Из истории Древнего мира
Семинарское занятие № 3.
Тема: История развития коррекционной педагогики и специальной психологии как науки. (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Почему I этап развития отношения к лицам с отклонениями в развитии называется этапом агрессии и нетерпимости. Приведите примеры отношения к аномальным людям в Древней Спарте, Эпоху Средневековья. Охарактеризуйте отношение к аномальным в Древней Руси.
2. В чем суть кардинальных изменений в системе отношений к людям с какими-либо отклонениями, возникших после Великой Французской Буржуазной революции. Ведущие деятели науки этого периода.
3.Основные аспекты и тенденции развития коррекционной педагогики с середины ХIХ века:
4.Первые практические мероприятия по обучению и воспитанию аномальных детей в России.
5. Активизация помощи аномальным детям в России начала ХХ века.
6. Каким образом изменилось отношение к лицам с отклонениями в развитии в России после 1917 года.
Литература:
1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.14-25. – ISBN 5-7695-0487-0.
2. ЗабрамнаяС.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. – С.21-44.
3. ЗамскийХ.С. Умственно отсталые дети: история развития с древних времен до середины ХХ века. – М., 1995. – 400с.
4. Дефектология – вчера, сегодня, завтра. // Дефектология. – 1993. - №6. – С.5-12.
5. КапустинА.И., КовтонюкП.Е. Новая концепция построения учебной программы по истории олигофренопедагогики для дефектологических факультетов. // Дефектология. – 1996. - №1. – С.74-77.
6. Коррекционная педагогика.//Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1999. – С.5-12, 105-138.
7. МалофеевН.Н. Современное состояние коррекционной педагогики.//Дефектология. - 1996. - №1. - С.3.
8. МалофеевН.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследований как основа для построения программы развития.//Дефектология. - 1997. - №4. - С. 3-15.
9. МалофеевН.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256с.
10. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2000. – С. 3-28.
11. Специальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. - 6-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. – С. 87-121. - (Высшее проф. образование). - ISBN 5-7695-3519-9.
12. Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-метод. Пособ. / В.М.Сорокин, В.Л.Кокоренко / Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 122с. – ISBN 5-9268-0213-Х.
13. Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин; Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003. – С. 65-84. – ISBN 5-9268-0214-8.
14. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство/ Д. Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2007. – С. 15-26. - ISBN 5-9268-0212-1.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Не приходится сомневаться в том, что с явлениями «ненормальности», или «дефективности» (как говорилось в прошлом), человечество сталкивалось с первых же шагов своего существования. Однако фактов, отражающих характер и особенности отношения общества к таким лицам, зафиксированных историей, крайне мало и явно недостаточно для целостного изучения данной проблемы. Тем не менее, как отмечает Ф. М. Новик, «и те скудные и случайные сведения по интересующему нас вопросу, которые приводятся в указанных источниках, в разделах, посвященных античному миру, уже позволяют нам составить представление, каким было отношение к дефективным у древних народов» [69, с. 7].
Проблема взаимоотношений общества и лиц, имеющих физические, психические, сенсорные недостатки, как показал проведенный нами теоретический обзор, чрезвычайно актуальна и по сей день. Отдельными зарубежными и отечественными учеными сделаны попытки изучить динамику отношения общества к таким людям. Исследовав факты, иллюстрирующие то или иное отношение к лицам с недостатками в развитии со стороны людей, общества в целом, определив их характер, попытаемся дать краткий обзор отношения общества к «неполноценным» и «необучаемым» в прошлом.
Обращаясь к истории данного вопроса, уверенно можно говорить о том, что история не баловала людей, имеющих психический либо физический недостаток. Наши предки их не любили. В Галлии их приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими. Например, из-за глухоты, даже приобретенной, человек лишался права завещать и наследовать. В целом положение аномальных в обществе выглядело следующим образом — они были абсолютно бесправны [45, с. 131].
Даже в литературных и драматургических произведениях разных времен иногда объектами смеха являются такие физические недостатки, как глухота, косноязычие, заикание, а также психические недостатки — «тупоумие», слабоумие, или умственная отсталость. Нет нужды объяснять, насколько далек подобный подход от человеческого сострадания. Приведем некоторые факты из истории человеческого общества, взятые из различных литературных источников.
Из истории Древнего мира
Известно, что в условиях жизни первобытного общества в постоянной борьбе с природными явлениями выживали наиболее сильные группы и индивиды. Владея примитивными орудиями труда, люди боролись за выживание, тогда как индивидуумы с сильно выраженными, грубыми физическими и психическими недостатками такой возможности не имели.
Таким образом, в условиях примитивного способа производства лица с недостатками развития из-за неприспособленности к борьбе за существование чаще всего погибали. Если же уровень развития производительных сил был настолько низок, что люди не имели избыточного продукта труда, то они искали способ освободить себя от бремени, каковым представлялись им лица, не способные добывать себе пищу [33, с. 6]. Именно поэтому некоторые недостатки развития (слепота, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата, конституциональные нарушения) представлялись в первую очередь как проблемы социальные, преодоление которых в древнем обществе достигалось самым примитивным способом. Так, типичным являлось то, что у древних народов по отношению к новорожденным, имеющим те или иные явные нарушения развития, имели место детоубийства. Такие явления объяснялись главным образом экономическими причинами, поскольку в условиях примитивных производственных отношений выявлялась иногда жесткая необходимость избавиться от лишних членов родовой общины. В этих случаях жертвами являлись чаще всего болезненные дети и особенно девочки.
