Методологические требования (критерии технологичности)
1. Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
2. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
3. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
4. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
5. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
17. Классификация педагогических технологий.
По уровню применения технологии бывают:
-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).
По организационным формам технологии бывают:
-классно-урочные ;альтернативные; академические; клубные; индивидуальные; групповые;
коллективных способов обучения; дифференцированного обучения.
По типу управления познавательной деятельностью:-традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);-дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);-программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).
По подходу к ребенку технологии подразделяются на:-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);-сотрудничества ( это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки); свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);-личностно-ориентированные ( они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);-гуманно-личностные ( отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);-массовая (традиционная) технология ( школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);-технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на: -информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);-технологии саморазвития ( направлены на формирование способов умственных действий);-эвристические (развивают творческие способности учащихся);-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
По характеру содержания и структуры технологии бывают :обучающие; воспитательные; светские; религиозные; общеобразовательные; профессиональные ; гуманистические; технократические; моно- и политехнологии ;проникающие.
18.Современное традиционное обучение:целевые ориентации,концептуальные положения,особенности содержания и методики.
Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; основной единицей занятий является урок;урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; учебники применяются в основном для домашней работы. Традиционное обучение по своей философской основе является педагогикой принуждения. Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским: научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется); последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему); доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);прочность (повторение - мать учения);сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);принцип наглядности; принцип связи теории с практикой; учет возрастных и индивид.особенностей.
19.Особенности личностно – ориентированного урока.
1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.4.Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.
5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.