II. Заполните пропуски

Движущую силу для человеческого борьба

развития создает................................ противоречий

П ротиворечия делятся на.................. внутренние

и.......................................................... внешние

Универсальный характер имеют потребностями

противоречия между................... возможностями

и..................................................

Общий закон развития гласит...... развитие человека де-

.................................................................... терминировано внутрен­
ними и внешними усло­
виями

Биогенетический закон установили Геккель
...................... и.......................... Мюллер

Наследственность и развитие

Познать закономерности человеческого развития — это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса? Хотя сло­во «фактор» уже употреблялось выше, напомним, что этим тер­мином обозначается веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных). Какими же причинами определяется развитие личности?

Установлено, что процесс и результаты человеческого раз­вития детерминируются совместным воздействием трех гене-

ральных факторов — наследственности, среды и воспитания. ('«сдующая схема, заимствованная у И. Шванцары1, иллюстри­рует взаимоотношение основных факторов развития. Базу (см. рис. 3) образуют врожденные и унаследованные предрас­положения, обозначенные обобщающим термином «наслед-• темность». Врожденные и унаследованные предрасположения 1-а шиваются при воздействии главных внешних влияний — рсды и воспитания. Взаимодействие названных факторов мо-чст быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), иГю при переоценке одного или другого внешнего слагаемого исршина С1 или С2) негармоничным. Также возможно, что .рожденная и унаследованная база недостаточно развивается <1К средой, так и воспитанием (треугольник АВС3). Данная чсма должна одновременно демонстрировать, что ни один Фактор не действует самостоятельно, что результат развития за-иисит от их согласованности.

II. Заполните пропуски - student2.ru

В

врожденные + унаследованные предрасположения

Рис.3

См.: Швонцора И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. —





Природное (биологическое) в человеке — это то, что связы­вает его с предками, а через них — со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологическо­го — наследственность. Под наследственностью понимается пе­редача от родителей к детям определенных качеств и особен­ностей. Носители наследственности — гены (в переводе с гре­ческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука до­казала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детермини­рованная часть программы обеспечивает прежде всего продол­жение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различ­ных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унасле­дованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нерв­ной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карликовость, напри­мер. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкого­лизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные об­ласти наследственной программы представлены для последую­щего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть про-

г|шммы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человечес­кой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. I иким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных при-шаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Педагогический аспект исследований закономерностей че-чонсческого развития охватывает изучение трех главных про-||нем — наследования интеллектуальных, специальных и мо-Iильных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуаль­ных качеств. Что наследуют дети — готовые способности к оп-I мысленному виду деятельности или только предрасположения, мдатки? Рассматривая способности как индивидуально-психо-югические особенности личности, как условия успешного вы­полнения определенных видов деятельности, педагоги отлича­ют их от задатков — потенциальных возможностей для разви-

• ия способностей. Анализ фактов, накопленных в эксперимен-
ип.иых исследованиях, позволяет ответить на поставленный
трос однозначно — наследуются не способности, а только
щитки.

Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. нес швисит от того, получит ли человек возможности для пе-

• и'кода наследственной потенции в конкретные способности,

•сспечивающие успех в определенном виде деятельности, настся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант — за-1сит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей ицсства, наконец, от спроса на продукт той или иной дея-•мьности человека.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании юсобностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) к'итсльности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциаль­ные возможности для развития своих умственных и познава-пчи.ных сил и способны практически к неограниченному ду-чонпому развитию. Имеющиеся различия в типах высшей игримой деятельности изменяют лишь протекание мыслитель­ных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик ПИ. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генети­ческой обусловленности вариаций интеллекта и что распро-

страненное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных ис­следований.

Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способ­ностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркома­нов, некоторые наследственные психические заболевания.

Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия ин­теллектуального неравенства людей и первопричиной его при­знают биологическую наследственность. Задатки к познава­тельной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неоди­наковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способ­ности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных за­датков предопределяет практические пути воспитания и обуче­ния людей. Современная педагогика делает акцент не на выяв­лении различий и приспособлении к ним воспитания, а на со­здании равных условий для развития имеющихся у каждого че­ловека задатков. Большинство зарубежных педагогических сис­тем исходит из того, что воспитание должно следовать за раз­витием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспо­соблено к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков нет особых разногла­сий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду дея­тельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они про­являются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют му­зыкальные, художественные, математические, лингвистичес­кие, спортивные и многие другие.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические

| ячества личности не наследуются, а приобретаются в процессе ц шимодействия организма с внешней средой. Считалось, что •к ловек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни ску­пим, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не насле­дуют моральных качеств своих родителей, в генетических про-| Риммах человека не заложена информация о социальном пове-н пии. Душа новорожденного, говорили древние, — «чистый пнт», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет •н-попек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифро-1ч.тая генетические программы, ученые не обнаружили там ни !'• ион добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно | .1К и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются те­ории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошед­ший до нас из глубины веков, — яблоко от яблони недалеко па­пист? В западной педагогике доминирует утверждение о том, чю нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жесто­кость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Ми-чсрлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, помученные при изучении поведения человека и животных. Цели наука признает наличие инстинктов и рефлексов у живот­ных и людей (И.П. Павлов), а инстинкты наследуются, то поче­му же их наследование людьми должно приводить к действиям, огличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших био-1н>1 ических рефлексах. Вопрос этот очень сложный, и к его ре­шению нужно подходить со всей ответственностью. Тем не менее в последнее время все более определенную, хотя и осто­рожную, позицию о генной обусловленности социального пове-лгиин начинают занимать и отечественные специалисты. Акаде­мик П.К. Анохин, Н.М. Амосов и другие видные ученые снача-||и швуалированно, а в последнее время открыто высказываются н пользу наследственной обусловленности нравственности чело-иска и его социального поведения.

Человек как биологический вид подвергся очень незначи-1сны1ым изменениям за всю известную людям историю своего ра шития. Это еще одно веское доказательство неизменности

человеческой природы, жесткой генной регламентации челове­ческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попыт­ки — благо или зло, к чему они могут привести — сейчас труд­но предположить.

Влияют ли школьные оценки наших бабушек на наши школьные успехи? Интересные данные по этому поводу приводит К. Питере. Он сравнил школьные отметки в трех поколениях. Оказалось, что средние оценки детей будут тем ниже, чем ниже оценки двух родителей. Приведем одну из таблиц К. Питерса.

Средняя оценка

У родителей 1,5 2,5 3,5
У детей 1,46 1,98 2,12 2,33 2,4 2,4 2,5 2,8

Только не принимайте эти данные за фатальное предзна­менование. Развитие личности, к счастью, определяется не одной лишь наследственностью, но с ней, как видим, счи­таться надо.

Наши рекомендации