Характеристика образовательных реформ в странах СНГ
Российская Федерация
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80 - начала 90-х гг. XX в. оказали существенное влияние на российское образование. За короткий срок произошла его адаптация к принципиально новым условиям политической жизни, к свободному развитию демократического гражданского общества, удалось реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законодательных актах, направленных на развитие системы образования: закон Российской Федерации «0б образовании» (1992 г.), Федеральная программа развития образовании (1999 г.), Национальная доктрина образования (2000 г.), Программа модернизации образования, приказ Министерства образования РФ «Об утверждении государственных образовательных стандартов» (2000 г.). И данных законодательных документах отчетливо зафиксировано последовательное проведение политики демократизации системы образования.
Произошедший в 90-х гг. XX в. общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные процессы. Государство ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Это вызвало серьезные разрывы в системе «государство - образование - общество». В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Вместе с тем школа еще не дает трех важнейших составляющих стандартов знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин (экономики и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
Российские эксперты считают, что модернизацию российского образования необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях:
I. Увеличение ресурсного обеспечения. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ в три раза.
2. Обеспечение социального измерения. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег.
3. Пересмотр содержания образования.
Средняя школа. Система школьного образования вступила в полову реформирования с конца 80-х гг. XX века. На рубеже 80-90-х гг. в школьном образовании Российской Федерации появились новые типы общеобразовательных учреждений (лицеи и гимназии); в 1992 г. был Принят закон «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов и видов общеобразовательных учреждений, а также пра-|ц| детей; в 2001/02 г. введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Сегодня общеобразовательные учреждения переживают переходный этап на пути к профильному обучению на старшей ступени образовании Его введение ориентировано на ликвидацию разрыва между средним Ц высшим образованием, который в 90-е гг. достиг небывалых размером II
старших классах школы (10-11-м) планируется ввести пять-шесть cm.....
лизаний, каждая из них должна быть доступна любому школьнику, т, ■ быть бесплатной. Многие специалисты считают, что в России это моя но сделать без дополнительных расходов, группируя школы в школ» ные округа. В каждом округе будет три-четыре школы, профилирован ные в старших классах.
Продолжаются дебаты по поводу введения единого государств^! ного экзамена (ЕГЭ). Аргументы «За»: единый экзамен будет сносов ствовать борьбе с коррупцией в образовании; выявится реальная картщ на уровня знаний (не все нынешние медалисты могут грамотно написиЦ заявление в вуз); экзамен обеспечит равные условия для поступленин в высшие учебные заведения (сейчас вузы неправомерно вводят плати» экзамены и подготовительные курсы, процветает репетиторство, чш создает преимущества для абитуриентов из более обеспеченных (■ мей); сдав ЕГЭ и набрав достаточный балл, выпускник из глубинки сможет поступать в МГУ или Высшую школу экономики. Аргумент «Против»: с введением ЕГЭ взятки пойдут в карманы чиновников; uiafl лы будут заниматься в основном подготовкой учащихся к тестировании), тогда как главная задачЪ школы - обучение и воспитание гражданина и профессионала; качество тестов и их содержательность - предмет диЖ куссий; сомнительны возможности предлагаемых в настоящее врнЯ тестов надежно измерить уровень знаний и умений учащихся. ИногдвИ этим аргументам добавляют негуманность самой процедуры тестировЯ ния, которая из-за большого напряжения может привести к срывам и слш чайным низким результатам выпускников. Дискуссия по поводу ЕГ') но> казана как недостаточную разработанность технологии единого госудш рственного экзамена, слабую пропагандистскую и популяризаторскую работу идеологов ЕГЭ, так и консерватизм и узкокорпоративный подход многих учителей. Конечно, тесты должны совершенствоваться, заданий со свободными ответами, творческие задания должны стать обязагшии ной частью тестирования, так как именно они позволяют измерить уро вень общих учебных умений и навыков у школьников. Школы не дол жны ограничиваться в своей деятельности вопросами итогового тсс i и рования. Важно, чтобы рейтинг школы зависел от многих показателе!! ее деятельности, в частности, от уровня воспитательной и внешкольной
нощественной работы. У ЕГЭ много недостатков, но лучшей системы оценки знаний выпускников на сегодняшний день нет [6; 10; 89].
