E) логика изложения материала
ТЕСТЫ ПО РАЗДЕЛУ
«ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
1. Воспитание выделилось в особую общественную функцию (возникли специальные воспитательные учреждения, появились люди, профессией которых стало воспитание и обучение детей):
a) при родовом строе;
b) в период рабовладельческого строя;
c) в период средневековья;
d) при буржуазном строе;
е) в 1917 г.
2. Педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в.:
a) Я. А. Коменским;
b) Ж. Ж. Руссо;
c) Ф. Бэконом;
d) И. Г. Песталоцци;
е) Д. Локком.
3. Теоретические основы классно-урочной системы обучения были представлены:
a) Дж. Локком;
b) Я. А. Коменским;
c) К. Д. Ушинским;
d) А. С. Макаренко;
е) Н. К. Крупской.
4. Основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом разработаны:
a) Н. К. Крупской;
b) В. А. Сухомлинским;
c) Я. А. Коменским;
d) А. С. Макаренко;
е) К. Д. Ушинским.
5. Автором учебника «Второе чтение для детей белорусов» является:
a) А. Пашкевич;
b) А. Гусовский;
c) Ф. Скорина;
d) Янка Купала;
е) Якуб Колас.
6. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих детей занимается:
a) тифлопедагогика;
b) олигофренопедагогика;
c) сурдопедагогика;
d) логопедия;
е) возрастная педагогика.
7. Вопросами обучения и воспитания слепых детей занимается:
a) дошкольная педагогика;
b) сурдопедагогика;
c) тифлопедагогика;
d) олигофренопедагогика;
е) семейная педагогика.
8. Методология педагогики – это:
a) совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности;
b) учение о педагогических знаниях, процессе их получения и практическом применении;
c) наука о педагогическом процессе;
d) наука о процессе получения педагогических знаний, умений, навыков;
e) наука об условиях результативности педагогического процесса.
9. Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал, – это метод:
a) наблюдения;
b) беседы;
c) анкетирования;
d) ранжирования;
e) рейтинг.
10. Исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях – это:
a) изучение школьной документации;
b) интервьюирование;
c) педагогический эксперимент;
d) изучение работ учащихся;
e) тестирование.
11. Математические методы – это:
a) регистрация, интервьюирование, беседа;
b) наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности;
c) регистрация, ранжирование, шкалирование;
d) наблюдение, анкетирование, интервьюирование;
e) педагогический эксперимент, беседа, наблюдение.
12. Расположение собранных данных в определенной последовательности – это метод:
a) тестирование;
b) ранжирование;
c) регистрация;
d) наблюдение;
e) анкетирование.
13. Метод исследования, сущность которого заключается в специальной организации педагогической деятельности с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез, – это:
a) педагогический эксперимент;
b) рейтинг;
c) анкетирование;
d) исследовательская беседа;
e) изучение и обобщение передового педагогического опыта.
14. Методы исследования, которые используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала:
a) метод компетентных оценок;
b) анкетирование;
c) рейтинг;
d) математической статистики;
e) изучение и обобщение передового педагогического опыта.
15. Метод исследования, основанный на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, – это:
a) исследовательская беседа;
b) рейтинг;
c) педагогическое наблюдение;
d) изучение и обобщение педагогического опыта;
e) анкетирование.
16. Метод исследования, когда экспертам предлагается оценить важность тех или иных качеств в развитии личности:
a) математической статистики;
b) рейтинг;
c) анкетирование;
d) тестирование;
e) педагогическое наблюдение.
17. Цель формирования всесторонне и гармонически развитой личности была определена:
a) в эпоху Возрождения;
b) в античное время;
c) в современных условиях;
d) в период развития капиталистического общества;
e) в период средневековья.
18. Концепция – это:
a) система методов;
b) система принципов;
c) система взглядов;
d) система закономерностей;
e) система условий.
19. Документом, определяющим подходы к процессу воспитания в настоящее время, является:
a) Концепция воспитания в национальной школе Республики Беларусь;
b) Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;
c) Концепция гуманистического воспитания;
d) Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;
e) Концепция развивающего обучения.
20. Согласно «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» в основу определения компонентов содержания воспитания положен:
a) культурологический подход;
b) философский подход;
c) системный подход;
d) дифференцированный подход;
e) технократический подход.
21. Отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам – это:
a) человек;
b) личность;
c) индивид;
d) особь;
e) индивидуальность.
22. Понятие «личность» характеризует:
a) биологическую сущность человека;
b) психологическую сущность человека;
c) физиологическую сущность человека;
d) общественную сущность человека;
e) физическую сущность человека.
23. К признакам, характеризующим степень развития личности, не относятся (по В. П. Тугаринову):
a) разумность;
b) ответственность;
c) честность;
d) свобода;
e) достоинство.
24. «Ядром» личности является:
a) активность;
b) сознание и самосознание;
c) интерес;
d) биологические особенности;
e) привычки поведения.
25. Наследственность, среда, воспитание – это:
a) условия развития личности;
b) средства формирования личности;
c) факторы развития личности;
d) причины развития личности;
e) методы развития личности.
