Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей
Система методов, которая используется в школе для слабослышащих, включает несколько подсистем: методы формирования речи и обучения языку как предмету школьного образования, методы обучения основам наук, методы развития и использования слухового восприятия.
Все методы рассчитаны на полисенсорный характер восприятия материала учащимися. Педагогический процесс строиться на слухо-зрительной основе. Наибольшей спецификой обладают методы формирования речи и изучение языка. Педагог одновременно с решением задач формирования знаний и умений в каждой области обеспечивает и речевое развитие учащихся.
В условиях речевого недоразвития, несформированности отвлечённого мышления усвоение и закрепление ЗУН связанно с большими трудностями. Для получения результатов обучения требуется больше, чем в массовой школе времени и использование разнообразных методов и приёмов.
Специальное обучение слабослышащих включает использование как специфических средств, так и средств, применяемых в массовой школе. К специфическим относят дактилологию, используемую как вспомогательное средство, облегчающее восприятие речи, звукового состава слова, ЗУА, специальные приспособления для формирования произношения.
Следующая группа средств – письменная речь. Письмо и чтение для слабослышащих детей – доступный способ усвоения знаний и источник для овладения языком. Возрастает роль наглядных средств, которые не иллюстрируют учебный материал, а наглядно раскрывают его содержание.
Большое значение имеют наглядно-действенные средства и приёмы, направленные на формирование представлений и понятий: преднамеренное создание ситуации, инсценировка, драматизация и др. Все эти средства используются в сочетании со словесными способами обозначения, доступными учащимся на данном уровне их речевого развития.
Общие методы обучения основам наук реализуются в учебном процессе в зависимости от особенностей программного материала, закономерностей овладения им, этапа его усвоения. Методы и приёмы обучения, помогают учащимся овладевать способами оперирования усвоенным материалом в разных видах познавательной и практической деятельности. Это выражается в разработке специальных методик. В них создаются системы упражнений, ориентированные на специфику структуры формируемых навыков и умений.
Система упражнений для формирования грамматических представлений, система понятий, умений, разработана К.Г.Коровиным. Особая система практических действий по оперированию словом в методике развития речи (А.Г.Зикеев) направлена на овладение лексическим запасом.
Сложность задач формирования речи и обучения родному языку, как к предмету школьного образования, слабослышащих учащихся, требует реализации комплекса общедидактических методов. Обучение языку строиться на основе разнообразных форм, речевой практики.
Для развития устной разговорной речи применяют диалоги, беседы. Для формирования описательно-повествовательной (монологической) речи используют упражнения по составлению изложений, сочинений, рассказов. На уроках чтения и литературы для развития устной и письменной речи учащихся используют чтение, рассказ, составление плана, и т.д.
В специальной методике преподавания математики разработаны конкретные пути формирования математических знаний и навыков в единстве с развитием речи и наглядного и понятийного мышления. Развитию этих навыков способствуют занятия по обучению различным измерениям с помощью специальных инструментов. Эти знания и навыки связанны с трудовым обучением.
Значительным своеобразием отличается в школе для слабослышащих преподавание естествознания. Важным условием решения задач данного предмета является использование методов, средств и форм обучения, обеспечивающих общение детей с природой и способствующих активизации их познавательной и речевой деятельности: экскурсии, наблюдения, опыты, и т.д. Изучение натуральных объектов природы сочетается с использованием наглядных средств обучения (картин, чучел, макетов, кинофильмов и др.). Важную функцию в формировании у учащихся естествоведческих представлений и понятий выполняют уроки ознакомления с окружающим миром.
Преподавание истории позволяет использовать метод связного изложения материала учителем, беседы с применением наглядности, анализ текста учебника. С историческим материалом ученики работают и самостоятельно. Для этого предусмотрены виды занятий: подготовка к сжатому пересказу статьи, составление вопросов к ней, описание и иллюстрации, составление рассказов о героях войны, о событиях в стране.
Уроки изобразительного искусства строятся на основе включения учащихся в предметно-практические формы деятельности. Приобретаемые на уроках изобразительного искусства навыки учащиеся используют на уроках трудового обучения (плетения, вышивка и т.д.).
Ознакомление детей с произведениями искусства в начальных классах проходит на учебных занятиях по темам программы и специальных бесед об искусстве. Детей учат понимать идею, главную мысль произведения, средства художественной выразительности.
Таким образом, специфика содержания изучаемого материала, особенности развития слабослышащих учащихся, необходимость преодоления речевого недоразвития и его последствий определяют своеобразие методов и приёмов, используемых в учебном процессе.
Учебные занятия в школе для слабослышащих проводятся по классно-урочной системе. Каждый урок должен способствовать развитию познавательных интересов детей, учить самостоятельности в приобретении знаний и решать воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
Урок в школе слабослышащих имеете особенности, связанные со специфическими требованиями, которые предъявляются к специальному обучению. Особенности связанны с главной проблемой – преодолением речевого недоразвития учащихся. Поэтому отбор речевого материала, семантизация новых слов и форм и введение их в активную речь учащихся являются задачами любого урока или занятия.
Каждая форма занятий включает в себя не только собственно учебные виды деятельности, но и организацию занятия, инструктаж, подведение итогов, проверку результатов работы, предоставляя возможности для развития речи детей.
При решении специфических задач, связанных с преодолением речевого недоразвития, наибольший эффект достигается в условиях применения всех организационных форм обучения: урок, индивидуальное занятие, самостоятельная работа, внеклассная деятельность.
Большое место в младших классах школы для слабослышащих занимают индивидуальные занятия по ФП и РСВ. Наличие индивидуальных особенностей речи слабослышащих и необходимость заниматься по общей программе делают актуальной проблему соотношения способов организации работы на уроке. Возрастает необходимость индивидуализировать задания, дифференцировать помощь учащимся.
Групповые формы работы на уроке позволяют учитывать состояние речи детей, организовывать их непосредственное общение при выполнении задания. Фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации работы на уроке создают условия для взаимоконтроля и взаимопомощи, что способствует мотивированному общению.
Важно научить детей овладевать языковым материалом, способами его преобразования в меняющихся условиях общения. Планирование любого занятия связанно с выбором и использованием наглядных средств (натуральных объектов, картин, макетов, моделей, аппликаций, муляжей, и др.). На занятиях основная часть времени отводится практическим упражнениям, лабораторным работам, выполнению заданий тренировочного характера.
Большие требования предъявляются к речи педагога. Лучшему пониманию речи педагога способствует использование в неречевых компонентов – мимики, жестикуляции. На занятиях учитель помимо устной, использует письменную и дактильную формы общения.
В современных условиях хорошим средством компенсации нарушенных функций является компьютер. Компьютерные программы по учебным предметам помогают слабослышащим учащимся получать информацию в более доступном варианте – на зрительной основе.