Опросник профессиональной готовности школьников
(ОПГШ)
(соответствует нумерации унифицированного банка
Психодиагностических методик - 1.4)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Цель:Получение информациио наличии, взаимном сочетании и эмоциональном подкреплении у испытуемого профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет судить о степени готовности испытуемого к успешной деятельности в определенной профессиональной сфере
Автор: Л.Н. Кабардова
Описание методики :Предназначена для учащихся 7-8х классов, включает в себя 35 высказываний, основанных на самооценке учащимися своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных, трудовых, социальных, творческих и т.д.), пережитого в личном опыте эмоционального отношения. Все описанные виды деятельности соответствуют наиболее типичным действиям пяти профессиональных сфер: “человек-природа”, “человек-техника”, ”человек-человек”, “человек - знаковая система”, “человек - художественный образ”.
Типы профессий:
Профессиональные сферы | Предметы труда | Примеры профессий |
1. Человек - природа. | Растения, животные, микроорганизмы. | Зоолог, зоотехник, ботаник и т.д. |
2. Человек - техника. | Технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. | Радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, инженер и т. д. |
3. Человек - человек. | Люди, группы, коллективы. | Сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т. д. |
4.Человек - знаковая система | Условные знаки, шифры, коды, таблицы. | Корректор, программист, машинистка, статистик, экономист и т. д. |
5. Человек - художественный образ. | Художественные образы, их роли, элементы и особенности. | Ювелир, фотограф, музыкант, художник, писатель, артист и т. д. |
Литература :
1. Основы теории и практики профориентации. Руководство к лабораторному практикуму. Сост. Балахин В.И. и др. Л. : ЛГЦПМ, ЛГПИ,1990 .-173с.
Учащимся раздаются перечни вопросов и “ бланки ответов ”. После заполнения паспортной части “листа ответов” учащимся предлагается прочитать инструкцию по работе с опросником.
Исследование может быть индивидуальным и групповым. Время выполнения задания не ограничивается.
ИНСТРУКЦИЯ
Для выполнения задания, каждому действию, названному в опроснике, необходимо дать две оценки: оценку того, насколько хорошо Вы умеете делать это действие и оценку того, насколько Вам это действие нравится выполнять. Оценки нужно давать в баллах согласно следующей шкале:
Шкала оценок в баллах
оценка “а” | оценка “б” | |
получается очень хорошо | +2 | очень нравится |
получается хорошо | +1 | нравиться |
получается средне | все равно | |
получается плохо | -1 | не нравится |
получается очень плохо | -2 | очень не нравится |
Оценки в баллах надо занести в “ бланк ответов” рядом с соответствующим номером действия, в той же клеточке, причем оценку “а” - слева от номера, а оценку “б” - справа. Если Вам никогда не приходилось делать какого-то из указанных действий, то в клетке с соответствующим номером поставьте прочерк. Приступая к работе, внимательно читайте каждый пункт, представляйте каждое действие. Работайте внимательно!
.
В заполненном “бланке ответов” суммируются числа в каждом из столбиков “а” и “б” и найденная алгебраическая сумма записывается внизу, под соответствующим столбиком в нижних клетках бланка.
1- й столбец бланка - П (человек- природа).
2- й столбец бланка - Т (человек- природа).
3- й столбец бланка - Ч (человек- человек).
4- й столбец бланка - З ( человек- знаковая система).
5- й столбец бланка - Х (человек - художественный образ).
Выбор наиболее предпочитаемой и наиболее отвергаемой для данного испытуемого профессиональной сферы осуществляется на основе сопоставления сумм баллов по двум оценкам (умения и отношения). Например, соотношение двух оценок 10-10 благоприятнее, чем соотношение 8-14, так как предпочтения испытуемого в первом примере более обоснованны наличием у него соответствующих умений. Анализируются также высказывания, которые испытуемый оценил наибольшим количеством баллов, т.е. ответы типа 2-2. Это в основном необходимо для выхода в интерпретации на конкретные профессии.
