Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры

Средневековья и Возрождения

1. Словарь педагогических терминов:

Рыцарское воспитание система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора— до 14 лет —пажи; до 21 года —оруженосцы.

Семь свободных искусств(лат.sēptem ārtes liberāles) — круг учебных наук, то есть дисциплин, в эллинистическую эпоху в Греции

Коллегия(от лат. Collegium товарищество, содружество, братство), закрытые средние, иногда высшие учебные заведения в 16-18 вв. в Европе

Прокуратор_(лат. procurator) - в Древнем Риме управляющий хозяйством, судебный поверенный; чиновник по сбору налогов; управляющий императорскими землями от имени императора.

Магистр__(от лат. мagister - начальник, глава, учитель) в Древнем Риме должностное лицо; позднее в Европе глава некоторых светских и церковных учреждений

2. Составьте схему структуры средневекового университета используя ключевые понятия:Ректор, коллегия общежития, деканы, университетский суд, богословский, артистический, медицинский, юридический, бакалавриат, магистратура.

3. Приведите аргументы в пользу утверждения: В эпоху Возрождения «маятник качнулся в сторону индивида»

4. Заполните таблицу:

Представители эпохи Возрождения Основные педагогические идеи, труды
Витторино да Фельтре (1378-1446)
Франсуа Рабле (1483-1553)
Эразм Роттердамский (1469-1536)
Томмазо Кампанелла (1568-1639)

Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древних времен до конца XVIII века

1. Педагогический словарь:

Кумовство_Связь, отношения, существующие между кумовьями

Поучение-Назидательный совет, наставление

Мастера грамоты светский учитель XII-XIV вв. в Киевском государстве из дьячков, «мирских людей», занимался обучением детей в качестве дополнительной (к какому-либо ремеслу) профессии.

Домострой—древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту

Братская школа_учебные заведения, существовав шие в XVI — XVII вв. при братствах — национально-религиоз ных объединениях православных верующих Украины, Белорус сии, Чехии и др. стран.

2. Во второй половине ХVII в.определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению. Проанализируйте их:

Направление Его сторонники Педагогические взгляды
Латинофильское
Византийско-русское
Славяно-греколатинское
Старообрядческо- начетническое

3. Покажите суть школьных проектов екатерининской эпохи:

Автор Проект
Екатерина II
Н.И. Новиков
А.Н. Радищев
И.И. Бецкой

4. Приведите доводы в пользу утверждения, что начало XVII в. оказалось переломным в истории школы и педагогической мысли России.

________________

Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в эпоху Нового времени

1. Педагогический словарь:

Принцип природосообразности— исходное положение, требую щее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодей ствия ипед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Дидактика-(от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педаго гики. Предметом Д. является обучение каксредство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.

Классно-урочная система- организа ция учебного процесса, при которой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана

Свободное воспитание-не стесняемое никакими огра ничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности.

2. Продолжите фразу Я.А. Каменского « Я требую, чтобы у учеников всегда и везде совершенствовались:

1) чувства - для счастливого наблюдения вещей;

2) ум - для всё более и более глубокого проникновения в вещи;

3) память - для всё лучшего и лучшего усвоения;

4) язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать всё лучше и

лучше;

5) руки - чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно;

6) дух - чтобы лучше и лучше предпринимать и производить всё то,

что достойно уважения;

7) сердце - чтобы пламенно любить и призывать всё святое

3. Заполните таблицу: Сравните педагогические воззрения на воспитание и образование.

Линия сравнения Цели Принципы Содержание Методы
Я. Каменский
И.Ф. Гербарт
Г. Песталоцци
Ж.Ж. Руссо
Д. Локк
А. Дистервег

4. Основные педагогические труды:

Основные педагогические труды
Я. Каменский
И.Ф. Гербарт
Г. Песталоцци
Ж.Ж. Руссо
Д. Локк
А. Дистервег

5. Составьте кроссворды на тему «Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Д. Локка, А. Дистервена, И.Г. Песталоцци» (по выбору).

6. Назовите «Золотое правило дидактики»___________

________________________________

7. Сравните педагогические воззрения на воспитание и образование.

Линия сравнения Цели Принципы Содержание Методы
Я. Каменский
Г. Песталоцци
Ж.Ж. Руссо
Д. Локк

8. Раскройте содержание взглядов Ж.Ж. Руссо на воспитание

Наши рекомендации