С выступления первого спикера У1 начинаются дебаты, время его выступления – пять минут
Семинар 1. Тема: Социальная сущность и системный характер воспитания
Цели изучения: сформировать у студентов понятие о сущности процесса воспитания, его движущей силе и структуре, о роли и месте воспитания в системе факторов, детерминирующих развитие человека
План семинара
Социальная сущность воспитания, в чем она выражена.
2. Что такое «Системный характер воспитания»?
3. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса
4. Критерии воспитанности личности
5. Социально-экономические и политические условия жизни общества и их влияие на воспитательную работу в школе
6. Мотивы воспитания и самовоспитания
Задания для практической работы
1. Рассмотрите и проанализируйте определения понятия «процесс воспитания», выделив в них различия, общее и слабые стороны определений.
Можно сделать в виде таблицы – на занятии преподаватель проверяет выполнение данного задания.
Определения понятия «процесс воспитания»:
Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений (В.С. Безрукова)
Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации (В.А. Сластенин)
Процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации ( Б.Т. Лихачев)
2. Какая из приведенных ниже схем наиболее правильно
отражает структуру процесса воспитания?
А) Процесс воспитания: б) Процесс воспитания:
1. Основные цели и нормы поведения 1. Деятельность
2. Формирование отношения к ним воспитателя
3. Формирование мотивов 2. Деятельность
4. Формирование взглядов и убеждений воспитанника
3. Коротко раскройте суть следующих приемов самовоспитания:
Самопознание, самообязательство, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самоанализ.
Список литературы
1. Учебники по педагогике
2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. – 2001
3. Рожков, Байбородова Организация воспитательного процесса в школе. – 2001.
Семинар 2. Тема: Педагогические дебаты по проблеме сущности воспитания
Цель: вовлечение студентов в обсуждение педагогической проблемы и планирование решений.
Задачи: развитие умений логически и критически мыслить, доказательно аргументировать, проявлять эмпатию и терпимость к различным взглядам, способность работать в команде, способность концентрироваться на сути проблемы, формировать стиль публичного выступления.
Для дискуссии предлагается высказывание Л.Н. Толстого «…Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед.соч. – М., 1989. – С. 208-209)
Задания студентам
Дебаты – это игра, в которой участвуют две команды по три человека в каждой и команда судей. Игроки, представляющие дебатирующие команды, называются спикерами. Каждый из спикеров выполняет свои строго определенные обязанности, им отведено определенное время для выступления. Играющие команды также выполняют свои роли: одна команда представляет утверждающую сторону и ее спикеров принято обозначать: У1, У2, У3. Вторая команда представляет отрицающую сторону, ее спикеры обозначаются соответственно: О1, О2, О3.
Обязанности спикера
Обязанностями первого спикера утверждающей стороны (У) являются:
- представить утверждающую команду;
- представить тему (утверждение), обосновать ее актуальность;
- дать определение терминам (понятиям), входящим в тему;
- представить точку зрения утверждающей команды;
- обосновать аспекты рассмотрения данной темы;
- представить аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами) – это принято называть кейсом;
- перейти к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);
- закончить четкой формулировкой общей линии утверждающей1 команды.
С выступления первого спикера У1 начинаются дебаты, время его выступления – пять минут.
После окончания выступления У1 в игру вступает третий спикер отрицающей команды (О3). В течении двух минут он задает перекрестные вопросы первому спикеру команды утверждения (У1) с целью доказать несостоятельность аргументов У1. У1 отвечает на вопросы.
Следующим вступает в игру первый спикер отрицающей команды (О1). За пять минут он должен:
- представить отрицающую команду;
- сформулировать основной тезис отрицания (одновременно отрицается тезис, заявленный утверждающей стороной);
- принять определения понятий и терминов, представленных утверждающей стороной;
- представить позицию отрицающей стороны;
- принять аспекты утверждающей стороны или представить другие аспекты;
- представить кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, то есть те аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);
- опровергнуть аргументы утверждающей стороны, выдвинутые спикером У1;
- закончить четкой формулировкой общей линии утверждающей команды.
После выступления первого спикера отрицающей команды (О1) наступает очередь третьего спикера команды утверждения (У3), который в течении двух минут задает вопросы первому спикеру (О1) отрицающей команды.
Продолжает игру второй спикер утверждающей команды, который в течении четырех минут:
- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров и доказательств;
- восстанавливает утверждающий кейс, позицию за позицией, следуя первоначальной структуре, представленной первым спикером его команды (У1);
- приводит новые доказательства;
- повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;
- подробно развивает утверждающую позицию и утверждающий кейс;
- новые аргументы не приводятся;
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды.
После выступления второго спикера утверждающей команды (У2) первый спикер отрицающей стороны задает перекрестные вопросы второму спикеру (У2) утверждающей команды. У2 отвечает на вопросы две минуты.
