реализовать
намеченные цели в ходе применения методов, форм и средств воспитания
{организационно-деятельностный компонент);
4. регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе реализации различных видов деятельности на основе принципов воспитания {регулировочный компонент);
5. контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач {оценочно-результативный компонент).
Наличие данных компонентов в воспитательном процессе позволяет структурировать воспитание как систему, состоящую из множества более мелких систем: системы целей, содержания; методов, форм и средств воспитания.
Под системой содержания воспитания понимают совокупность качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленньми целями.
Система методов воспитания объединяет совокупность методов, под которыми понимают пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников по достижению целей воспитания. В системе методов воспитания выделяют несколько классификаций:
1) по характеру воздействия на личность воспитанника:убеждение,
• упражнение,
• поощрение,
• наказание;
2) по источнику воздействия на личность воспитанника:
• объяснительно-репродуктивные методы;
• проблемно-ситуативные методы;
• методы приучения и упражнения;
• методы стимулирования;
• методы торможения;
• методы руководства;
• методы самовоспитания;
3) по результатам воздействия на личность воспитанника:
— методы, влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие
представления, понятия, идеи;
— методы, влияющие на привычки, определяющие тип поведения.
4) по направленности воздействия на личность воспитанника:
• формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;
• организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения;
• оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков. Наиболее известной является классификация системы методов воспитания,
выделяемая на основе комплексности воздействия на личность воспитанника: и включающая:
• методы формирования сознания личности;
• методы организации деятельности и опыта общественного поведения;
• методы стимулирования поведения личности.
Система форм воспитания включает многообразные варианты организации конкретного воспитательного процесса и выражается в совокупности воспитательных мероприятий, которые классифицируются по различным основаниям:
1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников:
• индивидуальные (для одного воспитанника);
• групповые (для нескольких воспитанников);
• коллективные (для всего класса);
• массовые (общешкольные, городские).
2) в зависимости от преимущественно используемого средства:
— игровые формы (имитации, соревнования и др.);
— формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения,
индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.);
— формы общения (прямое, опосредованное и др.);
3) в зависимости от преимущественно используемых методов:
• словесные формы (информации, собрания, митинги и т.п.);
• наглядные формы (выставки, стенды и др.);
• практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.).
•
Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение.
Формы воспитания в педагогике предусматривают взаимосвязь и взаимодействие между преподавателем и учащимся. Классификация педагогических форм очень велика, но из них выделяют три основные:
1. Индивидуальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.
Индивидуальная форма воспитания
Смысл индивидуальной формы в том, что к каждой маленькой личности нужен особый подход. С помощью совместных бесед, оказания помощи, душевных разговоров и доверия можно достичь высоких уровней в процессе развития. Главной задачей педагога является изучение личности ученика.
Групповое воспитание
Обучение в групповой форме развивает гуманные отношения среди детей, усовершенствует коммуникабельность. Наставник в этом случае участвует в роли организатора. Его цель – добиться взаимопонимания и уважения между участниками.