В рабовладельческом обществе Древнего мира подобные случаи детоубийства отмечаются историками уже с большей определенностью, поскольку такие акты освящены были обычаями, а в некоторых античных государствах и законодательством. Известно, например, что у древних индусов существовал обычай топить детей, имеющих выраженные отклонения развития в волнах Ганга. Законодательство Древнего Рима разрешало отцу семейства не принимать от матери новорожденного ребенка, если последний выглядел хилым и уродливым. Такого ребенка отец мог убить, испросив предварительно согласие пяти ближайших соседей и родственников.
Древнегреческий историк и писатель Плутарх (46 120 годы н. э.), излагая в своих «Жизнеописаниях» систему спартанского воспитания, указывает на обычай, в силу которого отец приносил новорожденного старшим членам общины, которые осматривали его. При этом, если ребенок оказывался крепким и пропорционально сложенным, его отдавали отцу на воспитание, слабых же и уродливых обрекали на смерть. Стремясь обеспечить свое положение победителей и хозяев покоренной ими территории южной Греции, спартанцы особенно заботливо и ревниво следили за развитием каждого новорожденного и при наличии неблагоприятных признаков развития сбрасывали детей с Тарпейской скалы в море или кидали в пропасти Тайгетского хребта.
В других государствах Древней Греции и в странах Ближнего Востока отношение к детям, имеющим нарушения развития, было иным. Так, детям с ярко выраженным слабоумием (или в современном определении — с глубокой умственной отсталостью) разрешалось нищенствовать у храмов, на рынках и перекрестках дорог. Богатые афиняне отдавали слабоумных детей под присмотр своим рабам.
Обычно то или иное отношение к таким детям и взрослым в античное время определялось своеобразным пониманием явлений психической или физической ненормальности, пониманием, вытекавшим из анимистического мировоззрения, свойственного народам Древнего мира. «Ненормальные» в их понимании — это те, в кого вселились «злые» или «добрые» духи. «Буйные душевнобольные» — это порождение злого духа, а поэтому представители этих народов считали, что от них надо избавляться, истребляя их, или защищаться заклинаниями. А спокойных и безобидных исходя из такой позиции обижать нельзя: их бессвязный лепет, несуразное поведение — слова и дела добрых богов, которые надо разгадать, чтобы понять.
Психическое недоразвитие древние греки ставили в прямую зависимость от физической неполноценности. Геродот говорил: «Дух не может быть здоров, если тело больное» [Цит. по: 69, с. 8]. В Древнем Риме в почете была личность диктатора, а также сильного и храброго воина, как и в Спарте, что нашло отражение в утверждении: «В здоровом теле — здоровый дух». Культ здорового тела в Древнем Риме исподволь, а иногда и прямо формировал общественное сознание, отсюда — негативное отношение ко всем, кто не обладал такими качествами, в первую очередь к лицам с отклонениями в развитии. О таких людях говорили как о «бесполезных едоках». Известно, что в Древнем Риме основным уделом слепых (вероятно, не только слепых, но и с другими нарушениями) было нищенство. Слепые рабы иногда работали каменотесами, крутили жернова, пожизненно сидели прикованными к веслам на галерах. Слепые девушки-рабыни отдавались на прихоть воинам и властелинам.
Факты детоубийств в Древнем Риме считались также делом вполне одобряемым и далее традиционным. «Рациональное оправдание» таким законам находит римский философ Сенека: «Мы убиваем уродов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового» [Цит. по: 19, с. 85].
Обычай лишать жизни или покидать болезненных детей был распространен и среди германских племен, что явствует из дошедших до нас сообщений древних вендов и пруссов.
Несколько иначе, чем в Спарте и Риме, складывалось отношение к лицам с недостатками в развитии в древних Афинах. Победа над персами в греко-персидских войнах (500—449 годы до н. э.) подтвердила превосходство свободного человека, тем самым укрепила новое самосознание греков, ощутивших в себе способность на большие дела [Там же, с. 86].
В противоположность Риму и Спарте Афины и большинство других греческих полисов обеспечивали экономическое и культурное развитие своим гражданам. Афины стали оплотом греческой демократии, крупнейшим культурным центром всего античного мира и продолжали оставаться в этом качестве в период господства над ними Рима. Одним из вкладов древнегреческой демократии в общественную сокровищницу цивилизации было впервые сформулированное и обоснованно ею понятие «элевтерия», т. е. свобода как полное отсутствие господства над человеком, создание социальной организации как результата взаимных добровольных установлений [19, с. 86].
Продолжая противопоставлять общество Афин Риму и Спарте, отметим что в Афинах идеалом уже становится свободный человек с разносторонними гуманитарными знаниями, способный познать мир и утвердить в нем через познание свое собственное «я» [Там же, с. 86].
Нравственные силы и талант личности здесь ценились выше внешнего облика человека, а также классовой и кастовой принадлежности. Примером тому служит горбатый раб Эзоп, творчество которого сделало его имя бессмертным в мировой культуре. Греческий скульптор Лисипп создал статую Эзопа, она стояла в Афинах рядом с группой «Семь мудрецов» как свидетельство того высокого уважения, которое писатель заслужил в обществе.
Интересно то, что в отношении к такой категории лиц, как слепые, афиняне относились без явного негативизма, а к слепым, имеющим образование, — с особым уважением. В Афинах полагали, что слепота ограничивает лишь восприятие внешнего мира, и по сравнению со зрячими слепые имеют даже ряд преимуществ: они лучше познают собственный внутренний мир, у них глубже развивается ум и воображение. Известно, что именно в Афинах были подготовлены специальные программы для обучения слепых граждан [Там же, с. 86].
Древние иудеи считали, что дети, рожденные с каким-либо недостатком в развитии, — это Божье наказание за грехи родителей, что хотя такие дети и не могут заслужить к себе иного отношения, кроме брезгливого, но истреблять их нельзя: они должны быть живым укором для грешных родителей, пока сам Бог не снимет с них вины.