Методы изучения группы

Для изучения детского коллектива прекрасно подойдут проверенные временем методы: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы.

Наблюдение всегда помогает составить мнение о каждом ученике и его участии в жизни коллектива без вмешательства со стороны взрослых. Наблюдение также позволит понять суть конфликтных ситуаций и сформи­ровать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках. Опросники – прекрасный инструмент для изучения мотивации действий, имеющихся интересов группы детей или всего. Опросник поможет определить уровень тревожности учащихся, определить отношение учащих­ся к конкретным проблемам и явлениям.

Чтобы понять, как дети относятся к миру вообще и самому себе в частности используют проективные тесты. С их помощью также можно определить профессиональные предпочтения подростков и ощущение ими своей социальной роли. Используя анкеты, педагог может получить картину, демонстрирующую позицию отдельного ребенка в коллективе и степень его значимости в этой общности.

Если нужно составить представление об уровне интеллектуального развития личности ребенка, его личностных качествах, отношении к окружающему миру, используют такой вид диагностики, как сочинение. Графические и рисуночные темыдают изучить отношение ученика к коллективу, к педагогам и родителям.

Первоначальное представление о классе можно получить, изучив школьную документацию: классный журнал, медицинские карты и личные дела учащихся. Классный журнал – показатель школьной успешности уча­щихся, медицинские карточки – здоровья. Личное дело расскажет об особенностях семейного развития ребенка степени его обучаемости на протяжении нескольких школьных лет.

Методика «Фотография». Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, необходимо обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Методика «Урок физкультуры». Предложите ученикам построить класс на урок физкультуры. Главное требование – не ставить всех по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

Методика «Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.

1. Самый близкий мне человек в классе, это...

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от
учебы время, это...

3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...

4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...

5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...

6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...

7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по
необходимости, это...

8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...

9. Ребята, которые мне неприятны, это...

10. Ребята, которых я избегаю, это...

Карты-схемы. Используя данные карты-схемы как программы наблюдения, можно проводить систематическое изучение класса методом наблюдения, можно использовать эти схемы в качестве опросника, привлекая к опросу препода­вателей, работающих в данном классе, актив класса.

Карта-схема оценки направленности деятельности класса

Признаки направленности Качество проявляется
сильно средне слабо
1. Класс выше всего ставит положительные, об­щественно значимые ценности: а) учебу; б) общественно полезную деятельность; в) политическое самообразование; г) повышение культурного уровня. 2. Класс осуществляет свои запросы и интересы на деле. 3.Класс активен, полон творческой энергии. 4. Класс высоко ценит дружбу, честность, беско­рыстие. 5. Велико желание трудиться коллективно. 6. Класс стремится общаться и сотрудничать с другими классами.      

Карта схема оценки организованности класса

Признаки организованности Качество проявляется
сильно средне слабо
1. Класс представляет собой устойчивое единое целое. Отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют, поддержи­вая общегрупповое единство. 2. Вопросы взаимопомощи решаются разумно и доброжелательно. 3. Актив пользуется уважением класса и является его авторитетным и полномочным представителем. 4. Актив обладает деловыми и организаторскими качествами. 5. Высокая согласованность действий членов кол­лектива. 6. Ошибки, приводящие к нарушениям единства, быстро исправляются. 7. В трудных условиях ученики сплачиваются еще теснее. 8. Класс может самостоятельно создавать органи­зацию в новых условиях. 9. Ребята способны к самоуправлению.      

Карта-схема оценки психологического климата в классе

Признаки психологического климата Качество проявляется
сильно средне слабо
1. В классе преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон. 2. Доброжелательность в отношениях, симпатии. 3. Стремление к совместному переживанию со­бытий. 4. Групповые успехи и неудачи переживаются всеми членами класса. 5. Успехи и неудачи каждого переживаются все­ми, вызывают поддержку и понимание, критику с доброжелательных позиций. 6. Класс умеет регулировать и контролировать свои эмоции (негодование, возмущение). 7. Класс привлекателен для своих членов, они стремятся быть всегда вместе.      

В зависимости от наличия и степени выраженности социально–психологических признаков коллектива, встроенные в вышеописанные схемы, можно с некоторой приближенностью определить этап или уровень развития данного класса или коллектива.

Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо сопоставить полу­ченные с помощью карт-схем данные с примерной шкалой поэтапного движе­ния класса по пути к своему высшему уровню развития – коллективу.

