Задачи умственного воспитания
«» формирование мотивации учебно-познавательной деятельности;
is?развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании;
Sf развитие всех видов мышления — теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического, репродуктивного и продуктивного (творческого), системного и т. д.
сг=- освоение опыта познавательной деятельности, способности к творчеству;
с#= развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности.
Нравственная культура личности
Нравственная культура личности— совокупность знаний, чувств, отношений и поведения, воплощающихся в нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральную мотивацию и этические оценки.
О |
Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.
Нравственное воспитание осуществляется, как и все направления воспитательной работы, как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе и в деятельности образователых учреждений дополнительного образования. Включает в себя нравственное просвещение, вовлечение воспитанников в разнообразную деятельность, предполагающую общение и нравственный выбор.
Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья (И. Кант). |
Нравственность — это разум сердца (Г. Гейне). Этика есть эстетика души (П. Реверди). |
Содержание нравственного воспитания
Формирование отношений к | Содержание отношений |
Родине | Патриотизм, национальная гордость, любовь к родному краю, потребность его охранять, сохранять и приумножать |
Обществу | Уважение к общественному строю, знание и уважение правовых основ общества и его законов, межнациональная толерантность, взаимопонимание и сотрудничество |
Труду | Дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, ответственность, трудоспособность, компетентность, умение сотрудничать |
Людям | Чувство долга, ответственность, такт, честность, правдивость, справедливость, милосердие, терпимость, умение принимать человека таким, какой он есть; уважение к людям разного возраста и противоположного пола |
Себе | Гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самокритичночть и т. п. |
Этапы нравственного формирования личности
Этапы | Уровни моральной воспитанности | Психолого-педагогическая структура | Проявление в поведении | Задачи воспитания |
I | Невоспитанность | Смутное представление о нравственных нормах и навыках | Частое проявление невоспитанности как действий, противоречащих нравственным нормам | Сообщение знаний о нравственных нормах |
II | Плохая воспитанность | Знание нравственных норм, йо отсутствие умений их выполнять | Возможно проявление отдельных аморальных действий и поступков | Формирование нравственных умений и навыков |
III | Ситуационная воспитанность | Хорошее знание нравственных норм,наличие умений их выполнять, но только произвольное выполнение их в острых ситуациях | Произвольное выполнение действий, соответствующих нравственным нормам, возможность совершения аморальных действий | Укрепление нравственных навыков и формирование привычек |
IV | Внешняя воспитанность | Наличие высоко-автоматизированных навыков, применение хорошо усвоенных знаний нравственных норм | Непроизвольные действия, соответствующие нравственным нормам | Укрепление нравственных привычек |
V | Внутренняя воспитанность | Наличие нравственных привычек и моральных чувств как потребности выполнять нравственные нормы и противодействовать их нарушению | Постоянное совершенствование нравственных поступков, активное противодействие аморальным поступкам | Совершенствование имеющихся нравственных привычек и чувств |
Гражданская культура личности
Гражданственность— нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов своей страны.
Гражданское воспитание— процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать своё отечество, отстаивать свои убеждения.
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится (И. С. Тургенев).