Сущность, цели и задачи воспитания

Воспитание как общественное явление – это сложный и противоречивый процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества и становления их развитыми личностями.

Воспитание возникло из практических потребностей общества в приспособлении молодых людей к условиям общественной жизни. В обществе постоянно происходит процесс смены поколений, поэтому для обеспечения нормального развития общества дети, становясь взрослыми, должны быть в состоянии обеспечить собственную жизнь и жизнь утративших способность к труду старших. Именно это и обеспечивает воспитание.

Воспитание – явление вечное и необходимое. Оно появилось вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество, оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.

Воспитание носит конкретно-исторический характер, т.е. каждая эпоха создает свой идеал, цели и методы воспитания.

Воспитание осуществляется за счет освоения подрастающим поколением основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их в общественные отношения, систему общения и общественно необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимодействия, в которые вступают между собой дети и взрослые, всегда являются воспитывающими, независимо от степени осознания этого обеими сторонами.

Процесс воспитания направлен на достижение следующих целей:

· Формирование отношений личности к миру и себе.

· Воспитание всесторонне развитой личности.

· Воспитание социально-компетентной личности.

· Воспитание гражданской личности.

· Воспитание автономной личности.

· Развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Процесс воспитания имеет свои особенности. Он всегда носит целенаправленный характер; является многофакторным (оказывает влияние семья, среда, общественность, воспитательные учреждения), длительным, непрерывным и комплексным. Для воспитательного процесса характерны отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия, а также неодинаковость результатов воспитания, что связано с индивидуальными особенностями воспитанников.

Для процесса воспитания характерна двусторонность, т.е. обязательное участие и взаимодействие в нем двух сторон – воспитателя и воспитуемых. В процессе воспитания воспитуемый выступает и как объект воспитания, и как субъект этого процесса, поскольку он сам совершает определенные действия, усваивает нормы поведения, определяет ту или иную линию поведения в своих отношениях с окружающими.

Следовательно, процесс воспитания – это целенаправленный процесс взаимного активного воздействия при руководящей и направляющей роли воспитателя. Его сущность состоит в организации жизнедеятельности воспитуемых, выработке у них стойких положительных норм поведения, принятых в обществе.

Структуру процесса воспитания можно представить в виде следующей схемы:

Сущность, цели и задачи воспитания - student2.ru

Рис.10.1. Структура процесса воспитания.

Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам, формам, и методам. Оно осуществляется двумя универсальными путями: средствами духовного воздействия и включения человека в различные виды деятельности, дающие ему возможность усвоить социальный опыт, направленный на формирование гуманистических межличностных и общественных отношений в реально существующих или специально созданных условиях.

Важно правильно понимать роль и место воспитания в процессах развития и социализации человека.

Взаимосвязь развития, социализации и воспитания можно представить в виде схемы (см. рис. 10.2).

Воспитание организуется ради развития личности. Воспитание – это целенаправленный и относительно управляемый процесс, однако этот процесс не является единственным фактором социализации и развития личности. Развитие человека и формирование его социальных качеств осуществляется под влиянием двух факторов – природного и социального. Природный фактор заключает в себе наследуемые биологические особенности человека и особенности естественной (природной, географической) среды его существования, социальный фактор – особенности социального окружения (социальной микро- и макросреды), а также продуктов материальной и духовной культуры.

Развитие – универсальное свойство материи живой и неживой природы: непрерывное , необратимое, закономерное.  
Социализация – усвоение человеком культурных ценностей и социальных норм общества.    
Воспитание – один из факторов социализации и развития человека.
Характеристика по отношению к человеку.
Сущность, цели и задачи воспитания - student2.ru Реализация внутренне присущих (имманентных) сил, задатков, свойств человека.
Сущность, цели и задачи воспитания - student2.ru Развитие человека под воздействием общественной среды.
Сущность, цели и задачи воспитания - student2.ru Относительно управляемый процесс развития человека в преднамеренно создаваемых условиях.

Рис.10.2. Схема взаимосвязи процессов развития, социализации и воспитания (по И.И.Прокопьеву).

Процесс воспитания направлен на решение следующих основных задач:

· формирования национального самосознания, любви к своему народу, родной земле, готовности ее защищать;

· обеспечения духовного единства поколений, воспитания уважения к родителям, женщине-матери, культуре и истории родного народа;

· формирования высокой языковой культуры;

· воспитания духовной культуры личности, создания условий для свободного выбора ею мировоззренческой позиции;

· утверждения принципов гуманистической морали: правды, справедливости, патриотизма, трудолюбия и т.д.

· обеспечения высокой художественно-эстетической осведомленности и воспитанности личности;

· формирования экологической культуры и гармонии отношений человека с природой;

· развития индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий ее самореализации;

· обеспечение физического развития молодого поколения, охрана и укрепление его здоровья;

· формирование умений и навыков межличностных отношений и подготовка молодежи к жизни в условиях рыночных отношений.

Наши рекомендации