Формы и виды подкреплений. Наказание
Важнейшее понятие бихевиоризма - подкрепление (обратная связь)
Подкрепление - стимулы, которые усиливают или уменьшают вероятность того, что поведение будет продолжаться.
Виды подкреплений по знаку:
1) Положительное подкрепление. Оно прибавляет что-то к ситуации, и поведение продолжается. Например, похвала ребёнку, помывшему чашку, нередко у него вызывает желание перемыть всю посуду. Кивок головы педагога во время ответа ученика, улыбка - это тоже положительные подкрепления. Когда педагог активно слушает - ученику легче отвечать.
2) Отрицательное подкрепление. Оно "заставляет" поведение измениться. Если педагог во время ответа ученика вдруг нахмурит брови - это знак, что "что-то не так". Это - отрицательное подкрепление, которое даст ученику понять, что ответ, быть может, не совсем верен.
3) "Нулевое" подкрепление - отсутствие подкрепления вообще. Поведение начинает "угасать", прекращается. Сложно отвечать педагогу, который никак не реагирует на ответ ученика. Однако "нулевое" подкрепление в педагогике продуктивно в ряде случаев:
- при работе с капризными детьми (отсутствие реакции, как правило, сводит каприз на нет)
- при работе с "зависимыми" учениками, когда необходимо заставить их опираться на самих себя, а не на реакцию педагога.
4) "Парадоксальное" подкрепление - совершение неожиданных действий. Например, капризного плачущего ребёнка не могут успокоить ни лаской, ни упрёками. Тогда кто-то внезапно говорит: "Ты почему такой тихий? Совсем не слышно! А можно плакать громче?". И ребёнок от неожиданности успокаивается.
Виды подкреплений по степени связи с материальными потребностями:
1) Первичное. Стимулы связаны с биологическими потребностями человека. Например, телесные воздействия на учеников старой школы (розга, линейка, указка) были основаны на биологической потребности человека быть в комфорте и избегать боли. В настоящее время физическое насилие над учениками запрещено по закону, поэтому первичные подкрепления допустимы только положительные - поглаживание, конфетка и др.
2) Условное. Нейтральные стимулы соединяются с первичными и начинают влиять на поведение. Школьная отметка поначалу нейтральна для ребёнка. Мы наблюдали, как девочка одинаково радовалась двойке и четвёрке, так как для неё сам факт оценки уже был важным событием. Однако впоследствии, если родители наказывают и награждают ребёнка за оценки, отношение к ним становится дифференцированным. Впоследствии оценка сама по себе уже будет стимулом для ученика.
3) Обобщающее. Стимулы "оторваны" от биологической почвы. Например, почётная грамота, доска почёта, благодарность на собрании. Это чисто человеческий вид подкрепления, тогда как первичное и условное используют и при работе с животными.
Отрицательные подкрепления не путать с наказанием!
Наказание даётся после завершения деятельности, когда уже ничего изменить нельзя. Подкрепление даётся в момент совершения действия с целью его изменения.
Правила наказания:
1) Наказание должно быть предсказуемо и осознанно
2) Наказание должно быть регламентировано
3) Важно наказывать с целью, имея чёткий ответ на вопрос: "Что я хочу получить в итоге? Получу ли я то, что хочу, с помощью данного наказания?"
"Технология поведения" и поведенческий тренинг
В настоящее время доступны тренинги самых разных направлений и уровней. Тренинги продаж, управленческие тренинги для руководителей, тренинги управления временем и др. В музыкантской практике мини-тренингом становится любая репетиция в зале.
Технология поведения - способ управления поведением и временем для наиболее гладкого и безболезненного достижения целей. Существуют разные модели технологий поведения. Одна из них - представленная ниже модель, состоящая из 5 этапов (шагов).
1) Формулируем цель и её место в жизненной иерархии. Например, цель - сдать сессию. Место в жизненной иерархии каждый уже определяет сам. Для кого-то важно сдать сессию на "отлично", для кого-то важно просто сдать, так как есть дела и поважнее...
