Дошкольников с нарушениями зрения
Задание 1: заполнение аналитической карты «Принципы обучения ориентировке в пространстве детей с нарушениями зрения».
Задачи изучения темы:
1. актуализировать представления студентов об общепедагогических принципах и принципах специальной педагогики;
2. формировать представления об особенностях применения общепедагогических принципов и принципов специальной педагогики в работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения;
3. учиться анализировать, систематизировать данные.
Студенты изучают предложенные литературные источники, выделяют общепедагогические принципы обучения и воспитания и принципы специальной педагогики. Основываясь на работе Н.Я. Семаго, студенты раскрывают особенности применения указанных групп принципов в работе по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения. Данные заносятся в аналитическую карту
Принцип обучения и воспитания | Особенности применения принципа в работе по формированию пространственной ориентировки |
Общепедагогические принципы | |
Принципы специальной педагогики | |
Форма отчетности: аналитическая карта.
Список литературы:
1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М. – 2007.
2. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М. – 2005. – С. 127 – 135.
3. Другая литература по выбору студентов.
Задание 2: составление модели взаимодействия специалистов
Задачи изучения темы:
1. уточнять представления об особенностях взаимодействия различных специалистов в процессе работы по формированию пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения;
2. формировать представление о возможностях работы по формированию пространственной ориентировки в процессе реализации других разделов программы;
3. формировать навыки составления моделей;
4. развивать навыки анализа и систематизации данных, представленных в литературных источниках.
Студенты изучают предложенные литературные источники, тексты лекции. На основании полученных представлений студенты составляют модель взаимодействия специалистов в организации работы по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения.
Форма отчетности: модель взаимодействия специалистов.
Список литературы:
1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дисс. на соиск. уч. степ доктора псих. наук. – М. – 1998. С. 18 – 47, 190 – 222, 235 – 248, 261 – 267.2. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией. Дисс. на соиск. уч. степ дканд. псих. наук. – М. – 1998. С. 75 – 100.3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)/под ред. Л.И. Плаксиной. – М. – 1997.
Задание 3: заполнение аналитической карты «Особенности работы по формированию ориентировки в пространстве на разных этапах обучения».
Задачи изучения темы:
1. актуализировать представления студентов об особенностях развития пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения.
2. формировать представление о содержании и методике формирования пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения
Студенты изучают предложенные литературные источники, тексты лекций. На основании полученных представлений студенты отбирают наиболее адекватную с их точки зрения методику, заполняют аналитическую карту:
Этап обучения | Задачи | Методы |
Форма отчетности: аналитическая карта по одной методике.
Список литературы:
1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дисс. на соиск. уч. степ доктора псих. наук. – М. – 1998. С. 18 – 47, 190 – 222, 235 – 248, 261 – 267.2. Подколзина Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки//Дефектология. – 1994. - №33. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией. Дисс. на соиск. уч. степ дканд. псих. наук. – М. – 1998. С. 75 – 100.4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)/под ред. Л.И. Плаксиной. – М. – 1997.
5. Специальные коррекционные программы для детей с глубокими нарушениями зрения/Под ред. Феоктистовой. – СПб. – 2000.
Задание 4: составление конспекта занятия по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи изучения темы:
1. актуализировать представления студентов об особенностях развития пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения.
2. формировать представление о содержании и методике формирования пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения.
3. учиться составлять конспект занятия по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения.
Студенты изучают предложенные литературные источники, тексты лекций. На основании полученных представлений студенты составляют конспект занятия по схеме:
1. Обозначение уровня и этапа работы по формированию ориентировки.
2. Тема занятия.
3. Задачи.
4. Оборудование.
5. Ход занятия.
6. Индивидуальная работа.
Форма отчетности: конспект занятия.
Список литературы:
1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дисс. на соиск. уч. степ доктора псих. наук. – М. – 1998. С. 18 – 47, 190 – 222, 235 – 248, 261 – 267.2. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией. Дисс. на соиск. уч. степ дканд. псих. наук. – М. – 1998. С. 75 – 100.3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)/под ред. Л.И. Плаксиной. – М. – 1997.
4. Специальные коррекционные программы для детей с глубокими нарушениями зрения/Под ред. Феоктистовой. – СПб. – 2000.