Социальная ситуация развития подростка
Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения. Наряду с понятием социальная среда в психологии существует понятие «социальная ситуация развития».
Наиболее близкой к личности клеточкой общества, клеточкой, в которую она сама входит, является микросреда, специфика ее состоит в том, что она преломляет и опосредует воздействие общества на личность и ее духовный мир.
«Микросреда» имеет сложную внутреннюю структуру. В нее входит и семейное окружение подростка, и сверстники, и все те взрослые, которые непосредственно с ними общаются. Подросток активно взаимодействует с микросредой, черпает из нее свой социальный опыт, эмоционально переживает свои отношения с людьми ее составляющими.
Социальная ситуация развития, с одной стороны, включает элементы микросреды, с которой подросток активно взаимодействует, с другой – его переживания этого взаимодействия. Необходимо учитывать обе стороны социальной ситуации: объективную – взаимосвязи подростка с окружающими людьми и субъективную – отражение этих взаимосвязей, взаимоотношения между людьми и переживание, осознание этих взаимоотношений.
Элементы микросреды – это объективные компоненты, которые вовлекаются в социальную ситуацию развития в силу активного взаимодействия подростка с данными элементами, в форме общения и переживания.
К самому подростковому возрасту принято относить период от 11 до 15 лет. Указанные возрастные границы являются условными, т. к. велики индивидуальные различия. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности подростка.
Пубертатный период – одна из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование центральных звеньев системы, присущей предыдущему периоду, в новую систему, необходимую для последующего развития. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным» в воспитательном отношении, что связывают чаще всего с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость депрессия. Наблюдающиеся в пубертатный период изменения бывают столь значительны, что для их описания используют такие выражения как «гормональная буря», «эндокринный шторм» и др. Увеличивается рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем «скачок роста» приходится на 13 – 15 лет, а у девочек интенсивное увеличение роста начинается на два года раньше. Изменяются пропорции тела, появляется подростковая угловатость.
Необходимо отметить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Эмоциональную нестабильностьусиливает появляющееся в процессе полового созревания сексуальное возбуждение. По мнению многих психологов, подросток еще бисексуален, но тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. У подростка отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности, однако в себе он может сочетать как традиционно мужские, так и традиционно женские качества.
В подростковом возрасте благодаря бурной перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образфизического «Я».Подросток остро переживает действительные и мнимые изъяны внешности. Причем, согласно исследованиям, юноши чаше, чем девушки, положительно оценивают свою внешность и физические данные. Девушки в этом плане уязвимее, чаще считают себя некрасивыми и непривлекательными или стыдятся своего тела.
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Подростки с ранним физическим созреванием оказываются в наиболее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Подростки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее.
В этот период могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности.
Т.о. переходный возраст, – предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии.
Личность подростка
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, весьма характерными становятся негативизм, дисгармоничность в строений личности, смещение установившейся системы интересов и направленностей ребенка. С другой стороны, подростковый возраст отличается множеством позитивных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся межличностные отношения, расширяется сфера его деятельности и т.д. Важно, что этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, с которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В этом возрасте особое положение начинает занимать общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски компании, конфликты, выяснения отношений и пр.).
Новообразованием подросткового возраста является «чувствовзрослости»как особая форма самосознания. По Д.Б. Эльконину, «чувство взрослости» есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Чувство взрослости не зависит напрямую от полового созревания и проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить важные стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подростки претендуют на равноправие в отношениях с взрослыми и идут на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Хотя претензии на взрослость часто бывают нелепыми, а образцы для подражания не лучшими, ребенку необходимо пройти через такую школу отношений, примерить на себя различные социальные роли, найти свою нишу в системе личностных взаимоотношений. Если на основе чувства взрослости подростку удается развернуть новую ведущую деятельность интимно-личностное общение, то к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание, в котором совершается отрицание взрослости, благодаря переориентации на себя. Подросток осознает: я не взрослый, и именно поэтому ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации, характерные для юношеского возраста.
Необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность подросткового возраста – его личностную нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом.
Анна Фрейд отмечала: «Подростки считают себя центром Вселенной, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера».
В начале подросткового возраста, примерно в 11 – 12 лет, у подростка возникает интерес к своему духовному миру. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. В этот период формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Противоречивость его положения, изменение структуры социальных ролей и уровня притязаний – все это актуализирует процесс самосознания. Познать себя ему помогают окружающие, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и различия. Образы. «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни, но сочетание их еще негармонично. Отдельные черты диссонируют. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании.
Открытие своего внутреннего мира – радостное и в то же время драматическое переживание. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Происходит осознание своей уникальности, неповторимости и вместе с этим чувство одиночества. Подростковое «Я» расплывчато, оно нередко переживается как ощущение внутренней пустоты. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.
Т.о. в конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я-концепции».