2) Разбиваем цель на составные задачи. Сессия состоит из а) специальности, б) истории музыки, в) гармонии и т.п.
3) Определяем временное и фактическое расстояние от цели. Временное - сколько времени до сдачи того или иного экзамена, фактическое - насколько предмет готов к сдаче.
4) Составляем общий план с учётом иерархии задач по степени важности и срочности. В этот план включаем не только "сессию", но и другие жизненные задачи. Важно чётко поместить все дела в одну из 4-х клеток:
Дела важные и срочные | Дела важные и несрочные |
Дела неважные и срочные | Дела неважные и несрочные |
Полезно вообще проанализировать свою жизнь с данных позиций, так как нередко наши проблемы со временем коренятся в искажении приоритетов.
Дела важные и срочные - они сами стимулируют нас на работу. Если завтра ответственный экзамен - очень легко отказаться от соблазнов окружающего мира и сконцентрироваться на работе.
Дела важные и несрочные - самая проблемная зона. "Хорошо бы выучить английский язык на свободном разговорном уровне" - в течение 20 последних лет думает человек. Для него важно выучить язык, но так как это не срочно (никто не заставляет его извне), желание остаётся лишь желанием.
Дела неважные и срочные - так называемая "текучка". Срочный звонок по телефону в течение получаса, неожиданный визит подруги или приятеля и т.п. По возможности эти дела надо сокращать
Дела неважные и несрочные. Их советуют вовсе исключать. К примеру, это многочасовое бесцельное блуждание в Интернете.
5) Реализация плана и контроль. К плану нужно подходить творчески, так как не каждому человеку показана жёсткая схема работы.
"Гуманистические" направления в психологии - основные идеи
Гуманистическая психология решает наиболее значимые, экзистенциальные проблемы человека. Поэтому иногда её называют экзистенциальной психологией (от латинского слова existentia - существование). Но если философия экзистенциализма решает эти проблемы на глобальном уровне, то психология - на уровне конкретной личности.
Задачи гуманистической психологии: практическое решение следующих индивидуальных проблем человека:
1) Проблемы свободы, ответственности и выбора.
Психологи-гуманисты подходят к проблеме свободы весьма своеобразно. Человек для них - абсолютно свободное существо. Потому что свобода - сознательный и ответственный выбор данной личности в данных условиях. Человек свободен в своём выборе и в своих действиях, однако он несёт полную ответственность за последствия. Свобода переживается как внутреннее чувство, то есть только сам человек может ощутить и определить степень своей свободы. Свобода предполагает идеальную внутреннюю дисциплину. Несвободный человек требует дисциплины внешней (здесь уместно вспомнить поведение многих местных водителей, выполняющих правила дорожного движения только при наличии милиции или радаров).
2) Проблемы времени, жизни и смерти
3) Проблемы контактов и одиночества
4) Проблемы смысла существования
Данная проблема также решается не абстрактно, а для данного конкретного человека, особенно если по той или иной причине смысл жизни оказывается потерян.
5) Проблемы индивидуальных целей, резервов и возможностей
Методология гуманистической психологии.
1) Человек от природы наделён потенциями к непрерывному развитию.
2) Развитие человека идёт всю жизнь.
3) Каждый человек уникален и неповторим
4) Интересы личности важнее интересов масс. По мнению психологов гуманистов "интересы масс" во многом ложное словосочетание. Как правило, "интересами масс" прикрываются конкретные люди, к "массам" не имеющие никакого отношения.
5) Человек - активное, свободное и творческое существо.
6) Человек целостен, он - не сумма функций. Гуманисты против "функционального" отношения к человеку, например против оценки человека исходя из его должности или социального положения.
7) Избегание понятий "норма" и "патология". Личностная проблема - индивидуальная задача, которую жизнь поставила перед человеком.