Эмоционально-психологический климат отряда (ЭПК)
Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целесообразно отслеживать по двум направлениям: обследование эмоционального климата детского коллектива (в середине и в конце смены) и эмоциональное самочувствие каждого ребенка.
Процедура: детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». Желательно рассмотреть первую пару вместе с ребятами.
Бланк опроса
1. В нашем отряде всегда весело | 4 3 2 1 0 |
2. Все ребята в общем-то добрые | 4 3 2 1 0 |
3. Мы никогда не ссоримся | 4 3 2 1 0 |
4. Ребята в отряде вежливые, воспитанные | 4 3 2 1 0 |
5. Мне в нашем отряде хорошо, спокойно | 4 3 2 1 0 |
6. У нас все равны | 4 3 2 1 0 |
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе | 4 3 2 1 0 |
8. В нашем отряде всегда скучно. | 4 3 2 1 0 |
9. В отряде много злых, равнодушных. | 4 3 2 1 0 |
10. Мы часто ссоримся, конфликтуем | 4 3 2 1 0 |
11. Ребята часто грубят, ругаются | 4 3 2 1 0 |
12. Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно. | 4 3 2 1 0 |
13. Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими. | 4 3 2 1 0 |
14. Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе. | 4 3 2 1 0 |
Обработка результатов:
Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия: 14x4 = 56 баллов.
Находим максимальный групповой индекс отряда. Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100 %, вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:
Реальный групповой индекс ЭПК отряда умножить на 100% и разделить на максимальный групповой индекс ЭПК отряда
Оценочная шкала
Уровень ЭПК | Величина индекса Э в % |
Очень высокий | Более 80 |
Высокий | 71-80 |
Выше среднего | 66-70 |
Средний | 45-65 |
Ниже среднего | 40-44 |
Низкий | Менее 40 |
Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в лагере можно воспользоваться различными модификациями методики цветописи по А.Н. Лутошкину, либо воспользоваться следующими рекомендациями. Диагностика самочувствия ребенка в коллективеможет быть проведена через: организацию и проведение коллективно творческих дел, где каждый может стать участником разнообразной деятельности; проведение вечерних огоньков – откровенных разговоров, где можно дать оценку своим действиям и действиям друзей, узнать мнение о себе и своей деятельности; проведение «свободного микрофона» (правда, его нужно проводить на достаточно высоком уровне взаимного доверия в отряде), где можно откровенно сказать о том, что волнует ребенка на данном этапе жизнедеятельности коллектива. Исследования показывают, что психологический климат в группе взаимозависит от оценок и самооценок: чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга, тем выше самооценка. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.
Недописанный тезис
Эту методику также называют «недописанным предложением». Такое название не столь полно отражает суть методики. Тезис — это некоторое законченное суждение по какому-либо вопросу, в то время как «предложение» не обязательно содержит в себе суждение, будучи часто описанием реальности. Дописать тезис — это, значит, высказать вполне определенное суждение и обозначить свое, отношение к предмету речи. Скажем, если предлагается дописать предложение: «Кошка в доме...», — то его можно закончить описательным порядком: «Кошка в доме всегда спит на видном месте». И это ничего не дает исследователю. А если предложить некоторое суждение: «Кошка в жизни человека,..» — то дети вынуждены либо признать ее значимость, либо отвергнуть. Для работы с детьми, вероятно, такой недописанный тезис дал бы богатый материал. Поэтому в подготовительной части педагогу следует обратить внимание детей на это различие.
Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.
Педагог может заранее подготовить печатный вариант бланка и сделать необходимое количество ксерокопий.
Поиск содержания недописанного тезиса производится исходя из ценностного объекта, отношение к которому исследуется педагогом.
Приведем набор самых разнообразных недописанных тезисов, иллюстрируя как их возможное содержание, так и предлагаемую форму.
-Хорошая жизнь — это...
-Быть человеком — это...
- Самое главное в жизни...
-В хорошем отряде всегда...
