Как всех учить всему и притом с верным успехом
Ян Амос Коменский — публицист, проповедник, политик и педагог. Он считал, что «человек может и должен достичь совершенства, утраченного много веков назад низвержением в пучину грехов и зла». Еще обучаясь в Гернборнском университете у профессора Альштеда, он формулирует три основных принципа своей деятельности:
— прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий…;
— второе — необходимость подчинить необъятные масштабы событий определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему;
— наконец — стремление при всей разнородности познаваемого «материала» прийти в его понимании к общей гармонии, которая… должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, «явленной в Священном Писании».
Коменский живет в одно время со многими известными личностями всемирной человеческой истории и культуры. Среди его современников называют Шекспира и Сервантеса, Лопе де Вега, Бруно, Коперника, Декарта, Гоббса, Спинозу, Рембрандта. В это время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы.
Коменский обращал большое внимание на развитие мудрого красноречия, или риторики. До сих пор современные ученые отмечают вклад Я. А. Коменского в развитие современного чешского языка.
Коменский глубоко и искренне веровал в Христа. Как верующий человек он ограничивал собственное познание определенными рамками. Педагог был истинно верующим человеком, он четко отделял языческое знание от христианского. Но даже более, нежели язычество, Я. А. Коменский не терпел самовосхваление. Он считал, что излишнее самомнение метафизиков, физиков, астрономов, политиков, математиков и богословов порождает искажение истины в их трудах.
В своем педагогическом методе Я. А. Коменский изгонял из своей школы косность, тупую зубрежку и равнодушие учителей и учеников. Вместо этого педагог предпочитал объяснять изучаемые вещи и процессы наглядно и на практике, признавая бескрайний полет творческой мысли. Педагог всегда развивал в учениках самостоятельность в мышлении, в речи, практике и в применении их как единственной основы для приобретения прочных знаний о добродетели и блаженстве.
Но центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Полное название книги звучит следующим образом: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство, как всех учить всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или иного пола, без всякого исключения могло бы обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Такое длинное название характерно для книг того периода, оно заменяло собой современную аннотацию, предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании, становилось своеобразным рекламным проспектом. Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья книга обращается ко «всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей».
Ян Амос писал, что Господь создал два превосходнейших творения — рай и человека. В своем научном труде он опирался прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.
Его педагогическая система представляет собой прежде всего христианское учение, и направлено оно на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей планировалось и восстановление авторитета церкви. Педагог определял сверхзадачу своей дидактики так: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха… »
Труд Коменского начинается с утверждения, что «…жизнь на земле является только приготовлением к вечной жизни». Педагог неоднократно повторял мысль о том, что все лучшие чувства заложены в человеке от Творца, но тем не менее Коменский настаивал, что данные чувства и знания нужно постоянно развивать.
В следующих главах говорится об общих принципах обучения — обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.
Автор пишет, что в воспитании и образовании юношества нельзя применять суровый метод, нельзя допускать, чтобы «школы превращались в пугало для детей и в места истязания умов». Коменский полагал, что «точный порядок для школы следует заимствовать у природы». В своих книгах он освещал реформы схоластической школы, предлагал требования к обучению, выдвигал свои основы и методы обучения.
Далее речь идет в основном о школьной дисциплине, устройстве школ, дошкольном воспитании (о материнской школе), языковом обучении (латыни и родному языку).
Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность, считал педагог, является одним из общественных дел и должна всемерно поддерживаться как родителями, так и общественными организациями или общинами, финансирующими деятельность школы.
Заканчивается книга проникновенной молитвой Господу: «Господи, Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени Твоего, все это от Твоих рук!»
По Коменскому, роль образования должна сводиться к гармоничному развитию человека и к совершенствованию общества. Всю задачу обучения педагог часто сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства. «Если ты присмотришься к порядку, господствующему в духовных общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет, как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента», — писал Коменский в трактате «О развитии природных дарований».