26. Социальные свойства и качества:
a) являются врожденными;
b) формируются при жизни;
c) передаются по наследству;
d) являются результатом психического развития;
e) являются результатом физического развития.
27. Внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознаваемой целью, – это:
a) общение;
b) деятельность;
c) потребность;
d) активность;
e) свобода.
28. Сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности, – это:
a) воспитание;
b) самовоспитание;
c) социализация;
d) формирование;
e) развитие.
29. Результат развития личности, ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств – это :
a)образование;
b) воспитание;
c)формирование;
d) самовоспитание;
e)обучение.
30. Совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают, – это:
a) система обучения;
b) система образования;
c) развивающая система;
d) система формирования;
e) воспитательная система.
31. Базовая школа предполагает обучение в течение:
a) 5-ти лет;
b) 8-ми лет;
c) 9-ти лет;
d) 10-ти лет;
e) 11-ти лет.
32. Средняя общеобразовательная школа предполагает обучение в течение:
a) 9-ти лет;
b) 12-ти лет;
c) 11-ти лет;
d) 8-ми лет;
e) 10-ти лет.
33. Базовым обязательным образованием в Республике Беларусь является:
a) начальное образование;
b) общее образование;
c) полное (среднее) образование;
d) высшее образование;
e) профессиональное образование.
34. Учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения и воспитания подрастающих поколений, – это:
a) лицей;
b) гимназия;
c) школа;
d) колледж;
e) высшее профессиональное училище.
35. Специальное учебное заведение в системе непрерывного образования, обеспечивающее повышенный уровень подготовки специалистов среднего звена на основе интеграции общего среднего, среднего специального и высшего образования, – это:
a) начальная школа;
b) базовая школа;
c) колледж;
d) гимназия;
e) высшее профессиональное училище.
36. Профессионально ориентированное учебное заведение, которое обеспечивает повышенный уровень среднего образования на заключительной ступени, профессиональную подготовку по направлениям и специальностям высшей школы – это:
a) лицей;
b) высшее профессиональное училище;
c) гимназия;
d) начальная школа;
e) базовая школа.
37. Приоритетность гуманитарного компонента является отличительной чертой:
a) лицея;
b) колледжа;
c) ВПУ;
d) гимназии;
e) школы.
38. Педагоги и воспитанники являются:
а) объектами педагогического процесса;
b) подсистемой педагогического процесса;
c) субъектами педагогического процесса;
d) компонентами педагогического процесса;
39. Педагогический процесс представляет систему, включающую процессы:
a) обучения, воспитания, формирования;
b) образования, воспитания, развития;
c) обучения, воспитания, развития, формирования;
d) обучения, образования, формирования;
e) развития, воспитания, социализации.
40. Системообразующим фактором педагогического процесса является:
a) цель;
b) содержание;
c) мотив;
d) деятельность;
e) результат.
41. Компонент педагогического процесса, отражающий смысл вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, - это:
a) содержательный;
b) целевой;
c) деятельностный;
d) результативный;
e) эмоционально-волевой.
42. Компонент педагогического процесса, отражающий эффективность его протекания, - это:
a) результативный;
b) целевой;
c) содержательный;
d) деятельностный;
e) потребностно-мотивационный.
43. Компонент педагогического процесса, предполагающий взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, - это:
a) целевой;
b) деятельностный;
c) результативный;
d) содержательный;
e) эмоционально-волевой.
44. Внутренним противоречием объективного характера является:
a) несоответствие между общественными интересами и интересами личности;
b) несоответствие между сложными явлениями общественной жизни и недостатком опыта для их понимания;
c) несоответствие реальных возможностей воспитуемых требованиям, которые предъявляются к ним со стороны общества;
d) несоответствие общественных интересов и интересов личности.
45. В современной дидактике к определению сущности содержания образования осуществляется реализация подхода:
a) технократического;
b) знаниево-ориентированного;
c) схоластического;
d) личностно-ориентированного;
e) авторитарного.
46. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности – это:
a)опыт ценностных отношений;
b) когнитивный опыт;
c)опыт практической деятельности;
d) опыт творческой деятельности;
e)опыт эмоционально-волевых отношений.
47. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала, – это:
a) учебная программа;
b) рабочая программа;
c) учебное пособие;
d) стандарт образования;
e) учебный план.
48. Утвержденный Министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах, – это:
a) план работы школы;
b) учебный план;
c) учебное пособие;
d) учебная программа;
e) рабочая программа.
49. Утвержденный Министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся, – это:
a) учебный план;
b) учебная программа;
c) справочник;
d) учебник;
e) учебное пособие.
50. Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации достигаемых результатах, – это:
a) возрастная педагогика;
b) дидактика;
c) сурдопедагогика;
d) теория воспитания;
e) общая педагогика.
51. Система действий педагога, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности школьников, – это:
a) учение;
b) обучение;
c) преподавание;
d) воспитание;
e) развитие.