Высшая школа. Российская система высшего образования традиционно пользовалась признанием в мире. У нее есть ряд традиций: фундаментальность, привязанность студента к профессору, кафедре, отсу-к I вие узкого прагматизма, подразумевающего подчинение системы образования исключительно экономической выгоде. Но в 90-е гг. в условиях риспада политической системы, экономического кризиса произошло ■ ппжение по ряду параметров характеристик отечественного высшего Образовании. По мнению ректора МГУ В.А. Садовничего, высшая школа в этот период понесла ощутимые потери:
в 1 ютеря наукой кадров, утрата высокого статуса профессора и ученого;
• I ютеря качество образования, снижение уровня подготовки специалистов;
в колоссальный рост университетов и др. вузов, не сопровождающийся улучшением качества учебного процесса и контролем уровня подготовки кадров и преподавания. В России было открыто 3200 негосударственных вузов, их филиалов и филиалов государственных вузов. Ни в одной стране мира не было такого скачкообразного роста;
в сокращение притока молодежи на кафедры в силу падения престижа профессии. Как следствие средний возраст профессоров - 60 лет (в США 40-45), произошла мутация профессорско-преподавательского состава;
в потеря доступности образования;
• нарастающая коммерциализация высшей школы, недопустимый рост доли платного образования в государственных вузах;
• перекос между спросом и предложением, рост численности студентов в России на 10 000 - 410 студентов, вилка между спросом и предложением, непрограммированный рост числа обучающихся;
• рост числа аспирантов на фоне резкого падения доли выпускников, защищающих диссертации, снижение научного уровня и практической значимости выполненных работ. Перекос в тематике. В 1991 г. в России 29% кандидатских работ по гуманитарным специальностям, в 2003 г. - 50% кандидатских работ по гуманитарным специальностям (большинство работ защищается по юриспруденции и менеджменту). Изготовление диссертаций конвейерным способом. На них есть расценки;
в 11епроясненность ситуации со степенью доктора наук. (Помимо России она существует лишь в Германии). Это национальное достояние, показатель высокого научного уровня профессорско-преподаватв*
льского состава; • Проблема интеллектуальной миграции в высшей школе.
Среди студентов царят миграционные настроения. Результаты со* циологических исследований свидетельствуют, что от четверти до тро> ти студентов в России хотят покинуть страну. Мотивация: мотивы воо. требованности знаний и вознаграждения за труд занимают ведущее мсо« то. Отсутствует система контроля над интеллектуальной миграцией. Ш выезда ученых ежегодно Россия может потерять свыше 500 млд дол, Среди наиболее затронутых интеллектуальной миграцией сфер науки «j математика, вычислительная техника, биология. Число выезжающих ж рубеж (США) математиков составляет 25% их ежегодного выпуска во* дущими вузами России. На международном рынке труда растет спрос на программистов из России.
Эти потери были особенно явственны на фоне развития высшои школы в других странах [93, с. 4-6].
В России на начало 2002/2003 учебного года функционировало бм лее тысячи вузов (1039), из них около четырехсот (384) - негосудар* ственные. При этом все они выдают дипломы одинакового образца. Ко* личественные показатели развития профессионального образования н России свидетельствуют о повышении его доступности. За 1989 - 2002 гг, численность лиц с высшим образованием выросла в 1,5 раза, студентов! более чем в 2,1 раза. По относительной численности студентов высших учебных заведений Россия занимает одно из лидирующих мест в мире [721, В России в 2000 г. на 10 000 чел. населения приходилось 327 студентов ву« зов, в США - 333, Великобритании - 234, Германии - 228, Японии - 217,( Данные государственной статистики о численности выпускников 11 клав] сов и о приеме в российские вузы в последние годы сближаются. Высшее образование в России становится нормой, необходимым условием жич* ни в обществе [85].
К настоящему моменту в российской системе высшего образовании сформировались две подсистемы: одна - массового высшего образонп-ния, другая - качественного (фундаментального) профессиональном образования.