-Если видишь недостатки человека....
- Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят...
-Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...
-Наивысшая ценность для человека — это...
Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Работая в детских оздоровительных центрах и лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха, оригинальные методики. Например, удачным мероприятием можно считать конкурс «Самое лучшее грустное или смешное письмо». Веселый конкурс с письмом раскрывает содержание направленности детей. А воспроизведение теста- письма очерчивает некоторые изменения в их направленности за прошедший период. Мы предлагаем вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.
1. Больше всего мне не нравится в лагере...
2. По сравнению с другими наш отряд...
3. Если было бы можно, я бы...
4. Иногда я боюсь...
5. Больше всего мне нравится...
6. Думаю, что без проблем смогу...
7. По-моему, лучший вожатый тот...
8. Многие ребята из нашего отряда...
9. Когда кто-то кричит на меня...
10.В будущем я хочу...
11.Для меня нет ничего хуже...
12.Я бы на месте наших вожатых...
13.По сравнению с другими я...
14. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)...
15.По-моему, хуже всего, когда вожатый...
16.Жду - не дождусь, когда...
17.Мне хотелось бы научиться...
18.Я ценю в людях такие качества, как...
19.Я не люблю думать...
20.Мои друзья и я...
21.Когда другие делают что-то лучше, чем я...
22.В нашем отряде...
23. Если бы меня спросили: «Что такое счастье?! — я бы ответил (а)...
Фантастический выбор.
Этот метод требует игровой артистической подготовленности. Производится апелляция к воображению, на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и словесно оформляются потребности детей. Ребята называют важные для них ценности и указывают находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:
♦ Приплыла к тебе Золотая рыбка. Спросила: «Чего, тебе надобно?» Ответь ей.
♦ Если бы ты стал на час волшебникам, что бы ты сделал?
♦ У тебя в руках Цветик-семицветик. Отрывай мысленно лепестки: чего ты попросишь для себя?
♦ Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит только потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
♦ Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.
«Фантастический выбор» может получит письменное оформление; выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы анонимны.
Социометрия
Коллектив, группа - это всегда живой организм, существующий по своим, свойственным для него законам. Люди, входящие в него, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занимается коллектив. Каждый его член в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, имеет определённое положение в системе групповых и межличностных отношений. Для более глубокого понимания межличностных отношений в коллективе мы предлагаем провести социометрию
Социометрия метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.
В середине лагерной смены, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры, можно использовать метод социометрии для определения межличностных отношений. Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива.
1. Кого бы вы пригласили на свой день рождения?
2. С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?
3. С кем бы вы хотели жить в одной палате?
Для обработки результатов строится следующая таблица:
№ | Фамилия | • • # | |||||
1. | Петров В. | ||||||
2. | Иванов Ф. | ||||||
3. | Сидоров В. | ||||||
4. | Захаров С. | ||||||
25. | Кириллов И. |
В графах напротив своих фамилий отмечают номер тех, кого выбрали, и ставят 1, если выбор пал один раз, 2 - выбор пал два раза, 3 - выбор пал три раза. Затем результаты каждого заносятся в таблицу. Например, Петров выбрал 2 раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза Захарова и 3 раза Кириллова. В то же время Петров был выбран 2 раза Ивановым , 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу Захаровым и 3 раза был выбран Кирилловым.
После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму «мишень». Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.
1 зона - зона «звёзд» (максимальная сумма баллов)
2 зона - зона «предпочтения» (статус выше среднего)
3 зона - зона «пренебрегаемых» (статус ниже среднего)
4 зона - зона «изолированных»
Примечание: в ходе исследования вожатый должен быть внимательным и осторожным, не выноситъ.результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне «изолированных» могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят. Полученные результаты должны стать источником размышления для вожатого, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.
Ответ на 3 вопрос не должен ограничиваться половыми рамками. Девочка может написать фамилию мальчика, а мальчик - фамилию девочки. Вожатый может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.