Базовые понятия дидактики «преподавание», «учение»
Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
М. – угол зрения на проблему.Уровни
Философский
Разработан философами. Составляет общие принципы и позиции познания.
-бихевиоризм (я определяю мир относительно себя самого)
-марксизм (мышление и деятельность – основа всех процессов в обществе)
-неотанизм (главное знание – техническое, естественные науки)
Общественный
Теоретические концепции, которые применяются к большинству дисциплин.
-системный подход (позволял увидеть + или – в к-либо явлении, а также определяет недостатки системы)
-синергетический п. ( слияние, соотношение хорошего и плохого, разных позиций)
-интегративный п. ( интерг. – объединение. Сов. внутр. условий, явлений различного влияния)
Конкретно-научный
Опред. сов. Принципов, методов и процедур для опред. предметной области.
-деятельностный п. (все пед. действия реализ. только через вкл. в деятельность
-личностно - ориентированный п. (позвол. опред. методы и способы воздействия на личность)
-коллективно - деятельностный (в центре находятся общее взаимод. конкр. пед. группы)
-аксеологический (вся пед. деят. Строится исходя из ценностных ориентаций человека)
-акмеологический (саморазвитие, самоформир., самоконтроль. Акме – формир. внутр. «Я»)
- амбивалентный (двусторонний взгляд на мир)
-парадигмальный (как развивается общество)
-средовой (опора на развитие среды)
-гендерный ( м. и ж. –разные люди. Обучнение, развитие и воспитание осущ. по разному)
-антропологический ( человек как существо природное)
Технологический
Методы и приемы техники исследования, позволяющие обобщить практический материал и преобразовать его в научное исследование.
-наблюдение (непрерывное, выборочное, включенное и др)
-беседа
-методы обраб. данных -методы оценивания |
- анкетирование
-тестирование
-интервьюирование
Понятие «подходы» в образовании
«Подход к обучению – это реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения»
Термин «подход к обучению» (approach (англ.) – подход, подступ) был введен в научный обиход английским методистом А. Энтони (1963) для обозначения исходных положений, которыми «пользуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им»
Понятие «педагогическая парадигма»
совокупность подходов к решению проблем образования и обучения, используемая традиционной педагогикой, ориентированных, по своей сути, на общеобразовательную школу, на получение образования детьми, не способными еще осознать свои потребности и уяснить, что образование реализует одну из их личных фундаментальных жизненных потребностей.
Стремление к поиску новой парадигмы проявляется достаточно стабильно. Оно нашло свое воплощение в работах В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и других педагогов-новаторов, в разработке педагогики сотрудничества, в призывах к повороту образования в сторону развития личности.
Понятие «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
В. – означает передачу накопленного опыта от одного поколения к другому, обеспеч. Тем самым их преемственность.С. - сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности.П. - нацелено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.
Понятие «педагогическая система»
Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.
Принципы функционирования системы:
– оптимальность;
– структурность – выделение частей (компонентов) системы, их упорядочение и классификация;
– функциональность – в качестве компонентов системы выступают функции, регулирующие отношения и связи в системе;
– интегративность – особое внимание уделяется системообразующим элементам, которые объединяют ее компоненты и способствуют сохранению и функционированию целого.
Педагогические системы рассматриваются как динамические системы, отношения между компонентами которых постоянно изменяются.
Базовые понятия дидактики «преподавание», «учение»
Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика.
Дидактика –это наука о теориях образования и технологиях обучения.
Дидактика отвечает на вопросы: чему учить? как учить? где учить? в каких организационных формах?
Учение – это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
Преподавание – это целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.