Основным предназначением «массового» (или «общего») выспмт образования является социализация учащихся. Сегодня на рынке труд! для многих молодых людей стала привлекательной сфера услуг. Имен но в этой сфере работодатели предъявляют к персоналу, прежде вит общекультурные требования: мобильность, коммуникативность, сна собность искать и усваивать нужную информацию. Массовое высок |
образование отвечает таким требованиям и в настоящее время доступ-Mi > практически для любого выпускника общеобразовательной школы.
Возможность получения качественного фундаментального образования обеспечивается поступлением в «элитные» вузы. Не претендуя на роль экспертов, отметим, что к числу элитных может быть отнесено Ьольшинство государственных вузов страны. Нельзя не согласиться с у I иерждением В.А. Садовничего [93, с. 4—5]: фундаментальность высшего образования - это соединение научного знания и процесса образования, дшощее понимание того факта, что все мы живем по законам природы и Общества, игнорирование которых малограмотным или невежественным чгновеком опасно для окружающих. Во все времена необходимым усло-инсм для получения фундаментального высшего образования является Высокий уровень довузовской подготовки абитуриента.
Высшее образование в России становится все более популярным. Согласно статистике, в 1986 г. в США 44% выпускников школ поступали В вузы, в Японии - 40%, в России - 38%. Сейчас в США доля абитуриентов выросла до 65%, в Японии - до 5 5-60%, а в России - уже до 60-70%.
Одновременно растет и число людей, готовых платить за образование Так, сейчас в российских вузах 2,7 млн студентов учатся бесплатно и i 1,3 млн - за деньги. Фактически в настоящее время каждый студент-контрактник «финансирует» обучение двух бюджетников. Реформаторы пред-U,и лют перераспределить эти деньги. Проблема может быть решена с помощью единого госэкзамена (ЕГЭ). Выпускники школы будут сдавать два-три экзамена по обязательным предметам и столько же - по выбо-ipy. В зависимости от итогов единого экзамена они будут получать четыре вида сертификатов - «А», «Б», «В», «Г» (высший уровень сертификата - «А»; желающие получить особый сертификат «А+» должны участвовать в специальных олимпиадах). На каждый сертификат выделяется определенное финансирование из бюджета. Это значит, что через Несколько лет только 30-50% мест в вузах будут бесплатными, остальным студентам придется за образование доплачивать (стоимость обучении вузы могут устанавливать сами). Выпускники школ, имеющие выпи м й рейтинг по тесту, получат сертификат стоимостью 25 тыс. рублей и (могут учиться в вузах бесплатно - независимо от установленной вузом им I ы за обучение (разницу доплачивает вузу государство). Менее спо-Вобные студенты должны будут покрыть разницу из своего кармана. 11ем ниже рейтинг, тем дороже обойдется студенту обучение. Таким об-|i;i юм, Россия идет по пути реформ. Их судьба зависит от финансировании сферы образования и от того, насколько данные реформы удасться понести до конца. Республика Беларусь В начале 90-х гг. XX в. новые политические и социально ческие реалии, связанные с распадом СССР и появлением незамш ни« суверенных государств, положили начало трансформационным *Л
цессам в белорусской системе образования. Обретение Ресщ.......>нЦ
Беларусь суверенитета, поиск путей решения со1шально-экош>цВ_| ких проблем в условиях развивающихся рыночных отношений, м |и щ создание социально-ориентированного государства актуализир< необходимость разработки стратегии развития образования в >ИШ_| условиях. В 90-е гг. в Республике Беларусь шел процесс создания hBwJ нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы функциоЦшН вания образовательной системы с учетом новых реалий. В 1991 г. бЛ принят Закон «Об образовании в Республике Беларусь», в котором бцИ сформулированы принципы государственной политики в области об^Н зования, цель и задачи национальной системы образования, ее струимМ ра, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, при нципы финансирования. Одновременно был разработан ряд важнсйВВа документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавши*» определявших деятельность звеньев системы непрерывного обраэдЖН ния: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Ко Л цепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитании детей и учащейся молодежи» (1999) «Концепция развития педагогичсЛ кого образования в Республике Беларусь» (2000) и др. В этих докумец. тах получила отражение новая образовательная политика, взгляды ни вопросы образования и воспитания подрастающего поколения, подгон товки кадров в изменившихся социально-культурных условиях.
