Аукцион педагогических идей
«СПОРТИВНЫЙ ФЛЭШМОБ»
Flash mob переводится как "вспышка толпы" — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) появляется в общественном месте. Осуществляется при помощи интернет технологий, которые позволяют любому множеству людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие.
В применении к детям дошкольного возраста «спортивный флэшмоб» – это заранее спланированное педагогом двигательно-познавательное мероприятие, осуществляемое при помощи игровых технологий, которые позволяют любому количеству детей старшего дошкольного возраста (внутри одной возрастной группы) договориться друг с другом для осуществления определенных, заранее согласованных действий двигательного или познавательного характера.
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность проводится в форме игр-путешествий, КВНов, конкурсов и т.д. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений и навыков, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность дошкольников, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использовала при разработке новой двигательно-познавательной деятельности: «Спортивный флэшмоб»
Девизом данной педагогической технологии стали слова: «Учение без принуждения».
Задача - сделать познавательно-двигательный процесс занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении нового и повторе знакомого материала.
Концептуальные основы игровых технологий:
* Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само-регуляции, самореализации.
* Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
* Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
* Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
* Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
* Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
* В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей де-ятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса у педагогов к организации подвижных игр. Ввиду малой обновляемости игр, неумения организовать детский коллектив для проведения двигательно-игровых заданий как на прогулке, так и в групповых помещениях, снижается интерес к подвижным играм и у дошкольников. Вся двигательная активность сводится к проведению давно знакомых игр в начале и конце прогулки, к бесконтрольным двигательным действиям детей на спортивном оборудовании. При этом дети не знают знаменитых спортсменов своего города, края, России; плохо разбираются в видах спорта; не знакомы с истоками олимпийского движения.
Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности у дошкольников.Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Цельмоей работы: внедрить двигательно-познавательные игровые технологии в учебный процесс как диагностический инструментарий, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр в развитии познавательно-двигательного потенциала старших дошкольников;
2. Показать возможную методику организации двигательно-познавательных заданий с использованием игровой технологии «Спортивный флэшмоб»;
3. Определить место данной игровой технологии в системе мониторинга детей дошкольного возраста.
Спектр целевых ориентаций, формирующихся у дошкольников в игровой технологии «Спортивный флэшмоб»:
· Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще-учебных умений и навыков; развитие физических навыков.
· Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
· Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развитие воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации в двигательной деятельности.
· Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
В результате освоения детьми старшего дошкольного возраста игровой технологии «Спортивный флэшмоб» педагог получает возможность использовать это вид познавательно-двигательной деятельности как диагностический инструментарий, где можно проследить:
· Уровень овладения детьми навыками основных движений
· Уровень развития физических качеств
· Уровень сформированности интегративных качеств физкультурно-оздоровительной деятельности
· Уровень развития познавательной активности
· Уровень развития самостоятельности выполнения движений
· Уровень развития коммуникативных качеств