II. Заполните пропуски
Движущую силу для человеческого борьба
развития создает................................ противоречий
П ротиворечия делятся на.................. внутренние
и.......................................................... внешние
Универсальный характер имеют потребностями
противоречия между................... возможностями
и..................................................
Общий закон развития гласит...... развитие человека де-
.................................................................... терминировано внутрен
ними и внешними усло
виями
Биогенетический закон установили Геккель
...................... и.......................... Мюллер
Наследственность и развитие
Познать закономерности человеческого развития — это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса? Хотя слово «фактор» уже употреблялось выше, напомним, что этим термином обозначается веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных). Какими же причинами определяется развитие личности?
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех гене-
ральных факторов — наследственности, среды и воспитания. ('«сдующая схема, заимствованная у И. Шванцары1, иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития. Базу (см. рис. 3) образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наслед-• темность». Врожденные и унаследованные предрасположения 1-а шиваются при воздействии главных внешних влияний — рсды и воспитания. Взаимодействие названных факторов мо-чст быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), иГю при переоценке одного или другого внешнего слагаемого исршина С1 или С2) негармоничным. Также возможно, что .рожденная и унаследованная база недостаточно развивается <1К средой, так и воспитанием (треугольник АВС3). Данная чсма должна одновременно демонстрировать, что ни один Фактор не действует самостоятельно, что результат развития за-иисит от их согласованности.
В
врожденные + унаследованные предрасположения
Рис.3
См.: Швонцора И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. —
Природное (биологическое) в человеке — это то, что связывает его с предками, а через них — со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического — наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.
К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.
Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть про-
г|шммы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. I иким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных при-шаков хватает для выживания животному, но не человеку.
Педагогический аспект исследований закономерностей че-чонсческого развития охватывает изучение трех главных про-||нем — наследования интеллектуальных, специальных и мо-Iильных качеств.
Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети — готовые способности к оп-I мысленному виду деятельности или только предрасположения, мдатки? Рассматривая способности как индивидуально-психо-югические особенности личности, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков — потенциальных возможностей для разви-
• ия способностей. Анализ фактов, накопленных в эксперимен-
ип.иых исследованиях, позволяет ответить на поставленный
трос однозначно — наследуются не способности, а только
щитки.
Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. нес швисит от того, получит ли человек возможности для пе-
• и'кода наследственной потенции в конкретные способности,
•сспечивающие успех в определенном виде деятельности, настся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант — за-1сит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей ицсства, наконец, от спроса на продукт той или иной дея-•мьности человека.
Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании юсобностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) к'итсльности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познава-пчи.ных сил и способны практически к неограниченному ду-чонпому развитию. Имеющиеся различия в типах высшей игримой деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик ПИ. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распро-
страненное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.
Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.
Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства людей и первопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к познавательной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.
Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем исходит из того, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено к задаткам и способностям человека.
В определении специальных задатков нет особых разногласий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и многие другие.
Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические
| ячества личности не наследуются, а приобретаются в процессе ц шимодействия организма с внешней средой. Считалось, что •к ловек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупим, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических про-| Риммах человека не заложена информация о социальном пове-н пии. Душа новорожденного, говорили древние, — «чистый пнт», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет •н-попек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифро-1ч.тая генетические программы, ученые не обнаружили там ни !'• ион добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно | .1К и других генов, причастных к нравственности.
Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедший до нас из глубины веков, — яблоко от яблони недалеко папист? В западной педагогике доминирует утверждение о том, чю нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Ми-чсрлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, помученные при изучении поведения человека и животных. Цели наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И.П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, огличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших био-1н>1 ических рефлексах. Вопрос этот очень сложный, и к его решению нужно подходить со всей ответственностью. Тем не менее в последнее время все более определенную, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального пове-лгиин начинают занимать и отечественные специалисты. Академик П.К. Анохин, Н.М. Амосов и другие видные ученые снача-||и швуалированно, а в последнее время открыто высказываются н пользу наследственной обусловленности нравственности чело-иска и его социального поведения.
Человек как биологический вид подвергся очень незначи-1сны1ым изменениям за всю известную людям историю своего ра шития. Это еще одно веское доказательство неизменности
человеческой природы, жесткой генной регламентации человеческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попытки — благо или зло, к чему они могут привести — сейчас трудно предположить.
Влияют ли школьные оценки наших бабушек на наши школьные успехи? Интересные данные по этому поводу приводит К. Питере. Он сравнил школьные отметки в трех поколениях. Оказалось, что средние оценки детей будут тем ниже, чем ниже оценки двух родителей. Приведем одну из таблиц К. Питерса.
Средняя оценка
У родителей | 1,5 | 2,5 | 3,5 | |||||
У детей | 1,46 | 1,98 | 2,12 | 2,33 | 2,4 | 2,4 | 2,5 | 2,8 |
Только не принимайте эти данные за фатальное предзнаменование. Развитие личности, к счастью, определяется не одной лишь наследственностью, но с ней, как видим, считаться надо.