Таким образом, на протяжении минувшего десятилетия в РеспублиЛ ке Беларусь шла интенсивная работа по созданию нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие национальной образовательной системы в новых условиях, велось научное обоснование путей развитии школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в действие новые положения об общеобразовательных школах, в которых обосновывался статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ).
Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа. Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати, центральное место в которой заняли вопросы определения сущности и характера деятельности инновацион-
мм ' i|>) ктур, их типологии, содержания гимназического и лицейского Имитация. Полемика вокруг новых школ и полярность точек зрения ^■Пианистов была вызвана стихийным характером их появления в об-НВЬк if,ной системе, отсутствием единой концепции, забвением и Имп>11 традиций развития академической школы в советский период. ■Л»1 itmjiocb время для стабилизации работы школ нового типа, кото-Н) показало их жизнеспособность. В своей деятельности гимназия и ^ШЙ опираются на традиции европейского школьного образования: ВВаиизм, профильность, селективность, высокое качество обучения. Нж создания новых школ в республике приходится на 1991-1993 гг. На-BJm с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясняется ■Ьсдсленным насыщением белорусской системы образования этими |Мзонательными учреждениями и ужесточением государственного 1проля за их деятельностью. В середине 90-х гг. приоритетным стано-ся не количественный рост, а качество их работы. Второй пик созда-и гимназий и лицеев приходится на конец XX - начало XXI века. .'004 г. в Республике Беларусь действовали 115 гимназий, 26 лицеев, 0 школ с углубленным изучением предметов, 2004 школы с профиль-ми классами, в 2006 г. - 136 гимназий, 26 лицеев, 7 учебно-педагоги-ких комплексов. Значительная часть гимназий и лицеев специализи-ванных школ сконцентрирована в столице, что объясняется наличием ысокого общественного спроса, большого числа вузов и квалифициро-иного профессорско-преподавательского состава. В сравнительно небольшой срок система образования Республики Ьларусь существенно изменила свой облик. Особенно значительные изменения произошли в школьном образовании: возросло многообразие се видов (средняя школа, гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.). Наряду с государственным получил развитие частный сектор школьного образования. В учреждениях образования разворачивается инновационная деятельность, расширяется спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.
В 1998 г. в Республике Беларусь стартует школьная реформа. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. был и разработаны Концепция реформы общеобразовательной школы (утв. Постановлением Совета Министров РБ от 21.08.1996, № 554) и Программа ее реализации, предусматривавшие последовательное, поэтапное проведение школьной реформы в Республике Беларусь. В Программе реализации реформы были определены и охарактеризованы ее основные этапы (12) организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, в| дущие направления развития ступеней общего образования.
В ходе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 щ Это обусловило необходимость полного охвата детей пятилетнего во i раста подготовкой к школе и вызвало к жизни развитие такого тиц| учебного заведения как детский сад-школа, школа-детский сад. Бел* русская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая мо дель школьного образования (4+6+2), согласно которой общее базов... образование предполагает 10-летний срок обучения и является обяза тельным (таблица 3.5).
Таблица 3.5 - Структура системы образования в Республике Беларусь
Классы | Вузы | ||
ПТУЗ, ВПТУЗ Техникум ЦПО | Полная сред- Лицей няя школа | Гимназия | |
Базовая школа (с 10 до 16 лет) 1 | |||
Начальная школа (6-10 лет) | |||
Детский сад (3-6 лет) | |||
Ясли (1-3 года) |
Параллельно со структурной реорганизацией школьной системы и ходе реформы планировалось решить комплекс задач:
• Разработать и внедрить новые учебные планы и программы.
• Восстановить фундаментальный характер общего среднего образ< > вания,
• Обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы,
• Внедрить новую систему оценки знаний учащихся,
• Создать систему воспитания в школе, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности. Новая модель общеобразовательной школы в Республике Беларусь включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование. Начальная школа принимает детей с 6-летнего возраста. Срок обучения в начальной школе не изменился и включает классы (подготовительный, 1-3). Возвращение к идее «нулевого класса» через введение подготовительного позволило найти дополнительный год обучения, сохранив привычную нумерацию классов [70; 86; 109].