Коменский считал, что образование нужно всем, что именно образование развивает человека душевно, способствуя дальнейшему духовному развитию. Педагог считал, что школы должны стремиться к тому, чтобы:
— при посредстве наук и искусств развивались природные дарования;
— совершенствовались языки;
— развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности, согласно со всеми нравственными устоями;
Коменский неоднократно давал определение термину «правильное образование», вкладывая в него христологическое содержание.
В истории мировой педагогики множество педагогических систем, каждая из них считает именно свою точку зрения правильной. Но единственным критерием правильной деятельности той или иной формы воспитания и обучения может служить лишь уровень воспитанности и качество знаний выпускников.
В этом смысле деятельность школ, построенных по системе Коменского, до сих пор выдерживает испытание временем.
Ян Амос Коменский говорил в «Великой дидактике» и о разных ступенях образования, и об устройстве школ. Педагог не только стоял у истоков системы привычного нам образования. Он выделял несколько возрастных периодов учащегося:
детство — от рождения до 6 лет включительно,
отрочество — от 6 до 12 лет,
юность — от 12 до 18 лет,
возмужалость — от 18 до 24 лет.
Основываясь на многолетнем опыте, педагог отмечает такие шестилетние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводил особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования.
Педагог был противником сословного образования, считая его «тупиковым».
«Для детей до 6 лет включительно он предлагал материнскую школу, под которой он подразумевал дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т. е. для детей от 6 до 12 лет) предназначалась шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении. Для юношей (от 12 до18 лет) должны были быть латинские школы, или гимназии. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академии».
Целесообразность данной системы заключалась не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей: каждая возрастная ступень имела определенное содержание обучения. Должна была учитываться потребность общества в том или ином виде образования; оплата педагогов зависела от «глубины и высоты» преподаваемого материала.
Материнская школа оплачивалась семьей, школа родного языка — местной общиной, гимназия — центральным органом власти, академия — государством. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени являлась заботой всех и каждого.
Для каждой ступени педагог разработал и особое содержание обучения. В материнской школе ребенок должен был получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, начатки которых развивались в тот период в ребенке — это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны были носить характер зубрежки, они вырабатывались в ходе каждодневного общения с окружающим миром. Ребенок в детстве получал элементарные навыки труда и ведения хозяйства, знакомился с предметами домашнего обихода, их употреблением, учился самостоятельно ухаживать за собой. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал Коменский, должно было заключаться в выработке у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости, а главное, — любви к Богу и к людям.
Также в своем труде Коменский выделяет семь возрастов человека, он называет каждый из них и дает ему краткую характеристику. Здесь педагог проводит очень важную мысль о том, как необходимо человеку соответствовать своему возрасту: «Человек бывает сначала младенцем — 1, затем дитятей — 2, потом отроком —3, затем юношей — 4, после этого мужем — 5, затем старцем — 6 и, наконец, дряхлым стариком — 7 (Как и другого пола)».
Тот же процесс роста, пишет Коменский, происходит и у нашего внутреннего человека, за исключением 6 и 7 пунктов. В духовном возрастании не должно быть «стариков» и «дряхлых стариков», которым уже не под силу «твердая пища» и которые не способны двигаться вперед и живут одними воспоминаниями.
В «Великой дидактике», как и в других своих книгах по педагогике, Коменский обращался прежде всего к разработке универсального метода обучения. Начиная книгу со слова к читателям, он формулирует дидактику как «универсальное искусство учить всех всему и притом с верным успехом». Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год; каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочную систему, учет знаний учащихся, продолжительность учебного года и т. д.).
Конечно, не все эти идеи были выдвинуты и разработаны Коменским, но педагог свел воедино все эти педагогические методы.
Со времен Аристотеля среди философов было популярно говорить о природе человека, его сущности. Коменский дает следующее понимание природы человека: «Под природой здесь мы подразумеваем не испорченность, присущую нам после падения… но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу». «Человек по своей природе, — говорил Коменский, — рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей… Свойство познания божественно в человеке».
