Бордовская Н., Реан А. Педагогика
“Педагогика” может рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека входит в качестве составляющей в мировую культуру современности.
На протяжении всего исторического развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность.
Педагогика - это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.
Педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.
Педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания : философией, психологией, физиологией, социологией.
Взаимозависимость педагогической теории и практики объективно соответствует основному назначению этой отрасли человекознания. А именно внедрять в практику такие варианты организации обучения и воспитания, которые оптимально обеспечивают развитие и становление человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности. При этом следует учитывать временные, социально-экономические и культурно-исторические факторы жизни и деятельности человека.
Для того чтобы профессионально обучать и воспитывать, надо знать педагогику как науку. Но одно лишь знание не всегда обеспечивает умение эффективно решать педагогические задачи. Для успеха в деле обучения и воспитания, проявления педагогического мастерства, необходимо органическое соединение научно-педагогических знаний с постоянным личным творчеством человека, выполняющего педагогическую миссию.
К.Д. Ушинский.
«Положение науки, - говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, - утверждают только существование, последовательность, сходство. Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть». Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педагогику искусством, а не наукой о воспитании».
П.П. Блонский.
«Во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники? Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт» (Ушинский). Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т.е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука».
Л.Н. Толстой
«Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела».
Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей, но постепенно сфера ее применения расширялась и педагогика превратилась в систему наук. Сегодня, педагогика – многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. Педагогика включает в себя совокупность педагогических дисциплин, которые входят в ту или иную отрасль педагогики (см. схему).
Задание 4.Изучив информационный материал, заполните предлагаемую ниже таблицу, в которой определите отрасли педагогики, дисциплины, которые в эти отрасли входят, а также сформулируйте специфику каждой отрасли (область научного изучения).
Таблица «структура педагогики как науки».
Отрасль педагогики | Педагогические дисциплины, входящие в данную отрасль | Область научного изучения |
Цель: Выполнив это задание, Вы более четко будете представлять структуру педагогики как науки , то есть сможете назвать и определить особенности каждой из отраслей педагогики, перечислить дисциплины, которые в них входят.
Рекомендации по выполнению задания:внимательно прочтите информационный материал, определите какие педагогические дисциплины входят в ту или иную отрасль педагогики, изучите специфику отрасли, то есть ответьте на вопрос: «чем занимается данная отрасль, что и кого изучает и исследует?». Заполните предложенную таблицу.
Требования к отчету по данному заданию: заполнение таблицы «структура педагогики как науки».
Критерии оценки:
-точность и полнота оформления таблицы,
-грамотность категориально-понятийного аппарата,
-культура оформления, оригинальность.
Формы и технологии учебной деятельности студентов: Задание 4 выполняется студентами индивидуально, оформляется в виде таблицы, обсуждается в группе.