В рамках реализации реформы была расширена сеть специализированных школ (языковых, математических, музыкальных, спортивных и т. д.) для удовлетворения способностей, интересов и склонностей учащихся. Углубленный уровень образования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа (гимназия) - колледж». Для детей с нарушением здоровья создаются санаторные, лесные, вспомогательные школы, школы-интернаты.
С 1 сентября 2002 г. после трехлетней апробации был осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки учебных достижений учащихся. По всех предметам и курсам были разработаны «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся», а также материалы, с помощью которых учитель осуществляет аттестацию. В белорусских Школах стала внедряться новая шкала оценок учебных достижений учащихся (10 - превосходно, 9 - отлично, 8 - почти отлично, 7- очень хорошо, 6 - хорошо, 5 - почти хорошо, 4 - весьма удовлетворительно, 3 -удовлетворительно, 2-1 - неудовлетворительно, 0 - отказ от ответа или ll'o отсутствие). Отказ от традиционной пятибальной системы оценки Мотивировался тем, что она не позволяет осуществлять дифференциро-■иш'ый подход, дает основания для субъективности, слабо учитывает уровень усвоения учащимся учебного материала. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные рано ты и т. д.), который стал приоритетным.
Начиная с 2002/2003 учебного года, начался планомерный переход на обновленное содержание образования на II ступени общеобразова-нт.ной средней школы с 12-летним сроком обучения. Одной из идей Перес тройки содержания образования было его деление на инвариантный и вариативный компоненты (как на уровне определения учебных дис-щш inn и курсов учебного плана, так и на уровне содержания обучения). 111 •■ ■ этом достижение целей на уровне общего базового образования определяется в первую очередь содержанием инвариантного компонент II структуре учебного плана это государственный компонент содержании образования, обязательный для изучения во всех типах учреждений <>ь разования. Через вариативный (школьный) компонент учебного плана реализуются права учащихся на выбор содержания образования соответственно с их индивидуальными запросами и возможностями.
Важная задача реформы - введение на старшей ступени средней шко» лы профильного обучения. В 2004 г. с учетом накопленного опыта органи зации дифференцированного обучения в нашей стране, Российской Федо рации, странах СНГ и дальнего зарубежья в республике была разработан* и утверждена «Концепция профильного обучения в учреждениях, обесне» чивающих получение общего среднего образования (11-12 классы)». Щ апробация в течение нескольких лет велась на экспериментальных шн> щадках. Основой реализации профильного обучения на III ступени школы стал Типовой учебный план для XI-XII классов общеобразовательных учреждений (2006), который будет введен в действие в 2008/2009 учебном году. Он включает в себя 7 образовательных областей и 19 учебных предметов. Были определены направления профессионального самоопрсдо» ления старшеклассников (естественнонаучное, социокультурное, гуми» нитарное, профессионально-технологическое) с профилями для каждого [106, с. 5]. Профильное обучение обеспечит более тесную свял, и преемственность между школой и системой дальнейшего образования N профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, вузах.
В настоящее время в Республике Беларусь фактически существу две модели школы: 11 -летняя и 12-летняя. Полностью переход на 12-л нюю модель будет осуществлен к 2008 году.
Начавшись в средней школе, трансформационные процессы по пенно охватили и высшую школу. В основу преобразований легла «К цепция развития высшего образования в Республике Беларусь», разра тайная Министерством образования и одобренная Правительством к 1996 году. Концепция определила основные цели, задачи и принципы развития высшего образования на период до 2005 года. Реформу вы< шей школы планировалось проводить в три этапа:
• формирование новой структуры высшего образования с переходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр, магистр);
• отработка вариантов новых типов учебных заведений высшего < il | разования (академия, высший колледж);
законодательное закрепление изменений и приведение белорусской высшей школы в соответствие с международными стандартами [104, с. 8-9].
Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в республике Пыли начаты без достаточного теоретического обоснования, отдельные |спекты реформирования требовали дальнейшей концептуальной про-рпботки и корректировки.
