Возникновение и развитие отечественной психологии
Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы. Основоположником отечественной психологии считается физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исто-рических факторов в становлении и развитии психики человека.
Развивая концепцию И.М. Сеченова, выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849–1936) создал целостное учение о высшей нервной деятельности, использовав рефлекс не только как концептуальную позицию, но и как метод нейрофизиологического исследования. И.П. Павлов открыл основные закономерности высшей нервной деятельности. Высшую нервную деятельность он рассматривал как психическую деятельность. Все акты поведения Павлов интерпретировал как систему условных рефлексов, благодаря которым организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. Традиционное учение об органах чувств Павлов преобразовал в учение об анализаторах, указав на связь органов чувств с соответствующими корковыми центрами, производящими высший анализ и синтез. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов создал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы – первая сигнальная система, речевые сигналы – основанная на первой вторая сигнальная система. Слово «сигнал сигналов» отражает действительность в обобщенном виде. И.П. Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций на раздражители. По мнению ученого, ломка динамического стереотипа вызывает отрицательные эмоции, в то время как его поддержание ощущается как положительная эмоция. Раскрытие физиологических механизмов психической деятельности Сеченовым, Павловым, Введенским, Ухтомским дали мощный импульс развитию психологии в России.
К концу XIX в. в Москве, Петербурге, Казани, Юрьеве, Харькове были организованы экспериментальные психологические лаборатории, созывались общероссийские съезды психологов, издавались психологические журналы. Благодаря усилиям видного психолога Г.И. Челпанова в Москве в 1912 г. был открыт институт Психологии.
В первые послереволюционные годы началась перестройка психологии под флагом марксизма. Особые усилия были направлены на критику идеалистических позиций Челпанова и теоретических «ошибок» тех, кто не проявлял поспешности в пересмотре своих взглядов. Однако внимание к физиологическим основам психологии в ближайшие после революции годы ещё более усилилось, возрос интерес и к трудам биологов-дарвини-стов. Физиолог А.А. Ухтомский (1875–1942) выступил с концепцией приспособления организмов к изменяющимся условиям среды благодаря преобразованию системы регуляции под влиянием доминанты – устойчивого возбуждения функционально объединенных нервных механизмов. Ухтомский отверг идею жесткой привязанности функции лишь к определенному нервному центру. Он установил, что возбуждение от значимого воздействия приходит не только в определенный мозговой центр, но и распространяется по нервной системе в виде диффузной волны. Согласно мнению Ухтомского, доминанта господствует и организует регуляционные процессы до тех пор, пока поведение не завершится необходимым приспособительным результатом.
Существенный вклад в развитие отечественной и мировой психологии внес В.М. Бехтерев (1857–1927), невроанатом, нейрофизиолог, невропатолог, психиатр и психолог. Он был основателем первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885), первой психологической лаборатории в Петербурге, Психоневрологического института – первого человековедческого института в мире (1908), ряда научных обществ и научных журналов. Развивая концепцию доминанты Ухтомского, Бехтерев раскрыл оценочную сущность восприятия, социальную обусловленность волевой сферы личности, исследовал ряд аспектов развития психики, дал свою интерпретацию проблемы сознания, выступил как основатель ряда основных прикладных отраслей психологии (производственного и умственного труда, художественной, педагогической и врачебной деятельности). В своём фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» (1922) В.М. Бехтерев исследовал кардинальные проблемы социальной пси-хологии. Опираясь на выдвинутую И.М. Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, он разработал естественнонаучную тео-рию поведения.
В противовес субъективно-идеалистической психологии Бехтерев выступил как основатель объективной психологии, которую он назвал рефлексологией, подчеркивая этим термином биосоциальную сущность человека и необходимость исследования этой сущности в естественнонаучных категориях. Наибольшей популярности рефлексология достигла в середине 20-х гг. после опубликования работы В.М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923, 1926). В отношении отечественной психологии рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания», вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом физиологических и поведенческих процессов, получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную».
Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20–30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Л.С. Вы-готским (1896–1934). Выготский стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования. Он разработал, опираясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты). Речевой знак, согласно Выготскому, – это своего рода орудие.
Но особое орудие. Оно направлено не на внешний, а на внутренний мир человека. Оно преобразует его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое содержание.
Этому «материалу», полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое строение. И тогда возникают высшие психические функции, а с ними вступают в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики (какое наблюдается, например, у животных). Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – целенаправленным мыш-лением или творческим воображением, импульсивное действие – произвольным и т.п. Все эти внутренние процессы – продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, – сперва социальном, потом – психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка с взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание.
Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Он подчеркивает, что действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.
