Методы обучения, модели организации обучения Виды организационных форм обучения. Дидактические средства. Контроль в процессе обучения

Дидактические концепции

Подготовить презентации по темам:

1. Дидактическая система Я.А. Коменского

2. Дидактическая система И.Ф. Гербарта

3. Дидактическая система И.Г. Песталоцци

4. Дидактическая система Ж.Ж. Руссо

5. Дидактическая система М.В. Ломоносова

6. Дидактическая система Дж. Локка

Форма отчета: презентация.

Методическая рекомендация

Презентация делается в программе PowerPoint. Информация должна быть логически выстроена, слайды должны быть четко структурированы. Обратите внимание, что материал на слайдах не должен содержать много текстовки, поэтому используйте схемы, графики, таблицы, рисунки.

Литература:

1. История педагогики и образования/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001

2. Ситаров В.А. Дидактика: Учебн. Пособие для студентов пед. Учеб. Заведений – М., 2002

СРС 2

Обучение как способ организации педагогического процесса. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

Задание 1 Заполните таблицу:

Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятель­ности ученика в процессе обучения?

Этапы деятельности учителя Этапы деятельности ученика
  Возникновения интереса к учению
 
 
  Усвоение знаний
 
 
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
 
 
  Процессы запоминания
 
 
  Упражнение
 
 
  Самоконтроль
 
 

Задание 2Заполните таблицу.

Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактиче­ский принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип.



Дидактический принцип Дидактическое правило
  Стройте учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые
 
 
 
Принцип систематичности обучения  
  Работая со всем классом,
  помните о каждом ученике
   
   
Принцип наглядности обучения  
  Не требуйте от учеников заучивания того, что всего лишь нужно понять.
 
 
 

Задание 3.Прочитайте. Как вы думаете, в чем была ошибка учителя, который учил этого ученика? Какой недостаток учебного процесса иллюстрирует это со­чинение?

Писатель В. В. Вересаев в одной из книг приводит отрывок из школьного сочинения на тему «Исторические личности в поэме А. С. Пушкина "Полтава"»:

Историческими личностями называются две главные личности, которые оставляют следы в истории и двигают ее вперед и назад. Вот во времена Полтавы в России было две исторических личности: личность Петра и личность Мазепы. Третья историческая личность была личность Карла — шведского короля. Она жила в Швеции. Петр был очень хорошим, гроз­ным и замечательным царем. Мазепа, хотя тоже был храбрый, но думал, что всегда лучше самому быть царем. И он открыл полтавское сражение. Петр был в сражении ужасным и походил на грозу. За Петром летели птен­цы из его гнезда. Поэтому он победил Карла, и того унесли в качалке на ужин к врагам <...> В поэме есть нравственная цель, она учит, как Мазепа своей личностью поплатился за такое отношение и как Петр за свою роль и подвиги был выбран в исторические личности...

1) Абстрактность;

2) формализм;

3) созерцательность;

4) слишком сложный уровень задания;

5) разрыв теории и практики;

6) отсутствие у ученика нужных навыков.

Задание 4. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и уче­ника в рамках различных видов обучения.

Деятельность учителя Деятельность ученика

/. Объяснительно-иллюстративное обучение

1. Информирует о новых знаниях, дает объяснения  
  2. Осмысливает материал
3. Организует обобщение  
  4. Повторяет и закрепляет изученное
5. Организует применение полученных знаний на практике  

//. Проблемное обучение

1. 1. Осознает противоречия
  в предложенных ситуациях
2. Организует размышление над проблемой  
3. 3. Выдвигает гипотезы
  и обсуждает их
4. Организует проверку гипотезы  

III. Алгоритмизированное обучение

1. 1. Воспринимает информацию
2. Объясняет первую часть материала (1-й шаг) и действия с ним  
3. 3. Отвечает на контрольные
  вопросы
4. Если ответ верный, переходит ко 2-му шагу. Если нет — возвраща­ется к 1-му шагу  

Форма отчета:заполненные таблицы

СРС 3

Методы обучения, модели организации обучения Виды организационных форм обучения. Дидактические средства. Контроль в процессе обучения.

Задание 1. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже ста­тей.

• Усова А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Пе­дагогика. - 2000. - № 4. - С. 30-34.

• Орлов А. А., Петровичев В. М. Дети Чернобыля: опыт психолого-педагогической реабилитации // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 17-24.

Форма отчета:текст рецензии.

Задание 2 Прочитайте следующий литературный отрывок.

...Нет сомнений — в каждой семье в последние дни только и говорят обо мне. Нет, не именно обо мне, а об учителе, который послал это письмо и который 1 сентября встретит своего воспитанника в школе. Говорят по-разному — папы и мамы, бабушки и дедушки — в зависимости от того, у кого что наболело в общении с ребенком, у кого какая точка зрения на воспитание. И нужно ли гадать, что в воображении каждого ребенка его первый учитель, которого он еще в глаза не видел, рисуется по-разному? По-разному рисуются его облик и характер...

В большинстве семей в воображении ребенка родители и старшие созда­ют образ всезнающего, доброго, чуткого, горячо любящего детей челове­ка. В этих семьях дети нарисовали бы меня в образе доктора Айболита и, придя в школу, бегали бы за мной по пятам, залезали бы ко мне на колени, задавали бы тысячу вопросов, бесконечно рассказывали бы о себе и полю­били бы меня сразу, потому что доктора Айболита нельзя не любить. Ра­зумеется, для этого будет необходимо, чтобы я обрел черты характера это­го доброго доктора.

В некоторых семьях суждения родителей и старших создадут в воображе­нии ребенка существо, строго следящее за любым малейшим проступком каждого ребенка; оно будет наказывать — строго! — всех, кто не слушает старших, не ест все, что даст мама или бабушка, капризничает, шумит и шалит, оно выгонит из школы всех таких детей, оно... Дети в таких семьях нарисовали бы первого своего учителя в облике Бабы-Яги или Буки. А на другой день, придя в школу и увидев своего учителя, закричали бы, что есть мочи, прильнув к матери: «Не хочу в школу!.. Хочу домой!»

Почему создается в одних семьях облик учителя — доктора Айболита, в других — Бабы-Яги. Ведь родителям шестилетних детей давно не страш­ны никакие Бабы-Яги и Буки, но они пугают ими своих малышей. Поче­му? Почему некоторые из них берут в союзники в воспитании своих детей этих героев, а не докторов Айболитов? Почему они думают, что ребенка легко воспитывать запугиванием?..(Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1986. - С. 12-83).

Составьте программу исследования, которое позволит ответить на эти вопросы Ш. А. Амонашвили. Проведите его в родительской и дет­ской аудитории.

Форма отчета:текст исследования с комментариями.

Задание 3

Проанализируйте словесные методы обучения и заполните таблицу.

Словесные методы обучения общее различие
Рассказ    
   
   
   
   
Беседа      
   
   
   
Лекция      
   
   
   
Объяснение      
   
   
   
Дискуссия      
   
   
   

Проанализируйте практические методы обучения и заполните таб­лицу.

Практический метод обучения общее различие
Лабораторные опыты    
   
   
   
Работа с учебником      
Работа с дополнительной литературой      
Учебно- производственный труд    

Проанализируйте наглядные методы обучения и заполните таблицу.

Наглядный метод обучения общее различие
Иллюстрация    
   
   
   
Демонстрация      
   
   
   
Самостоятельные наблюдения учащихся    

Форма отчета: заполненные таблицы

Наши рекомендации