11а международных и республиканских совещаниях, конференциях постоянно велись дискуссии о целесообразности перехода на новую иистему подготовки специалистов. Дискуссии затрагивали прежде всего спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы, специфику отдельных вузов и специальностей, не вписывавшихся в предложенную схему, систему оценки результатов, повышение качества обра-Ювания подготовки специалистов и т.п. Трансформационные процессы, Происходящие в высшей школе Беларуси, были направлены, в первую очередь, на: изменение правил поступления в вузы, внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов, создание вузовских систем оценки качества образования, апробацию новых технологий обучения, ^ведение кредитно-модульной системы обучения и оценки результатов.
За минувшее десятилетие белорусская высшая школа существенно видоизменила свой облик. Вследствие тенденций вестернизации в 90-е гг. | I Беларуси, как и в других странах СНГ, институты были реорганизованы в классические и профильные университеты. Ведущую роль в систе-ме образования сегодня играют университеты, которые сохранили за вобой статус крупнейших образовательных и научно-инновационных ней I ров. В 2003/2004 учебном году в республике действовали 44 вуза, в mm числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, К институтов, 5 высших колледжа. В 2007 г. в республике функционировало 53 учреждения, обеспечивающие получение высшего образования. 11о данным за 2003 г., на 10 тысяч населения в Беларуси приходится МО студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам Показателем. За 10 лет в высшем образовании резко вырос негосудар-I I ионный сектор. Только в столице в 2007 г. функционировало 31 высшие учебное заведение, в том числе 9 вузов частной формы собственности [26, с. 6].
В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробированы ИНС1 итуты бакалавриата и магистратуры. В 2004 г. в Парламент был передан на рассмотрение проект Закона «О высшем образовании», в котором учтены международные нормы по высшему образованию. Подэгидой Министерства образования в республике организована работ им созданию и внедрению новых учебных планов, программ дисцим ши образовательных стандартов подготовки бакалавров (4 года), специи листов (5 лет), магистров (6 лет) С 2003/2004 учебного года в ряде Пени русских вузов идет эксперимент по внедрению новой структуры в им сшего образования. В целях совершенствования качества подготовим специалистов в республике осуществляется переход на двухступеицЛ тую систему подготовки специалистов. В 2005 г. Советом Минисфои утверждена Программа перехода на дифференцированные сроки подин товки специалистов с высшим образованием на 2005-2010 годы. Программа предусматривает пересмотр содержания образования в вузах, уем ление специального и фундаментального образования, снижение коли* чества вспомогательных дисциплин и тем самым уменьшение срокои подготовки специалистов по многим специальностям.
Сроки обучения в вузах будут зависеть от сложности специальности, Так, для гуманитарных, экономических, некоторых технических специ-альностей сроки обучения будут сокращены до четырех лет. Для есте*1 ственных и некоторых сложных технических специальностей сроки остаются старыми - 5 лет. По-прежнему - 6 лет - остается срок обучения на медицинских специальностях.
Программа предусматривает две ступени высшего образования. 1 In первой ступени - массовой — студенты будут овладевать фундаментальными знаниями на протяжении 4-5 лет в зависимости от сложности! специальности. Вторая ступень обеспечивает подготовку к аспирантуре, формирование научно-исследовательских навыков. По ее итогам! будет присваиваться степень магистра. Срок обучения на второй ступе- j ни будет составлять 1 или 1,5 года. Программа будет реализовыватьсаГ постепенно. Планируется, что с 2006/2007 учебного года сроки обуче- j ния по некоторым специальностям будут сокращены в порядке эксперимента в некоторых вузах. Массовый переход к новой системе произойдет до 2010 года [16, с. 9].
Летом 2004 г. в Республике Беларусь были апробированы новые правила приема в вузы. Вступительная кампания 2004 г. имела ряд особенностей:
• Проведение вступительных испытаний в два потока.
• Введение обязательного вступительного испытания по белорусскому (русскому ) языку в форме ЦТ.
• Расширения перечня образовательных предметов, по которым на вступительных испытаниях засчитывались результаты ЦТ.
• Проведение для сельской молодежи раздельного конкурса на все специальности.
• Распространение правил приема на учреждения всех форм собственности и др.
