Возрастная периодизация
Одним из ведущих педагогических принципов является учет возрастных особенностей ребенка. Впервые определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа Я. А. Коменский (1592–1670) . Он ввел термин «ступени возраста» и утверждал, что воспитание должно строиться по этим ступеням.
Современные взгляды в педагогике на проблему возрастной периодизации близки к взглядам Я. А. Коменского. Рассмотрим установившуюся в педагогике периодизацию, изложенную Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой (Социальная педагогика, 2001).
1. От рождения до 3 лет – младенческий возраст.По словам Ж. Пиаже , это «сенсомоторная стадия». На протяжении этих лет ребенок овладевает основными качествами, присущими человеку. Он учится ориентироваться в пространстве, различать цвет, форму, величину, активно развиваются психические процессы, в том числе образное мышление и воображение, активная речь. Эмоциональный мир становится богаче.
2. От 3 до 6 лет – дошкольный возраст.Быстро развиваются коммуникативные навыки, речь становится все более грамотной. Ребенок в состоянии сформулировать собственную мысль, однако оценка происходящего ограничивается категориями «плохой», «хороший».
3. От 6 до 10 лет – младший школьный возраст.Формируются навыки взаимодействия в коллективе сверстников, умение подчиняться требованиям коллектива, одновременно ребенок пытается нарушать правила общежития. Учитель является авторитетом.
4. От 10 до 13 лет – средний школьный возраст.Мир начинает восприниматься критически, это относится и к восприятию родителей, братьев и сестер. Наблюдаются активная половая идентификация, интерес к сексу и даже порнографии. Девочки начинают пользоваться косметикой.
5. От 13 до 16 лет – подростковый возраст.Наблюдаются быстрые физиологические изменения, эмоциональная неуравновешенность, стремление к независимости, проявлению собственного «я». Это период больших открытий и часто таких же больших разочарований. В современных условиях при отсутствии нравственных идеалов этот период представляется особенно тяжелым.
В психологии многие авторы придерживаются следующей возрастной периодизации :
1) младенчество (до 1 года);
2) раннее детство (до 3 лет);
3) дошкольное детство (от 3 до 7 лет);
4) школьное детство (от 6–7 до 10 лет);
5) отрочество (от 10 до 15 лет);
6) ранняя юность (15–17 лет);
7) юность (17–21 год);
8) молодость (21–28 лет);
9) зрелость (28–60 лет);
10) пожилой возраст (60–75 лет);
11) старость (75–90 лет);
12) долгожители (от 90 лет).
Социализация личности
Социальное становление личности– это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность [Василькова Ю. В., Василькова Т. А, 2001]. Процесс социализации осуществляется в ходе образования, воспитания и самовоспитания, когда происходят постановка и достижение целей, возникает уверенность в своем положении в обществе.
Рассмотрим видение процесса социализации личности С. И. Гессеном , представленное Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой. С. И. Гессен выделял три ступени социализации.
Первая ступень– дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.
Вторая ступень– период активного познания ребенком окружающего мира, вхождение в мир культуры. Важно, насколько сильно затрагивают ребенка социальные процессы общества.
Третья ступень– процесс самообразования, внешнего и университетского образования; совершенствуется собственное «я», формируется мировоззрение.
С. И. Гессен выделил шесть фаз развития ребенка:
1) до 5 лет – фаза интенсивного развития;
2) с 5 до 7 лет – фаза «первого застоя»;
3) с 7 до 11 лет – фаза второго интенсивного развития;
4) с 11 до 14 лет – фаза «второго застоя»;
5) с 14 до 17 лет – третья фаза интенсивного развития;
6) с 17 до 21 года – фаза гармонизации, или медленного развития.
А. В. Мудрик приводит концепцию социализации А. В. Петровского, который утверждает, что в процессе развития личности происходит закономерная смена следующих фаз: адаптации, индивидуализациии интеграции . Прохождение микрофаз и есть жизненный путь человека: детство (адаптация); отрочество (индивидуализация); юность (интеграция).
Фаза адаптациивыражается в усвоении действующих в обществе норм, в овладении средствами и формами деятельности. Индивидуализациявозникает как результат противоречия между достижениями адаптации и потребностью в максимальной реализации индивидуальных возможностей. Интеграциявызывается возникающими противоречиями между потребностями личности и стремлениями группы принять только те индивидуальные особенности, которые способствуют объединению личности и группы.
А. В. Петровский считает, что если переход к новому этапу не подготовлен внутри предыдущего, то на рубеже между любыми возрастными периодами возникает кризисная ситуация, что затрудняет процесс адаптации. Согласно этой концепции выделенные закономерности определяют и развитие личности при вхождении в новую группу в любом возрасте и собственно возрастное социальное развитие личности [Мудрик, 1994].
Социальное воспитание
Социальное воспитаниепредполагает, что общество заботится о своем подрастающем поколении. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова указывают, что в процессе воспитания формируется такое поведение, которое должно соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. При этом в государстве создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения, призванные обеспечивать физическое, психическое и социальное развитие личности.
Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют элементы правильно организованного социального воспитания. Рассмотрим их.
Оказание индивидуальной помощиличности в ее кризисной ситуации в семье, школе, обеспечение возможностей для восстановления физического, психического и социального здоровья.
Обеспечить защиту правребенка (подростка) на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.
Организовать охрану здоровьяребенка (подростка), возможность осуществления социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.
При организации социального воспитания педагогу следует учитывать следующие факторы, оказывающие влияние на формирование личности: природа и родной язык; общение в семье, школе, окружающей среде; деятельность ребенка (подростка); средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни ребенка.
В настоящее время психологами и педагогами разработаны следующие принципы социального воспитания :
1) принцип природосообразности– исследование задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии;
2) принцип народности– учет национальных традиций, культуры, специфики и особенностей родного языка;
3) принцип гуманности– признание индивидуальности каждого ребенка, особенностей его физического, нравственного, социального и эмоционального развития. Принцип реализуется при оказании помощи личности в процессе самоопределения и самореализации в семье, школе, в досуговой деятельности, в оздоровительных, культурных, социальных, общественных и иных учреждениях;
4) принцип социальной ответственности обществаза творческую реализацию личности, за овладение знаниями, удовлетворенности в общении. Для этого следует уделять повышенное внимание развитию одаренных детей, детей, ослабленных физически, детей-сирот, детей-инвалидов, умственно отсталых детей и с отклонениями в поведении, детей, подвергающихся жестокому обращению и нуждающихся в попечительстве.