I Принцип сознательности и активности

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмыслен­ные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения со ктвенной умственной деятельности; сознательное усвоение зглний учащимися зависит от ряда условий и факторов: моти-вов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и уп­равления познавательной деятельностью учащихся, применяе­мых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фак­тором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практическая реализация принципа сознательности и ак­тивности обучения осуществляется путем соблюдения следую­щих правил обучения.

1. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы —
необходимое условие сознательного обучения: покажите их
учащимся, объясните важность и значение, раскройте перспек­
тивы.

2. Обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и
как нужно делать, и никогда механически не выполнял учеб­
ных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

3. Обучая, следует использовать все виды и формы познава­
тельной деятельности, объединять анализ с синтезом, индук­
цию с дедукцией, сопоставление с противопоставлением, чаще
применять аналогию: чем младше учащиеся, тем чаще начи­
найте с индукции.

4. Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого
слова, предложения, понятия: раскрывайте их, опираясь на
знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения. Не
вводите понятий, на обстоятельное раскрытие которых вы не
рассчитываете.

5. Используйте силу взаимообучения учащихся. Обеспечи­
вайте надлежащие условия для развития коллективных форм
поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко
учащимися воспринимается лучше и легче, чем объяснение
учителя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить то­
варищам ваши лучшие ученики.




6. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни
усилий. Помните, что сегодняшний активный ученик — зав­
трашний активный производственник, член общества.

7. То, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с
известным: где нет логической связи между усвоенными и ус­
ваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

8. Не забывайте, что главное не предмет, которому вы обу­
чаете, а личность, которую вы формируете. Учите и воспиты­
вайте так, чтобы учащийся не был «дополнением» к учебному
предмету, но наоборот — субъектом его активного освоения.
Помните, что не предмет формирует личность, а учитель своей
деятельностью, связанной с изучением предмета.

9. Ставьте обучаемых в ситуации, требующие от них обна­
ружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми
фактами и имеющимся знанием.

10. Обучение станет более успешным, если каждое правило
сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы
стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.

11. Учите находить и различать главное и второстепенное в
изучаемом, выделяйте главное, добивайтесь прежде всего пони­
мания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество
примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.

12. Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет,
но всему учить при помощи доказательств, основанных на чув­
ствах и разуме.

13. Помогайте учащимся овладевать наиболее продуктивны­
ми методами учебно-познавательной деятельности, учите их
учиться.

14. Контролируйте факторы, отвлекающие внимание уча­
щихся от объекта изучения, как внутренние (рассеянность
мысли, занятия посторонними делами на уроке и т. п.), так и
внешние (опоздания, нарушения дисциплины и т. п.), устра­
няйте неблагоприятно действующие причины из учебно-воспи­
тательного процесса.

15. Следует как можно чаще использовать вопрос «почему»,
чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание при­
чинно-следственных связей — непременное условие развиваю­
щего обучения.

16. Успех придет там, где все, что преподается, так обосно­
вано доказательствами и аргументами, что не остается места ни
сомнению, ни забвению.





17. Помните, что по-настоящему знает не тот, кто переска­
зывает, а тот, кто на практике применяет.

18. Постоянно изучайте и используйте индивидуальные ин­
тересы своих учащихся, развивайте и направляйте их таким
способом, чтобы они согласовывались с личными и обществен­
ными потребностями.

19. Шире используйте в обучении практические ситуации,
требуйте от учащихся самостоятельного видения, понимания и
Осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами
и их научным объяснением.

20. Обучайте так, чтобы знания приобрели силу убеждения
и руководства к действию.

21. Приучайте учащихся думать и действовать самостоя­
тельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копи­
рования.

22. Творческое мышление развивайте всесторонним анали­
зом проблем, познавательные задачи решайте несколькими ло­
гически различающимися способами, чаще практикуйте твор­
ческие задания.

23. Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы —
одно из важных условий стимулирования и поддержания ак­
тивности. Какой вопрос — такой ответ, как учитель слушает
ученика — так ученик слушает учителя.

| Принцип наглядности обучения

Это один из самых известных и интуитивно понятных прин­ципов обучения, использующийся с древнейших времен. Зако­номерное обоснование данного принципа получено сравнитель­но недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксиро­ванные научные закономерности: органы чувств человека обла­дают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствитель­ностью обладают органы зрения; пропускная способность кана­лов связи от рецепторов к центральной нервной системе раз­личная: оптического канала связи — 1,6 х 106 бит/сек; акусти­ческого — 0,32 х 106 бит/сек; тактильного — 0,13х 106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз

больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует шачительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Практика обучения выработала большое количество пра-нил, раскрывающих применение принципа наглядности. На­помним некоторые из них.

1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда
предметов, представленных в натуре (на картинках или моде­
лях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание
того же ряда, представленного в словесной форме, устной или
письменной.

2. Помните — дитя мыслит формами, красками, звуками,
ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обуче­
ния, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а
на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ре­
бенком.

3. Золотое правило учащих: все, что только можно, пред­
ставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для
восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обоняни­
ем, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем
осязания.

4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью — нагляд­
ность не цель, а средство обучения, развития мышления уча­
щихся.

5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и аб­
страктные положения доходят до сознания учащихся легче,
когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и
образами; для раскрытия их необходимо использовать различ­
ные виды наглядности.

6. Следует использовать наглядность не только для иллю­
страции, но и в качестве самостоятельного источника знаний
для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность
позволяет организовать эффективную поисковую и исследова­
тельскую работу учащихся.

7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия
способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных
представлений об изучаемых предметах и явлениях.

8. Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систе­
матизированы и поставлены в отношение причины и следствия
независимо от порядка, в котором они наблюдались.

15 И. П. Подласый, кн. 1

9. Применяя наглядные средства, рассматривайте их с уча­
щимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а
затем — снова в целом.

10. Используйте различные виды наглядности, но не увле­
кайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рас­
сеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

11. Используйте наглядность, активизируйте чувственный
опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления
конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

12. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися на­
глядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено
самими учащимися.

13. Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не зна­
ете; старательно готовьте наглядность к применению.

14. Научно обоснованно применяйте современные средства
наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды,
полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве владейте тех­
ническими средствами обучения, методикой их использования.

15. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащих­
ся внимание, наблюдательность, культуру мышления, кон­
структивное творчество, интерес к учению.

16. Используйте наглядность как одно из средств связи с
жизнью.

17. Помните, что в условиях кабинетной системы обучения
возможности использования наглядности расширяются: это
требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планиро- ;
вания и тщательной дозировки.

18. С возрастом учащихся предметная наглядность должна
все более уступать место символической; при этом предметом
особой заботы учителя должна быть адекватность понимания
сущности явления и его наглядного представления.

19. Помните, что наглядность — сильнодействующее сред­
ство, которое при невнимательном или неумелом использова­
нии может увести учащихся от решения главной задачи, под­
менить цель ярким средством.

20. При чрезмерном увлечении наглядностью она становит­
ся препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тор­
мозом развития абстрактного мышления, понимания сущности
общих и всеобщих закономерностей.

Наши рекомендации