52. Целенаправленная, мотивированная, регулируемая деятельность по восприятию, осмыслению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание обучающегося, – это:
a) обучение;
b) преподавание;
c) учение;
d) развитие;
e) социализация.
53. Двусторонний характер обучения заключается в:
a) усвоении научных знаний и формировании умений обучающихся;
b) взаимосвязи преподавания и учения;
c) формировании умений обучающихся;
d) целенаправленности и результативности обучения;
e) сочетании информационной и контролирующей деятельности учителя.
54. Понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения, – это:
a) умения;
b) знания;
c) навыки;
d) способности;
e) взгляды.
55. Развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности:
a) задатки;
b) способности;
c) знания;
d) навыки;
e) убеждения.
56. Результатом восприятия является формирование:
a) представлений;
b) убеждений;
c) понятий;
d) теорий;
e) взглядов.
57. Результатом осмысления является формирование:
a) способностей;
b) представлений;
c) убеждений;
d) понятий;
e) взглядов.
58. Простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним раздражителем органам чувств, – это:
a) понятие;
b) ощущение;
c) суждение;
d) умозаключение;
e) все варианты ответов.
59. Отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков, познаваемых предметов, явлений, процессов, – это:
a) понятие;
b) ощущение;
c) восприятие;
d) умозаключение;
e) понимание.
60. Существенная, необходимая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями – это:
а) прием;
b) идея;
c) теория;
d) закономерность;
е) понятие.
61. Объективный характер закономерностей процесса обучения, выражается в том, что они:
а) зависят от мастерства учителя;
b) определяются содержанием обучения;
c) всегда присутствуют в процессе обучения;
d) зависят от целей воспитания;
е) отражают целостность педагогического процесса.
62. Наглядность, научность, сознательность и активность в обучении относятся к дидактическим:
а) принципам;
b) средствам;
c) приемам;
d) способам;
е) условиям.
63. Соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося составляет содержание принципа:
а) научности;
b) доступности;
c) наглядности;
d) проблемности;
е) активности и сознательности.
64. Осмысление цели и задач обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание принципа:
а) активности и сознательности;
b) проблемности;
c) наглядности;
d) прочности;
е) систематичности и последовательности.
65. Основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти в учебных или практических целях, составляет содержание принципа:
а) научности;
b) активности и сознательности;
c) проблемности;
d) прочности;
е) наглядности.
66. Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей развития учащихся в процессе обучения отражает принцип:
а) научности;
b) прочности;
c) проблемности;
d) доступности;
е) активности и сознательности.
67. Способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение учебным материалом, – это:
a) урок;
b) принцип;
c) форма;
d) метод;
e) условие.
68. Критерий, лежащий в основе разделения методов обучения на словесные, наглядные и практические:
a) характер деятельности учителя и учащихся;
b) этапы усвоения знаний;
c) завершенность цикла обучения;
d) источник передачи и усвоения знаний;
e) характер познавательной деятельности.
69. Повествовательно-сообщающее изложение изучаемого материала учителем, это – метод:
a) школьная лекция;
b) рассказ;
c) беседа;
d) объяснение;
e) демонстрация.
70. Критерий, лежащий в основе разделения методов обучения на индуктивные и дедуктивные:
a) источник передачи и усвоения информации;
b) наглядность;
c) этапы усвоения знаний;
d) завершенность цикла обучения;
e) логика изложения материала.
71. Пояснение, анализ, истолкование и доказательство различных положений излагаемого материала, это – метод:
a) объяснение;
b) рассказ;
c) школьная лекция;
d) беседа;
e) практическое занятие.
72. Метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся, – это:
a) объяснение;
b) рассказ;
c) беседа;
d) школьная лекция;
e) практическое занятие.
73. Диалогичным методом изучения учебного материала является:
a) рассказ;
b) беседа;
c) школьная лекция;
d) проблемное изложение;
e) лабораторные работы.
74. Материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний, –это:
a) метод обучения;
b) форма обучения;
c) средство обучения;
d) прием обучения;
e) принцип обучения.
75. Методы, способствующие усвоению содержательного компонента педагогического процесса:
a) объяснительно-иллюстративный;
b) репродуктивный;
c) частично-поисковый;
d) исследовательский;
e) все варианты ответа.
76. Такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал, – это:
a) работа с учебником;
b) лабораторная работа;
c) упражнение;
d) беседа;
e) разъяснение.
77. Дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом, а также порядком его существования, – это:
a) способ;
b) форма;
c) содержание;
d) условие;
е) путь.
78. Теоретическую разработку и популяризацию классно-урочной системы обучения осуществил:
a) Дж. Ланкастер;
b) Я. А. Коменский;
c) И. Штурм;
d) К. Д. Ушинский;
е) М. Монтессори.
79. Для классно-урочной системы обучения не характерно:
a) занятия проводятся по определенной программе под руководством учителя;
b) овладение основами наук;
c) занятия проводятся одновременно с группой учащихся;
d) учебные занятия постоянно чередуются;