Коменский, в отличие от многих религиозных людей, живших до него и после него, признает в жажде человека к знаниям Божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека. Педагог в основу познания и обучения поставил «чувственный опыт», теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Один из самых знаменитых его трудов назывался «Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни». Прочитаем следующий диалог из этой книги:
«Мальчик. — Что значит учиться уму-разуму?
Учитель. — Учиться всему, что необходимо, что учит правильно мыслить и понимать, правильно делать, правильно высказывать».
Этот диалог, вынесенный во введение книги, уже сам по себе знаменателен и освещает основные принципы методики Яна Амоса Коменского. Для развития познавательной деятельности и воспитания добродетели выдающийся педагог привлекает все органы чувств: зрение, слух, вкус, осязание.
Следующим очень важным принципом работы школы Коменский считал систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон.
Обучение, вне всякого сомнения, по мнению педагога, должно быть всегда посильным, а усвоение материала прочным. Как этого достигнуть? Над этим вопросом бьется современная педагогика, изобретая все новые методы и технологии обучения.
Постоянные упражнения и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. И в выполнении этих упражнений педагог соблюдал диалектический принцип: вначале ученики осваивали «инструмент», с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы («сначала буквы и слоги, затем слова, наконец, фразы»), и лишь только на конечном этапе брались за целую работу.
В развитии педагогики как науки Коменский видное место уделял роли учителя в процессе воспитания и обучения. Во времена Коменского авторитет учителя был ничтожно мал. Педагог считал, что процесс воспитания и обучения не сдвинется с места до тех пор, пока население не начнет с должным образом (т. е. с уважением) относиться к учителю, а с другой стороны, сам учитель должен понимать, какую важную функцию он выполняет в обществе.
«Учитель, — писал Коменский, — должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес у учащихся к знаниям. Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним».
Слова Коменского, обращенные к учителям, звучат и по сей день свежо и актуально: «Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удается изгнать из школы косность…» «…Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде — образцом простоты, в деятельности — примером бодрости и трудолюбия, в поведении — скромности и благонравия, в речах — искусства разговора и молчания, словом, — быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни».
С точки зрения Коменского, учительство является не столько профессией, сколько призванием. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-нибудь полезному. По этому поводу выдающийся педагог говорил примерно так: «Я готов стать учителем учителей, если можно чему-нибудь их научить, и я готов стать учеником учеников, если только можно у них чему-либо научиться».
В качестве одного из полезных наставлений Коменский советует учителям не забывать четко ставить цели и задачи в ходе обучения и представлять, что должно быть достигнуто. Вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставил задачу нравственного воспитания, как самого важного в человеческой жизни. Управление человеком собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием, — так считал выдающийся педагог.
Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне принятой в России. Здесь, для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же показывал их различие, вводя понятие «педагогиуса» (учителя) и «педагога» (воспитателя). Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость (начало мудрости — страх Господень), умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. «Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен педагог рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо, достигнув этого, воспитанники будут иметь великое сокровище для жизни».
В качестве нравственных ориентиров для Коменского выступает Сам Христос, Который пострадал за все человечество и принес людям возможность получить жизнь вечную, Иов — ради любви к Господу терпевший самые страшные лишения, и Соломон — образец библейской мудрости. Средствами нравственного воспитания Коменский считал пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы с детьми, упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества), борьбу с распущенностью, ленью, необдуманностью, недисциплинированностью.
Большое значение в процессе нравственного воспитания, по Коменскому, имеет выработка положительных привычек.
Одно из самых значительных мест в нравственном воспитании детей Коменский отводил семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считал он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.
Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Педагог считал, что дисциплину следует поддерживать хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением.
Хотелось бы закончить статью о Коменском его же словами, которые нужны как учителям и родителям, так и пастырям наших церквей, воспитывающим народ Божий:
«Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх Божий и уважение, а не смех или ненависть.
Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях — порицание без язвительности, при наказании — строгость без свирепости».