Гипотеза исследования
Оформление компонентов научно-педагогического исследования
Тема исследования.
Работа начинается с выбора темы. Основной критерий выбора темы – научный интерес студента, стремление расширить свои знания в определенной области. Она должна быть актуальной, достаточно новой, практически значимой, проблемной, важной, может быть недостаточно изученной, реально выполнимой. Выбор темы исследования, ее четкая и ясная формулировка – непременное условие начала исследовательской деятельности. Важно в теме вычленить проблему. Тема исследования – это часть, одна из сторон, проблем темы дипломной работы. Не следует выбирать масштабные и сложные темы. Она должна быть сформулирована лаконично, используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Тема должна быть понятна студенту, для этого следует обратиться к словарям и справочной литературе.
Актуальность темы.
Она определяется на основе анализа научно-педагогической, психологической, методической и специальной литературы, исходя из требований психолого-педагогической науки и практики. Актуализируя тему, важно отразить:
- требования социального заказа общества, представленные в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в документах регионального и муниципального уровней;
- значимость проблемы в психолого-педагогической науке и практике со ссылкой на ученых, разрабатывающих ее;
- наличие противоречий и проблем по изучаемому вопросу;
- состояние изучаемого вопроса в практике современной системы образования.
Обосновать актуальность темы – значит объяснить необходимость ее изучения в контексте процесса обучения и воспитания. Освещение актуальности не должно быть многословным, не нужно начинать издалека. Достаточно показать главное: причины, проблемы, противоречия.
Проблема исследования - это вопрос, который возникает, на который надо ответить, это формулирование того, что ещё неизвестно в изучаемом явлении.
Цель исследования.
Цель исследования – конечный желаемый результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:
- определить характеристики явлений, не изученных ранее. малоизученных, противоречиво изученных;
- выявить взаимосвязи педагогических явлений и процессов;
- изучить динамику явлений;
- описать новую методику, технологию и т.д.;
- обобщить, выявить общие закономерности;
- провести классификацию, типологию педагогических явлений;
- установить, создать, разработать и т.д.
Задачи исследования.
Это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении целей исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач (оптимально 3 - 4). Задачи – это те конкретные вопросы, на которые требуется получить ответ в процессе выполнения научной работы. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Их перечисление строится по принципу от менее сложных к более сложным.
Наиболее типичны следующие задачи:
- изучить состояние проблемы,
- актуализировать проблему,
- проанализировать теоретические основы…;
- выявить недостатки, проблемы в …;
- изучить передовой педагогический опыт;
- накопить педагогические факты,
- накопить методический материал;
- отобрать материал по…, для…;
- дать характеристику;
- сделать системный анализ, систематизировать;
- определить условия, требования…;
- апробировать, реализовать на практике…;
- исследовать уровень, особенности…;
- разработать, спроектировать модель, систему.
Формулировка цели исследования должна исходить из темы работы, задачи должны отражать содержание оглавления.
Объект исследования.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, т.е. та крупная, относительно самостоятельная область педагогической науки и практики, в которой находится предмет исследования. Это та часть объективной педагогической реальности, которая включается в орбиту поиска. Объект и предмет исследования – это «система координат» исследования. Объект – это своеобразный носитель проблемы. Наиболее типичны следующие формулировки объекта исследования:
- процесс воспитания, процесс образования, обучения;
- процесс развития;
- процесс формирования;
- процесс мониторинга;
- процесс диагностики;
- инновационный процесс;
- педагогическая система школы;
- учебно-воспитательный процесс;
- процесс управления и т.д.
Предмет исследования.
Предмет исследования это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких либо условий, то есть конкретная часть объекта: методы, формы, содержание, средства, приемы, условия организации педагогических процессов обучения и воспитания. То есть, это избранные для анализа и изучения некоторые свойства, стороны, особенности объекта. Между объектом и предметом исследования существует отношение соподчинения сверху вниз. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения проблемы. Границы между предметом и объектом исследования условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом, в другом может быть предметом исследования.
Типична следующая формулировка предмета исследования:
условия, при которых…….
Гипотеза исследования.
Это предположение, предположительное суждение о причинной, закономерной связи явлений, при которой на основе ряда фактов делается вывод о наличии, состоянии, отсутствии, причинах того или иного явления. Она должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
Формулы гипотезы:
- Если…, то…
- Чем…, тем…
- Если сделать то-то, то такие изменения произойдут.
- Это будет выглядеть так:…, если будут соблюдены следующие условия:…
- При условии, что…, изменится следующее…
Гипотеза в процессе работы может изменяться, уточняться.
Методы исследования.
Это «инструмент» для решения поставленных задач. Их выбор зависит от цели, задач и гипотезы исследования. Необходимо выбрать такой диагностический инструментарий, который обеспечил бы максимальный эффект и давал бы надежный результат. Причем следует учитывать, что для каждого этапа и части исследования, а также для каждого объекта, предмета, задач исследования чаще всего выбирают наиболее адекватные методы, чтобы, в конечном счете, они соответствовали современным принципам научного исследования; соответствовали логической структуре исследования; находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме. В педагогике на сегодняшний день существуют разные подходы к классификации методов исследования.
И.П.Подласый предлагает следующую классификацию методов исследования:
1. Традиционно – педагогические:
- педагогическое наблюдение;
- метод исследовательской беседы;
- изучение опыта работы учителей;
- анализ школьной документации и творческих работ учащихся;
- педагогический эксперимент.
2. Методы изучения коллективных явлений:
- анкетирование;
- тестирование;
- опрос;
- интервьюирование;
- метод социометрии.
3. Количественные методы исследования:
- регистрация;
- ранжирование;
- шкалирование;
- моделирование.
Методы исследования также классифицируются на теоретические и эмпирические методы.. К теоретическим методам исследования относятся: анализ и синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, обобщение, сравнение, систематизация, резюмирование, проектирование, прогнозирование, анализ понятийно-терминологической системы, построение мыслительного эксперимента и т.д.
К эмпирическим методам исследования относятся: изучение литературы, анализ школьной учительской и ученической документации, изучение нормативных актов, педагогическое наблюдение, опросы, интервью, анкетирование, тестирование, определение рейтинга и др.
Этапы исследования.
I этап - подготовка к исследованию:
- изучение теории и истории исследуемого вопроса;
- определение методологических основ проблемы исследования;
- подготовка к организации и проведению исследования.
2 этап - подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы:
- планирование опытно-экспериментальной работы;
- проведение опытно-экспериментальной работы;
- анализ получэтапы работы и сроки ее выполнения, планируемые в логическоенных результатов.
3 этап - оформление выпускной квалификационной работы:
- компоновка подготовленных текстов, написание введения, выводов, заключения;
- составление списка литературы;
- составление приложений;
- составление оглавления;
- оформление титульного листа.
4 этап — подготовка к защите выпускной квалификационной работы:
- сдача работы научному руководителю для получения отзыва и рецензии;
- подготовка автореферата для публичной защиты.