Например, после обработки "бланка ответов" получены следующие значения (суммы баллов по столбцам):
6 2 | 5 7 | 9 13 | 7 10 | 9 7 |
Вывод: преобладание склонностей к профессиям типа "человек-человек".
Для выполнения задания, каждому действию, названному в опроснике, необходимо дать две оценки: оценку того, насколько хорошо Вы умеете делать это действие и оценку того, насколько Вам это действие нравится выполнять. Оценки нужно давать в баллах согласно следующей шкале:
Шкала оценок в баллах
оценка “а” | оценка “б” | |
получается очень хорошо | +2 | очень нравится |
получается хорошо | +1 | нравиться |
получается средне | все равно | |
получается плохо | -1 | не нравится |
получается очень плохо | -2 | очень не нравится |
Оценки в баллах надо занести в “бланк ответов” рядом с соответствующим номером действия, в той же клеточке, причем оценку “а” - слева от номера, а оценку “б” - справа. Если Вам никогда не приходилось делать какого-то из указанных действий, то в клетке с соответствующим номером поставьте прочерк. Приступая к работе, внимательно читайте каждый пункт, представляйте каждое действие. Работайте внимательно!
1.Выращивать дома, в кружке цветы, деревья, другие растения.
2.Выполнять лабораторные задания по физике, разбираться в физических процессах.
3.Владеть собой, своим поведением и настроением (не отвечать грубостью на грубость, не показывать своего плохого настроения).
4.Делать вырезки из текстов, выписки из книг и статей, подбирая их по определенной тематике.
5.Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения на свободную тему.
6.Наблюдать за поведением птиц в городе, лесу, на даче.
7.Решать различные головоломки, разбираться в их устройстве.
8.Спокойно и терпеливо, объяснять что-либо другим людям, даже если приходится повторять сказанное несколько раз.
9.Составлять конспекты, планы различных работ.
10.Самостоятельно изготовлять различные изделия: игрушки, модели конструкций и одежды и пр.
11.Определять по внешнему виду различные виды животных, растений, насекомых, знать их название.
12.Проводить химические опыты.
13.Ухаживать за больными людьми, причем не только за членами своей семьи.
14.Находить ошибки в письменных работах по русскому языку и литературе.
15.Создавать произведения изобразительного искусства (рисовать красками и карандашом, лепить и др.).
16.Ухаживать за растениями дома или на даче: копать, полоть и т.д.
17.Ремонтировать различные механизмы: механические, электрические и др.
18.Внимательно, не перебивая выслушивать людей.
19.Выполнять задание по иностранному языку: переводить тексты, запоминать новые слова.
20.Разыгрывать роли, подражать кому-нибудь, изображать какого-либо человека.
21.Выращивать какое-нибудь животное, следить за его состоянием, ухаживать за ним.
22.Выполнять работы, требующие хорошей координации движений (работать на станке, на швейной машине, печатать на машинке и др.).
23.Заниматься с детьми младшего возраста, играть с ними, учить чему-нибудь.
24.Запоминать различные формулы, законы, условные обозначения.
25.Разбираться в том, какие мысли и чувства хотел выразить автор в различных произведениях искусства: картинах, фильмах и т.д.
26.Наблюдать за животными, насекомыми, изучать их повадки.
27.Искать и находить наиболее рациональный способ решения технической или любой практической задачи.
28.Организовывать своих сверстников на выполнение различных мероприятий.
29.Аккуратно выполнять “бумажную” работу: писать, выписывать и т.п.
30.Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни или музыкальные номера.
31.Читать книги о животных, растениях, насекомых.
32.Конструировать и собирать модели различных механизмов и машин.
33.Убеждать других людей в своей правоте, улаживать ссоры, споры.
34.Строить графики, составлять таблицы, рисовать карты.
35.Придумывать новые, оригинальные варианты моделей одежды, причесок, украшений и т.д.
БЛАНК ОТВЕТОВ 2.
Фамилия , Имя , Отчество (полностью ,разборчиво)__________________
Возраст______(полных лет) Пол _____ Образование_________________
Дата ________________