Воспитательный потенциал клуба, формы клубной деятельности
Процесс социализации включает воспитание активной социальной ответственности, осознание долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм. Подросткам и молодежи это обеспечивает нормативное поведение, социальную воспитанность, предупреждение антисоциальных проявлений.
Высшим уровнем социализации личности является самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот многоступенчатый процесс самореализации осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием. Содержание сценария жизни зависит как от ролевых позиций подростка, так и от внешних условий. Под внешними условиями мы понимаем социальную микросреду.
Социализация не происходит сама по себе, по праву рождения. Самый экзотический пример не произошедшей социализации – «дети-маугли». Поэтому дети-сироты, оказавшиеся без попечения родителей и государства, и детдомовцы – это серьезная социальная проблема. Здесь есть определенные трудности: им не хватает части компонентов для полной социализации – семейных отношений, выстроенных отношений с разными категориями сверстников.
Трудности с социализацией в обществе есть и у «обычных» детей и подростков, но у детей-сирот или детдомовцев их можно наблюдать чаще. Какие это трудности? Прежде всего, отсутствие коммуникативных навыков. Именно эти навыки служат основой разнообразных возможностей социализации. Коммуникации и, соответственно, навыки взаимопонимания и взаимодействия сами собой не появляются. Их надо прививать, воспитывать и развивать в микросреде. Одна из составляющих микросреды – клубы и клубная деятельность.
В чем отличие клуба от простого кружка или спортивной секции? Секция или кружок – занятие интересным или любимым видом деятельности – обучает конкретным умениям и навыкам, но не ставит цели общения. Если общение и существует, то оно спонтанно.
Клубная деятельность выстраивается по другим принципам. В основе также лежат общие интересы, но не только, как вид деятельности, а, в первую очередь, как повод для общения. Существуют различные варианты клубов для подростков и молодежи, которые объединяются по интересам: военно–спортивные, туристические клубы, интернет-клубы, клубы этнографической реконструкции, военно–исторической реконструкции, ретро-автомотореконструкции, современного танца, народного танца, фан-клубы эстрадных артистов, детские игровые клубы, клубы коллекционеров, любителей экстремальных видов спорта и т.д.
Выстраивание клубной деятельности. Организационная компонента: Выборность совета клуба, членство в клубе, взаимодействие с руководящими структурами устав, программа. Коммуникативная компонента: традиции, создание клубной атмосферы, общение внутри клуба и с другими клубами, приглашение гостей, диспуты, дискуссии, обмен опытом, персональные отчеты. Деятельностная компонента: основной вид деятельности клуба, совместные проекты с другими организациями, социальные проекты, оформление помещения, показательные выступления. Участие подростков в основных компонентах клубной деятельности развивает коммуникативные навыки, создает условия для их адаптации и, следовательно, социализации в обществе.
Трудности в работе традиционны: помещение, взаимодействие с районными или городскими властями, квалификация руководителей (их надо готовить и обучать), материальное и финансовое обеспечение.
Активные формы клубной работы способствуют более глубокой социализации подростков, прежде всего, сирот, детдомовцев.
Основной тезис: все несоциализированные подростки – это дети, которые не получили или недополучили любви от родителей, родственников, учителей и других людей. Исходя из этого, в основе любого действия в отношении этих детей, должна быть любовь к ним и искренний интерес к их личности и судьбе. Только тогда они могут пойти на контакт.
1. Театр (театральные формы):
- Быстро развивает коммуникативные навыки;
- дает возможность перевоплотиться, прожить (проиграть) другую жизнь; (сменить социальную роль, получить новый социальный опыт).
- предоставляет качественно новую возможность общения и построения взаимоотношений;
- развивает творческий потенциал;
- повышает уровень общей культуры;
- развивает память
2. Ролевая игра «Клуб как семья».
- распределение ролей и создание «семьи» в игровой форме;
- создание быта «семьи»;
- выстраивание взаимоотношений в «семье» и круг обязанностей;
- создание игровых ситуаций; день рождения, выезд на природу, генеральная уборка, звонок учителя, бабушка заболела, идем на экскурсию, «опять двойка», помоги сделать уроки, конфликт между братьями и сестрами, конфликт «отцов и детей», поездка на дачу, новый год и т.д. и т. п.
3. Туризм.
- развивает навыки общения с природой; экологическое воспитание.
- предусматривает обязательность постановки цели; основы целеполагания
- включает взаимодействие друг с другом, взаимную страховку, повышение доверия
- обеспечивает занятость
4. Социальные проекты.
Направленность: на людей, природу, социальную среду. Шефство над социально слабыми (больные, старики, дети младшего возраста, многодетные семьи и т.п.)
- развивает социальную ответственность;
- учит деятельному сопереживанию;
- дает возможность общения с другой реальностью.
5. Работа за деньги.
- дает возможность коллективного труда;
- воспитывает социальную и личную ответственность;
- дает реальную возможность заработать деньги честным трудом;
- дает возможность распорядиться частью денег самостоятельно, а часть вложить в коллективное дело.
6. Благотворительность. Мой мир, моя страна, мой город, мой двор, мой подъезд, мой этаж, моя квартира, моя комната.
- дает возможность коллективного труда
- воспитывает социальную и личную ответственность
- развивает творческий потенциал
- обеспечивает конкретное дело, которое можно сделать от начала (проекта) до конца
7. Полигон экстремальных приключений
- формирует командный дух
- учит лидерству
- учит терпеть и работать в стрессе
- воспитывает ответственность за других
- развивает личностный креатив
- учит самоконтролю
- дает конкретные навыки выживания
- дает чувство уверенности в своих силах
Не преувеличивая возможности клуба, стоит подчеркнуть:
На сегодняшний день клубная деятельность – наиболее оптимальная и эффективная с точки зрения формы и содержания внеклассная деятельность по социализации подростков и молодежи в российском обществе.