Выделяются следующие примерные этапы развития класса как коллек­тива:

1. Диффузная группа.

Для диффузной группы характерно отсутствие психологического един­ства по главным направлениям деятельности, хотя возможно психологиче­ское единство на второстепенной, временной, а не деловой основе.

Как правило, это разобщенные общности, состоящие из изолированных (а иногда и конкурирующих) группировок. Наряду с лидерами-организаторами действуют лидеры–дезорганизаторы.

Многие вопросы организации решаются импульсивно. Самоуправление развито слабо, организационное ядро неавторитетно.

Управлять такими группами трудно, поэтому они вялы, пассивны. При получении новых заданий оказывают большое сопротивление: не хотят ново­введений, ссылаются на свою «немощь», пытаются «оттянуть» задание под видом любых, часто нелепых отговорок.

Воздействия классного руководителя такие группы пытаются приспо­собить к своим узкогрупповым интересам. Личность в диффузных группах недостаточно включена в общую деятельность, психологически слабо защи­щена.

2. Группа-кооперация.

Это достаточно организованные и сплоченные группы, но проявляют активность, прежде всего в собственных интересах, проявляют групповой эгоизм, противопоставляют себя другим группам, строят с ними отношения на основе конкуренции, соперничества.

Высокие цели вышестоящей организации такие группы умеют приспо­собить к своим групповым интересам.

3. Группа-коллектив.

Они успешно выполняют учебную и общественно-политическую дея­тельность, ответственно относятся к поручениям, в разнообразных формах по­ведения проявляют высокую принципиальность и моральную чистоту. Порученные задания решают не шаблонно, а ищут наилучшие вариан­ты их выполнения.

Группы психологически сплочены; важно, что сплоченность базирует­ся на основе социально-ценных мотивов и целей. Психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсужде­ния различных сторон деятельности класса, в котором принимают участие все школьники. Между группировками и их лидерами сложились хорошие деловые и личные отношения.

Распоряжения вышестоящих инстанций воспринимаются без сопро­тивления, оговорок и жалоб, но допускается разумная критика в их оценке.

В общении между членами коллектива наблюдается уважительное от­ношение друг к другу, личность в них защищена психологически, но вместе с тем в деловых отношениях преобладает высокая требовательность к каждому школьнику, а к нарушителям коллективных норм и ценностей - непримири­мость. В настроении группы преобладает мажор, настроение мажора допол­няется ощущением собственного достоинства, основанного на представлении о ценности своего коллектива и гордости за него. Каждый школьник в группе чувствует себя легко и свободно. В лично­сти каждого ученика проявляются определенная способность, индивидуаль­ные качества, украшающие коллектив.

В группе-коллективе появляется много лидеров-организаторов, кото­рые могут организовать любое дело. Управлять такими группами, с одной стороны, легко, так как они организованы и дееспособны, а с другой стороны трудно, в том смысле, что они требуют высоко уровня управления, не идут на компромиссы, не боятся риска.

Теперь, сопоставляя социально-психологическую характеристику дан­ного класса, полученную на основе данных «карт-схем», с вышеописанными уровнями развития группы, можно ориентировочно найти положение данно­го класса в интервале «диффузная группа–коллектив», т.е. примерно опре­делить уровень его развития как коллектива.

Это даст возможность определить наиболее адекватные методы руко­водства классным коллективом.

Социометрия.Социометрия выявляет структуру межличностных отношений в малой группе, межличностные предпочтения. Она изучает картину реальных предпочтений. Социометрия выявляет внутреннюю структуру взаимоотношений, их динамику, структуру деловых и личных отношений; наличие микрогрупп; наличие неформальных лидеров; изучает положение каждого члена группы, его статус; выявляет неудовлетворенность отдельного члена и группы в целом. Выявляет степень принятия, привлекательности группы для каждого члена, его эмоциональную экспансивность и другие показатели.

Социометрия исходит из положения: те, кто нам симпатичен – с теми желательно находиться пространственно ближе; здесь проявляется стремление к совместным занятиям, действиям, деятельности. Сущность социометрии состоит в выборе партнеров для совместной деятельности, действий, социальных контактов.

Социометрия проводится в два этапа:

1) социометрический опрос;

2) обработка и представление результатов.

Наши рекомендации