Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры
Средневековья и Возрождения
1. Словарь педагогических терминов:
Рыцарское воспитание система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора— до 14 лет —пажи; до 21 года —оруженосцы.
Семь свободных искусств(лат.sēptem ārtes liberāles) — круг учебных наук, то есть дисциплин, в эллинистическую эпоху в Греции
Коллегия(от лат. Collegium товарищество, содружество, братство), закрытые средние, иногда высшие учебные заведения в 16-18 вв. в Европе
Прокуратор_(лат. procurator) - в Древнем Риме управляющий хозяйством, судебный поверенный; чиновник по сбору налогов; управляющий императорскими землями от имени императора.
Магистр__(от лат. мagister - начальник, глава, учитель) в Древнем Риме должностное лицо; позднее в Европе глава некоторых светских и церковных учреждений
2. Составьте схему структуры средневекового университета используя ключевые понятия:Ректор, коллегия общежития, деканы, университетский суд, богословский, артистический, медицинский, юридический, бакалавриат, магистратура.
3. Приведите аргументы в пользу утверждения: В эпоху Возрождения «маятник качнулся в сторону индивида»
4. Заполните таблицу:
Представители эпохи Возрождения | Основные педагогические идеи, труды |
Витторино да Фельтре (1378-1446) | |
Франсуа Рабле (1483-1553) | |
Эразм Роттердамский (1469-1536) | |
Томмазо Кампанелла (1568-1639) |
Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древних времен до конца XVIII века
1. Педагогический словарь:
Кумовство_Связь, отношения, существующие между кумовьями
Поучение-Назидательный совет, наставление
Мастера грамоты светский учитель XII-XIV вв. в Киевском государстве из дьячков, «мирских людей», занимался обучением детей в качестве дополнительной (к какому-либо ремеслу) профессии.
Домострой—древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту
Братская школа_учебные заведения, существовав шие в XVI — XVII вв. при братствах — национально-религиоз ных объединениях православных верующих Украины, Белорус сии, Чехии и др. стран.
2. Во второй половине ХVII в.определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению. Проанализируйте их:
Направление | Его сторонники | Педагогические взгляды |
Латинофильское | ||
Византийско-русское | ||
Славяно-греколатинское | ||
Старообрядческо- начетническое |
3. Покажите суть школьных проектов екатерининской эпохи:
Автор | Проект |
Екатерина II | |
Н.И. Новиков | |
А.Н. Радищев | |
И.И. Бецкой |
4. Приведите доводы в пользу утверждения, что начало XVII в. оказалось переломным в истории школы и педагогической мысли России.
________________
Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в эпоху Нового времени
1. Педагогический словарь:
Принцип природосообразности— исходное положение, требую щее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодей ствия ипед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития.
Дидактика-(от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педаго гики. Предметом Д. является обучение каксредство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.
Классно-урочная система- организа ция учебного процесса, при которой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана
Свободное воспитание-не стесняемое никакими огра ничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности.
2. Продолжите фразу Я.А. Каменского « Я требую, чтобы у учеников всегда и везде совершенствовались:
1) чувства - для счастливого наблюдения вещей;
2) ум - для всё более и более глубокого проникновения в вещи;
3) память - для всё лучшего и лучшего усвоения;
4) язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать всё лучше и
лучше;
5) руки - чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно;
6) дух - чтобы лучше и лучше предпринимать и производить всё то,
что достойно уважения;
7) сердце - чтобы пламенно любить и призывать всё святое
3. Заполните таблицу: Сравните педагогические воззрения на воспитание и образование.
Линия сравнения | Цели | Принципы | Содержание | Методы |
Я. Каменский | ||||
И.Ф. Гербарт | ||||
Г. Песталоцци | ||||
Ж.Ж. Руссо | ||||
Д. Локк | ||||
А. Дистервег |
4. Основные педагогические труды:
Основные педагогические труды | |
Я. Каменский | |
И.Ф. Гербарт | |
Г. Песталоцци | |
Ж.Ж. Руссо | |
Д. Локк | |
А. Дистервег |
5. Составьте кроссворды на тему «Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Д. Локка, А. Дистервена, И.Г. Песталоцци» (по выбору).
6. Назовите «Золотое правило дидактики»___________
________________________________
7. Сравните педагогические воззрения на воспитание и образование.
Линия сравнения | Цели | Принципы | Содержание | Методы |
Я. Каменский | ||||
Г. Песталоцци | ||||
Ж.Ж. Руссо | ||||
Д. Локк |
8. Раскройте содержание взглядов Ж.Ж. Руссо на воспитание