Теперь наступает очередь второго спикера отрицающей команды (О2). В течении четырех минут он:
- восстанавливает отрицающую позицию, использует гипотезы, примеры, доказательства;
- продолжает опровергать утверждающую позицию;
- приводит новые доказательства, но при этом не приводит новых аргументов;
- заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны.
Его выступление, как и выступления предыдущих спикеров, заканчивается перекрестными вопросами, задаваемыми первым спикером (У1) утверждающей команды, О2 отвечает на вопросы две минуты.
Заключительный раунд дебатов открывает третий спикер утверждающей команды. За четыре минуты он:
- еще раз акцентирует узловые моменты дебатов (обозначает самые важные вопросы);
- следует структуре утверждающего кейса;
- возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым первым спикером (У1) утверждающей команды и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;
- выявляет уязвимые места в отрицающей кейсе;
- сосредотачивает на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;
- не приводит новых аргументов;
- завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других).
Заключает дебаты третий спикер (О3) отрицающей стороны. В течении четырех минут ему предстоит:
- еще раз акцентировать узловые моменты (обозначает самые важные вопросы);
- следовать структуре отрицающего кейса;
- возвратиться к критериям (аспектам), выдвинутым первым спикером (О1) отрицающей стороны и объяснить, как они объяснят позицию отрицания;
- выявить уязвимые места в утверждающем кейсе;
- сравнить аргументы утверждающей и отрицающей сторон, доказать убедительность аргументов отрицающей стороны;
- завершить линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других), новых аргументов он не приводит.
В правилах игры «Дебаты» предусмотрено время на подготовку к выступлению или ответам на вопросы – тайм-аут. На тайм-аут каждая из команд имеет совокупные шесть минут, однако время взятого тайм-аута выбирается командой произвольно и не может превышать двух минут. Тайм-ауты предоставляются после устного обращения любого из членов команды.
Семинар 3. Тема: Методы, формы и средства воспитания
Цель: охарактеризовать понятия «методы» воспитания», «средства воспитания», «приемы воспитания», «формы воспитания»; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах к их выбору и применению.
Задание студентам
1. Прочитайте по учебникам педагогики раздел о методах воспитания и оцените достоинства и недостатки конкретных методов. Укажите, какие принципы воспитания здесь реализуются и в какой мере. Заполните таблицу.
Суть метода | Достоинства | Недостатки | Принципы воспитания |
1. Проведите самостоятельное исследование по изучению особенностей применения методов воспитания в современной школе, подготовьте выступление.
Темы для дискуссии
1. В.А. Сухомлинский сказал «Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня» (Сухомлинский В.А. Родительская педагогики. – Новосибирск, 1985. – С.60)
- как соотносится с этим положением существование такого метода, как наказание?
- Значит ли это, что от него надо отказаться вообще? Почему?
2. Как известно, в Древней Спарте специально создавали и демонстрировали отрицательные примеры поведения, например, поили рабов вином допьяна, чтобы вызвать у спартанских детей отвращение к пьянству: дети видели, как безобразен пьяный человек, и учились воздержанности.
- Считаете ли вы оправданным использование отрицательных примеров как метода воспитания? Почему?
2. «Я не могу признать полезным для ребенка какое бы то ни было наказание, при котором стыд пострадать за совершенный проступок не действует на него сильнее, чем само страдание» (Дж.Локк. Мысли о воспитании // Пед.соч. –М., 1939. – С.96)
- А как добиться этого при применении метода наказания? Можете ли привести подобные примеры из школьной практики?
Проверьте себя
- Что такое метод воспитания? Отметьте правильный ответ:
А) пути достижения заданной цели воспитания;
Б) способ воздействия на чувства и поведение воспитанника, создание условий для раскрытия его возможностей;
В) взаимосвязанный способ деятельности учителя и учащихся, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы;
Г) способ управления развитием личности воспитанника;
Д) совокупность приемов воспитания;
Е) ________________ ваш вариант ответа
- Установите иерархию следующих понятий: метод воспитанию, прием воспитания, средство воспитания.
- Какие из перечисленных понятий относятся к понятию «метод воспитания»?:
А) пути достижения цели;
Б)внешнее выражение процесса воспитания;
В) общие положения, которыми пользуются педагоги при решении воспитательных задач;
Г) способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника;
Д) способы управления поведением;
Е) формирование чувств и эмоций.
- Что влияет на выбор методов воспитания?
А) возраст воспитанника;
Б) цели и задачи воспитания;
В) особенности творческого стиля учителя;
Г) психологическое состояние учителя;
Д) воспитательная система, в которой работает учитель;
Е) индивидуальные особенности воспитанника;
Ж) пожелания родителей;
З) мнение учителя о воспитаннике и коллективе;
И) время воспитания;
К) уровень сформированности воспитательного коллектива