Воспитательный потенциал клуба, формы клубной деятельности

Процесс социализации включает воспитание активной социальной ответственности, осознание долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм. Подросткам и молодежи это обеспечивает нормативное поведение, социальную воспитанность, предупреждение антисоциальных проявлений.

Высшим уровнем социализации личности является самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот многоступенчатый процесс самореализации осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием. Содержание сценария жизни зависит как от ролевых позиций подростка, так и от внешних условий. Под внешними условиями мы понимаем социальную микросреду.

Социализация не происходит сама по себе, по праву рождения. Самый экзотический пример не произошедшей социализации – «дети-маугли». Поэтому дети-сироты, оказавшиеся без попечения родителей и государства, и детдомовцы – это серьезная социальная проблема. Здесь есть определенные трудности: им не хватает части компонентов для полной социализации – семейных отношений, выстроенных отношений с разными категориями сверстников.

Трудности с социализацией в обществе есть и у «обычных» детей и подростков, но у детей-сирот или детдомовцев их можно наблюдать чаще. Какие это трудности? Прежде всего, отсутствие коммуникативных навыков. Именно эти навыки служат основой разнообразных возможностей социализации. Коммуникации и, соответственно, навыки взаимопонимания и взаимодействия сами собой не появляются. Их надо прививать, воспитывать и развивать в микросреде. Одна из составляющих микросреды – клубы и клубная деятельность.

В чем отличие клуба от простого кружка или спортивной секции? Секция или кружок – занятие интересным или любимым видом деятельности – обучает конкретным умениям и навыкам, но не ставит цели общения. Если общение и существует, то оно спонтанно.

Клубная деятельность выстраивается по другим принципам. В основе также лежат общие интересы, но не только, как вид деятельности, а, в первую очередь, как повод для общения. Существуют различные варианты клубов для подростков и молодежи, которые объединяются по интересам: военно–спортивные, туристические клубы, интернет-клубы, клубы этнографической реконструкции, военно–исторической реконструкции, ретро-автомотореконструкции, современного танца, народного танца, фан-клубы эстрадных артистов, детские игровые клубы, клубы коллекционеров, любителей экстремальных видов спорта и т.д.

Выстраивание клубной деятельности. Организационная компонента: Выборность совета клуба, членство в клубе, взаимодействие с руководящими структурами устав, программа. Коммуникативная компонента: традиции, создание клубной атмосферы, общение внутри клуба и с другими клубами, приглашение гостей, диспуты, дискуссии, обмен опытом, персональные отчеты. Деятельностная компонента: основной вид деятельности клуба, совместные проекты с другими организациями, социальные проекты, оформление помещения, показательные выступления. Участие подростков в основных компонентах клубной деятельности развивает коммуникативные навыки, создает условия для их адаптации и, следовательно, социализации в обществе.

Трудности в работе традиционны: помещение, взаимодействие с районными или городскими властями, квалификация руководителей (их надо готовить и обучать), материальное и финансовое обеспечение.

Активные формы клубной работы способствуют более глубокой социализации подростков, прежде всего, сирот, детдомовцев.

Основной тезис: все несоциализированные подростки – это дети, которые не получили или недополучили любви от родителей, родственников, учителей и других людей. Исходя из этого, в основе любого действия в отношении этих детей, должна быть любовь к ним и искренний интерес к их личности и судьбе. Только тогда они могут пойти на контакт.

1. Театр (театральные формы):

- Быстро развивает коммуникативные навыки;

- дает возможность перевоплотиться, прожить (проиграть) другую жизнь; (сменить социальную роль, получить новый социальный опыт).

- предоставляет качественно новую возможность общения и построения взаимоотношений;

- развивает творческий потенциал;

- повышает уровень общей культуры;

- развивает память

2. Ролевая игра «Клуб как семья».

- распределение ролей и создание «семьи» в игровой форме;

- создание быта «семьи»;

- выстраивание взаимоотношений в «семье» и круг обязанностей;

- создание игровых ситуаций; день рождения, выезд на природу, генеральная уборка, звонок учителя, бабушка заболела, идем на экскурсию, «опять двойка», помоги сделать уроки, конфликт между братьями и сестрами, конфликт «отцов и детей», поездка на дачу, новый год и т.д. и т. п.

3. Туризм.

- развивает навыки общения с природой; экологическое воспитание.

- предусматривает обязательность постановки цели; основы целеполагания

- включает взаимодействие друг с другом, взаимную страховку, повышение доверия

- обеспечивает занятость

4. Социальные проекты.

Направленность: на людей, природу, социальную среду. Шефство над социально слабыми (больные, старики, дети младшего возраста, многодетные семьи и т.п.)

- развивает социальную ответственность;

- учит деятельному сопереживанию;

- дает возможность общения с другой реальностью.

5. Работа за деньги.

- дает возможность коллективного труда;

- воспитывает социальную и личную ответственность;

- дает реальную возможность заработать деньги честным трудом;

- дает возможность распорядиться частью денег самостоятельно, а часть вложить в коллективное дело.

6. Благотворительность. Мой мир, моя страна, мой город, мой двор, мой подъезд, мой этаж, моя квартира, моя комната.

- дает возможность коллективного труда

- воспитывает социальную и личную ответственность

- развивает творческий потенциал

- обеспечивает конкретное дело, которое можно сделать от начала (проекта) до конца

7. Полигон экстремальных приключений

- формирует командный дух

- учит лидерству

- учит терпеть и работать в стрессе

- воспитывает ответственность за других

- развивает личностный креатив

- учит самоконтролю

- дает конкретные навыки выживания

- дает чувство уверенности в своих силах

Не преувеличивая возможности клуба, стоит подчеркнуть:

На сегодняшний день клубная деятельность – наиболее оптимальная и эффективная с точки зрения формы и содержания внеклассная деятельность по социализации подростков и молодежи в российском обществе.

Наши рекомендации