Характеристика формирующего эксперимента

На основании вывода по констатирующему эксперименту мы подготовили формирующий эксперимент. Для этого разработали уроки музыки, которые помогли детям заинтересоваться историей музыки, творчеством композиторов-классиков.

Урок 1. «Путешествие в мир музыки» (Приложение №5).

Цель: познакомить учащихся с различными музыкальными направлениями: от истоков музыки к современным ритмам.

Задачи:1.формирование музыкальной культуры учащихся;

2.развитие эмоциональной сферы детей, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее;

3.приобщение учащихся к золотому фонду народной, классической и современной музыки.

Урок 2. Композиторы нашего столетия (Приложение №6).

Цель: приобщить к мировой музыкальной культуре через знакомство с композиторами - классиками и их музыку, развивать музыкальный вкус.

Задачи:

1. формирование музыкальной культуры учащихся;

2. развитие эмоциональной сферы детей, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее.

Урок 3. Творчество П.И. Чайковского (Приложение №7)

Цель: прививать любовь к творчеству П.И. Чайковского, развивать музыкальный вкус

Задачи:

1.Воспитывать слушательскую культуру

2.Развивать певческие навыки

3.Продолжать учить различать характер музыки.

Урок 4. Выдающийся композитор – М. И. Глинка. (Приложение №8)

Цель: приобщить к мировой музыкальной культуре через знакомство с композиторами - классиками и их музыку, развивать музыкальный вкус.

Задачи:

1.формировать музыкальную культуру учащихся;

2.развивать эмоциональную сферу детей, воспитывать музыкальный, эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, желание слушать и исполнять ее.

Урок 5. Мир джаза (Приложение №9).

Цель: приобщить детей к различным течениям в музыкальной культуре, развивать музыкальный вкус.

Задачи:

1.познакомить учащихся с основными направлениями джазовой музыки: спиричуэл, блюз, регтайм, ритм – энд – блюз, рок – н – ролл.

2.развивать воображение, образное мышление

3.воспитывать слушательскую культуру, интерес к музыке

Контрольный эксперимент

Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

Для реализации данной цели была использована «Музыкальная викторина», аналогичная констатирующему эксперименту, а также проводилась беседа с детьми о той музыке, которая их глубоко трогает, влияет на их чувства и настроение.

В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на развитие музыкального вкуса. Используя серию уроков, где идет знакомство с историей музыки - от ее истоков до наших дней, можно повысить музыкальную культуру учащихся, а следовательно - их музыкальный вкус. Это видно уже из того, что дети стали активнее высказываться о музыке, их заинтересовало развитие музыки, формирование различных стилей и направлений, а главное - творчество композиторов-классиков. Они с большим удовольствием читают книги о музыке и делятся своими впечатлениями о прочитанном.

Результаты контрольного эксперимента можно обозначить в таблице:

Таблица № 3

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента:

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Констатир. Контрольн. Констатир. Контрольн. Констатир. Контрольн.
15 % 25 % 30 % 40% 60 % 30 %

Таким образом, на основании данных полученных на этапе констатирующего и контрольного эксперимента, мы можем сказать следующее:уровень развития музыкальных вкусов учеников 4 класса был достаточно низок. Мы построили свою деятельность на формирующем этапе эксперимента таким образом, чтобы познакомить ребят с развитием музыки и наиболее известными именами, которые способствовали ее становлению.

После проведенной нами работы, результаты контрольного эксперимента показали значительное улучшение общего уровня развития музыкального вкуса, а именно, ребята стали больше интересоваться музыкой, захотели открыть для себя не известных им, до сей поры, композиторов. Это говорит о том, что, проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над выбранной нами темой: «Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста» показала, что многие ученые занимались этой проблемой, но все же, в настоящее время, она продолжает оставаться актуальной. Результаты проведенного теоретического и практического исследования послужили основой для следующих выводов.

1. Проанализировав научные работы по заявленной нами проблеме, мы пришили к выводу, что музыкальный вкус как категория музыкальной педагогики был предметом исследования таких авторов, как :В.Н. Шацкая, П. Морозова, В.И. Волков, И.Я. Брюсов и др.

2. Изучив основные психолого-педагогические и музыкально-педагогические подходы к анализу категории музыкального вкуса, мы пришли к выводу, что под музыкальным вкусом личности необходимо понимать способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства

3.Раскрыв сущность категории музыкального вкуса, мы пришли к выводу, что:психологические особенности младших школьников, рост их познавательных сил, развитие самосознания и нравственных чувств, повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его мыслям, переживаниям – свидетельствует о растущем значении общения школьников с высокохудожественными музыкальными произведениями больших идей и чувств.

4.Рассмотрев урок как основную форму развития музыкального вкуса можно сказать, что в школьной практике основными путями воспитания вкуса является хоровое пение и слушание музыки. Вместе с тем и другие разделы урока – распевание, музыкальная грамота – могут служить серьезным средством формирования вкуса школьников.

5. Проведя экспериментальное исследование, направленное на формирование у младших школьников музыкального вкуса, можно отметить, что данный эксперимент показал положительные результаты: ребята стали больше интересоваться музыкой, приносили на занятия новые сведения о композиторах, изученных ими ранее, с увлечением и вниманием слушали новые произведения.

Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становлении.

Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение.

Д.Д. Шостакович писал, что любителями и знатоками музыки не рождаются, но становятся; безнадежных в этом отношении людей нет, необходимо помнить, что музыкальный вкус, понимание музыки формируется медленно. Постижение содержания музыки доступно всем, нужно только приложить известные старания, чтобы преодолеть трудности начала пути.

Музыка участвует в воспитании людей и преобразовании общества, формируя интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждая и стимулируя в нем творческие силы и способности, содействуя социализации личности (т.е. ее включению в общество), помогая в политической агитации, организуя и сплачивая людей на борьбу за высокие общественные идеалы.

Музыка по-своему формирует ценностные ориентации общества, его отношение к миру, учит людей бескорыстно наслаждаться красотой, восхищаться богатством духовных сил и возможностей человека. Это ее эстетическая функция.

Чтобы сделать достоянием школьников высокохудожественные произведения, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их быта. Это и прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач, и общественный концерт, и музыка в фильмах, спектаклях, и домашнее музицирование, и, музыка, звучащая в детском саду, школе и многое другое.

Балтасар Грисиан писал: «Музыкальных вкусов столько же, сколько человеческих лиц, но хороший вкус украшает человека в любой стране во все года, всю его жизнь».

Учитель музыки призван формировать у младших школьников основные личностные качества: мировоззрение, волю, музыкальные вкусы, убеждения. При этом подготовить к самостоятельной музыкальной деятельности, развить творческие способности, инициативу, ответственность, или, иначе говоря, сформировать музыкально-эстетическую и музыкально-педагогическую культуру. Поэтому учитель музыки должен быть образцом музыкальной воспитанности и культуры, он обязан создавать и творить на уроках музыки музыкальную культуру учеников.

Итак, необходимо подчеркнуть, что каждый вид музыкальной деятельности создают большие возможности для проявления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей учащихся. Расширяя рамки урока, они имеют важное значение в воспитании интересов и вкусов младших школьников.

Учителя музыки должны обратить внимание на исследования по данной теме и использовать это в своей работе.

Наши рекомендации