Во второй половине 30-х гг. в отечественной психологии намечается тенденция теоретической консолидации. Психологи различных направлений все более объединяются деятельностной концепцией психики. Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был А.Н. Леонтьев (1903–1979), который разрабатывал деятельностный подход к психике, исследуя ее развитие в фило- и онтогенезе. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А.Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, показал специфику общественно-исторически обусловленного развития психики человека (переход к сознанию). С точки зрения А.Н. Леонтьева, деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив – цель – условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и «чувственной ткани» в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований).
Существенная концептуализация и систематизация психологических категорий была произведена С.Л. Рубинштейном (1889–1960) в его труде «Основы общей психологии». Основной исходный постулат С.Л. Рубинштейна – отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. Психика и деятельность едины – психика формируется и проявляется только в деятельности. Но внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы – цели, мотивы. Всеобщим проявлением психологического детерминизма является то, что внешние причины действуют через внутренние условия. Все психические проявления следует понимать как процессы – саморазвивающиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты – психические образы, понятия, принятие решений, регуляционные акты. Психические процессы (в том числе и мышление) развиваются как деятельность субъекта с объектом, как система операций, обусловленная личностной мотивацией и способностью индивида.
Исследования Выготского, Рубинштейна и Леонтьева оказали значительное влияние на развитие общей, детской и педагогической психологии. Однако в середине 30-х гг. развитие советской психологии затормозилось. Тоталитаризм, низведший человека до роли «винтика» не нуждается в психологической науке. В результате принятого в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» запрету подверглись все диагностические методы психологии. Была разгромлена и запрещена психотехника, прекращено развитие психологии труда и инженерной психологии. Был закрыт единственный в стране психологический журнал «Психотехника». Были свернуты все прикладные отрасли психологии. В теории психологии резко сократились исследования по психологии личности и поведения, прекратились исследования генетических предпосылок психики. Влияние социальной среды на формирование психических качеств личности также не изучалось. Совершенно не исследовались такие человеческие качества как агрессивность, конформность, внутриличностная и межличностная конфликтность. Под запрет попала вся проблема половых психических различий. Были разорваны связи с дореволюционной и мировой психологической наукой. Но и в этот период ведущие советские психологи (Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и т.д.) создали отдельные фундаментальные труды, не утратившие своего значения и в наши дни.
Лишь в 60-х гг. начался новый этап развития психологии. Пусковым моментом движения отечественной психологии на качественно новый уровень стали резко возросшие потребности практики в данных о психике человека (характеристиках психики, психической деятельности, психической регуляции поведения), которые могли бы учитываться как человеческий фактор в организации деятельностной сферы общества.
Естественно, что наиболее остро эти потребности проявились в сфере производства, где процесс автоматизации и комплексной механизации мог успешно осуществляться лишь при всестороннем учете человеческого фактора не только на этапе эксплуатации, но и на этапе проектирования технических устройств.
В 1959 г. Б.Ф. Ломовым была образована первая в стране лаборатория инженерной психологии. Лаборатория проделала большую работу по становлению инженерной психологии как психологической дисциплины. Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и мн. др. В стране началась подготовка специалистов по инженерной психологии, стала формироваться инженерно-психологическая служба. В целом роль лаборатории Б.Ф. Ломова для развития отечественной психологии сравнима, наверное, только с той ролью, которую сыграла в свое время лаборатория В. Вундта.
Активизация психологической мысли и деятельности, вызванная инженерной психологией, имела резонанс во всех психологических направлениях. В этом отношении наиболее восприимчивым оказалось социально-психологическое направление, которое в отечественной психологии лишь еще намечалось. Социальная психология быстро сформировала широкое поле практической деятельности, что было ознаменовано созданием в Ленинградском государственном университете под руководством Е.С. Кузьмина первой в стране лаборатории социальной психологии.
Е.С. Кузьмин считается одним из основателей отечественной социальной психологии. Становление инженерной и социальной психологии, расширение поля практического приложения и повышение уровня психологических исследований показали значимость психологической науки для жизни и деятельности общества. Естественно должна была возникнуть и возникла проблема психологических кадров, без решения которой психология не могла выйти на качественно новый уровень.
Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах создавало реальные предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Далее последовало включение психологии в официальный классификатор наук, создание в 1971 г. Института психологии АН СССР, расширение системы подготовки психологических кадров, психологической подготовки специалистов разных специальностей и т.п. В 60–80-х гг. активизируются исследования в области теории сознания и прикладных отраслей психологии, начинает формироваться психологическая служба в сфере народного образования, производства, транспорта, здравоохранения, семьи и брака. Следующее знаменательное событие для развития отечественной психологии – это освобождение в 90-х гг. от идеологических догм и необоснованных запретов как следствие преобразований общественно-экономического уклада.
Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.