Понятие о воображении и его физиологических основах

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Воображение подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления памяти. Подобно мышлению, воображение ориентированно на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Воображение противопоставляется в жизни человека процессу прямого подражания, репродуцирования, имитации. Образы воображения отличаются от образов восприятия и представлений памяти тем, что в них обнаруживается и содержится то, с чем человек еще не сталкивался. Это могут быть события, факты, явления, свидетелями которых человек еще не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вмес-те с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются в воображении глубокой модификации, преобразованию.

Воображение является одной из фундаментальных характеристик человеческой субъективности. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков.

В процессе индивидуального развития человека воображение формируется в тесной связи с мышлением. Построение образов воображения, т.е. таких образов, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека.

Но и само мышление зависит от процессов воображения. Только благодаря воображению становится возможным осуществление специфически человеческой операции мышления – абстрагирования. Подобно мышлению, воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практические действия отражение, что характерно и для мышления. Но между опережающим отражением в мышлении и в воображении имеется существенное различие. В процессе мышления опережающее отражение осуществляется при оперировании понятиями, и результат имеет форму суждения, а в процессе воображения опережающее отражение происходит в конкретно-образной форме как результат оперирования образами.

Кроме связи воображения с памятью и мышлением воображение тесно связано с процессами восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, воображение обогащает новые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он это будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Процесс воображения представляет собой совместную работу совместных обеих сигнальных систем. При этом большое значение имеет вторая сигнальная система, слово.

Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, изменения. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Воображение – это образное конструирование содержания, понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) ещё до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

Первая из них состоит в том, чтобы представить действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая состоит в регулировании эмоциональных состояний. При по-мощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Третья связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи и эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраиваться на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга. При помощи специальных упражнений и примеров можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и др. – развитие воображения происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела.

Наши рекомендации

Число: 2097