Дидактические принципы обучения
Следующими компонентами педагогического процесса, которые подвергаются педагогическому проектированию, являются дидактические принципы.
Дидактические принципы – это основные идеи, требования, закономерности, способствующие наиболее эффективному достижению дидактических целей в конкретных педагогических условиях.
Основные функции дидактических принципов заключаются в том, что посредством их более подробно и содержательно раскрываются дидактические цели, которые чаще всего сформулированы в сжатой и лаконичной форме. Кроме того, дидактические принципы используются для построения учебно-воспитательного процесса, в том числе и учебного занятия, т.е. отбора его содержания, форм, методов, средств и связи между ними. Также необходимо отметить, что дидактические принципы используются как критерии эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающей их развитие.
Принципы профессионального обучения. Находясь в тесной связи с общедидактическими принципами, отражающими требования закономерностей педагогического процесса, принципы профессионального обучения имеют свои специфические особенности.
Политехническое образование предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания.
Для реализации принципа политехнического обучения требуется следующее:
– соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники;
– организация учебного материала на базе целостной системы взаимосвязанных знаний;
– связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
– доступность для понимания учащимися, соответствие их возрастным особенностям;
– возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся;
– опора на базовые общеобразовательные знания и умения;
– информационная стабильность и динамичность учебного материала в течение более или менее длительного периода;
– системность;
– соответствие содержания обучения имеющейся материально-технической базе школы, УПК, ПТУ, лицея;
– учет факторов, влияющих на производительность труда.
Осуществление данного принципа зависит от соблюдения ряда условий:
– теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических занятиях;
– в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки;
– для эффективной реализации подготовки рабочих широкого профиля необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и синтез по видам производства;
– интеграцию содержания обучения следует осуществлять в двух направлениях: по вертикали – объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета и по горизонтали – взаимосвязь специальных знаний и умений.
Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых задач, трансформацию их в учебно-познавательные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения.
С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, действия и методов обучения, разработки профессионально-квалификационных характеристик, учебных планов, программ и учебников.
Задача моделирования состоит в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к подготовке, и фактическим объемом профессиональных знаний и умений. В связи с этим встает вопрос о прогнозировании эталонных требований к рабочему.
Моделирование деятельности рабочего широкого профиля предполагает описание эталонных требований к рабочему:
– функций, выполняемых на рабочих местах;
– задач, которые должен уметь решать рабочий;
– общепрофессиональных, общетехнических и специальных знаний и умений, которые необходимы для решения поставленных задач.
Моделирование профессиональной деятельности рабочего широкого профиля в учебном процессе должно осуществляться с учетом:
– деятельностного подхода к созданию модели профессиональной работы;
– политехнической направленности интеграции знаний и умений;
– уровневой градации интегративного процесса обучения;
– зависимости построения интегративного процесса обучения;
– прогнозирования эталонных требований к профессиональной деятельности рабочего широкого профиля.
Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, наличие потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию.
Принцип систематичности и последовательности. Для реализации этого принципа необходимо:
– планирование процесса профессионального обучения осуществлять в соответствии с периодами производственного обучения: вводного, подготовительного, освоения профессии, контрольно-заключительного;
– соблюдать последовательностя формирования и закрепления навыков и умений в процессе производственного обучения;
– осуществлять обучение дедуктивным методам обучения;
– в ходе обучения опираться на базовые общеобразовательные знания и умения;
– осуществлять упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний.
Содержание обучения должно отвечать целям воспитания и образования, отражать реальные трудовые процессы, которыми необходимо овладеть.
Принцип создания окружающей среды предполагает прежде всего создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.
Принцип компьютеризации педагогического процесса. Этот принцип приобретает особую актуальность в связи с внедрением электронно-вычислительных средств во все сферы жизни.
Во-первых, компьютер расширил возможности предъявления учебной информации; во-вторых, позволил усилить мотивацию учения и раскрывать практическую значимость изучаемого материала; в-третьих, компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.
Применение компьютеров в профессиональных учебных заведениях наиболее целесообразно в следующих областях учебной и учебно-производственной деятельности:
– компьютер как объект изучения, т.е. усвоение знаний, навыков, умений ведет к осознанию возможностей компьютера, а также его использования при решении разнообразных задач в процессе изучения предмета «Основы информатики и вычислительной техники»;
– компьютер как объект изучения и орудие труда при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием на базе ЭВМ и микропроцессорной техники;
– компьютер как средство обучения (автоматизированные обучающие системы, тренажеры и др.);
– компьютер как средство организации и управления учебно-воспитательной работой в учебном заведении.
Использование компьютеров в учебном процессе позволяет эффективно решать следующие педагогические задачи: индивидуализации и дифференциации обучения; осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществления самоконтроля и самокоррекции; моделирования и имитации изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений; развития познавательных интересов учащихся; формирования умения принимать решения.
Диапазон средств управления учебным процессом с помощью компьютера необычайно широк: от возможности учащемуся самому задать вопрос до последовательности изучения учебного материала.
Принцип экономической целесообразности. Данный принцип определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребованности на рынке труда.
Исходя из вышеизложенного, можно определить содержание этапа процесса проектирования учебного занятия – принципов обучения.
Информационный блок направлен на обеспечение студентов необходимыми теоретическими знаниями для формирования умений проектирования дидактических принципов, реализуемых на конкретном учебном занятии. Эти знания представляют собой следующий перечень:
– сущность дидактических принципов;
– особенность принципов профессионального обучения и их характеристику;
– условия реализации принципов профессионального обучения.
Деятельностный блок включает умения, присущие второму этапу, формируемые на основе вышеперечисленных знаний:
– составление перечня принципов обучения, наиболее подходящих для реализации на данном учебном занятии;
– моделирование учебного занятия в соответствии с предполагаемыми принципами обучения;
– выбор из этого перечня таких дидактических принципов, которые удовлетворяют конкретным условиям, т.е. позволяют достигнуть дидактических целей учебного занятия;
– разработка модели структуры учебного занятия в соответствии с выбранными принципами обучения.