I С учетом вступительной кампании 2004 г. был внесен ряд дополнений и изменений в новую редакцию Правил приема в вузы [82, с. 12-13]. И 2005 г. в стране действовали правила приема, согласно которым: I1 все вузы были разбиты на два потока, что предполагало несколько попыток поступления;
• тесты можно было сдать дважды (платно и бесплатно), что, во-первых, давало возможность представить их результат вместо выпускных экзаменов, во-вторых, сравнить этот результат с полученным на бесплатном тестировании и выбрать лучший;
• можно было выбрать профильное направление и сконцентрироваться на подготовке по нужным предметам, средний балл аттестата не имел значения.
В 2006 г. правила приема в вузы были вновь существенно изменены. Все вузы кроме творческих и «силовых» объединены в один поток, платное тестирование отменено, что не позволит из двух результатов выбрать оптимальный, введен средний балл аттестата, который будет считаться четвертой оценкой при поступлении. Таким образом, правила поступления дорабатываются и уточняются, вносятся изменения, которые направлены на отработку новой модели приема абитуриентов, основанной на централизованном тестировании.
В последние годы актуальной для высшей школы стала проблема кадрового обеспечения высшей школы. В период с 2000 по 2006 гг. отмечалось уменьшение численности профессорско-преподавательского состава, имеющего ученую степень и ученое звание. Если количество докторов наук пока существенно не изменилось по сравнению с 2000 г., то кандидатов наук стало меньше на 2,3%, доцентов на 2%, профессоров на 0,1%. В республике наблюдается «старение» профессорско-преподавательского состава. Если в 1995 г. численность профессоров в возрасте старше 60 лет составляла 34%, в 2001 - 60%, в настоящее время - 80 %, доцентов в возрасте старше 60 - соответственно 10,28 и 50% [26, с. 5]. За прошедшие 10 лет социальный статус профессорско-преподавательского состава, зарплата и пенсионное обеспечение снижались, что вызвало такие негативные явления как «утечку мозгов», снижение притока молодежи в педагогическую профессию, снижение профессионализма профессорско-преподавательского состава. Половина докторов наук - пенсионеры. Только около 42% профессорско-преподавательсмн го состава в высшей школе имеют ученую степень [104, с. 9].
В республике функционирует Республиканский совет ректоров вьи ших учебных заведений. Встречи руководства страны с ректорами ву-зов стали регулярными. В декабре 2006 г. на встрече с Президентом сгри ны был рассмотрен вопрос о кадровой ситуации в вузах и путях ее сопор шенствования. Были определены конкретные шаги по формированию перспективного научно-педагогического потенциала высшей школы, повышению эффективности подготовки кадров высшей научной квалификации. Предусматривается увеличение размеров ежемесячных доплат за ученые степени, установление размеров ежемесячных доплат за у че-ные звания, а также иные меры по социальной поддержке руководи го» лей и специалистов из числа профессорско-преподавательского сосз айн и научных работников учреждений.
Решение этих проблем связывается с принятием Закона «О высшем образовании» (2007) и продумыванием четкого механизма его реализации,
Проводимая в Республике Беларусь образовательная реформа но» требовала изменений в законодательстве, приведение его в соотвм тствие с новыми реалиями образовательной политики. В марте 2002 г. н Беларуси была принята новая редакция Закона «Об образовании». При доработке законопроекта были уточнены понятия «образование», «наци» опальная система образования», освещены проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности системы образования. В частно! сти, были сняты ограничения на получение только одного образовании за счет средств бюджета, предусмотрены кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений обра-зования. В Законе получили отражение принципы, на которых строигев государственная политика в сфере образования: приоритетность образования, обязательность общего базового образования, доступность, прем мственность и непрерывность, научность, приоритет общечеловеческий ценностей, национально-культурная основа образования, экологическая направленность, демократический и светский характер образования.
Летом 2006 г. впервые в Республике Беларусь был принят Закон «< NI общем среднем образовании», который создал правовые, организациои ные, экономические и социальные основы функционирования и разни тия системы общего среднего образования в Республике Беларусь. В За коне прописаны государственная политика в сфере общего среднего