Тема 1.6. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности. Оценка детских работ

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с характеристикой и особенностями использования общедидактических методов для обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

2. Формировать представление о методах и приемах, традиционно выделяемых по источнику знаний: наглядных, словесных, игровых

3. Раскрыть специфику классификации методов соответственно основным разделам программы по обучению изобразительной деятельности

4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы, сводная карта-конспект

Методические указания: для обсуждения ниже представленных вопросов проводится экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 1.6., раздел 1)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Общедидактические методы, используемые при обучении содержанию изобразительной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

– информационно-рецептивный

– репродуктивный

– исследовательский

– эвристический

– метод проблемного изложения

2. Классификация методов, традиционно выделяемых по источнику знаний:

– наглядные методы и приемы

– словесные методы и приемы

– игровые приемы

3. Классификация методов соответственно основным разделам программы:

– методы, направленные на приобретение умений изображать

– методы, обеспечивающие прочное усвоение технических навыков

– методы, применяемые при декоративной работе

– методы, применяемые при изображении сюжета

Базовый учебник:

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений : в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М. : ACADEMIA, 2008.

Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. М.: «Академия», 1999. – 272 с.

2. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1991.

4. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ. / Под ред. Н.П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1971.

Семинар № 3

Тема 1.7. Планирование занятий по обучению изобразительной деятельности

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с общими принципами планирования обучения изобразительной деятельности

2. Формировать представление о разнообразных видах планирования, о связи планирования и анализа результатов обучения изобразительной деятельности дошкольников

3. Определять особенности планирования изобразительной деятельности дошкольников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

4. Раскрыть специфику планирования изобразительной деятельности детей с проблемами развития

5. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: обсуждение вопроса № 5 предполагает проведение экспресс-опроса по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 1.7., раздел 1)

Вопросы для подготовки к семинару:

Общие принципы планирования обучения изобразительной деятельности в условиях ДОУ

Виды планирования. Планирование по разделам программы. Планирование по видам изобразительной деятельности. Планирование по типам занятий. Отбор подметного и сюжетного содержания занятий

Особенности планирования изобразительной деятельности дошкольников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Единство планирования и анализа результатов обучения изобразительной деятельности

Особенности планирования изобразительной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном, слуховом, зрительном и двигательном развитии

Базовый учебник:

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений : в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М. : ACADEMIA, 2008.

Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1972. – с. 168 с.

2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002.

3. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.

4. Кузнецова Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста, страдающих различными формами детского церебрального паралича. Дисс. … канд.пед.наук. М., 2000.

5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1991.

6. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ. / Под ред. Н.П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1971.

7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушениями зрения: учеб.–метод. пособие для педагога–дефектолога / Л.И. Плаксина. М.: Владос, 2008.

Семинар № 4

Тема 1.8. Содержание, формы, методы обучения рисованию в специальных дошкольных учреждениях

Наши рекомендации