Передового педагогического опыта в практику школы
О самом механизме внедрения достижений педагогической науки и новаторского опыта учителей в школьную практику написано очень много книг и статей, все их можно прочитать (см. в приложении занятие № 4). Мы же хотим обратить Ваше внимание на те аспекты этой проблемы, которые чаще всего возникают при изучении данного курса.
Ранее мы уже выяснили различие между педагогической наукой и педагогической практикой, акцентировав Ваше внимание на том, что это две самостоятельные, но взаимосвязанные сферы деятельности. Попытаемся разобраться: насколько педагогическая наука нужна педагогической практике?
Деятельность каждого педагога индивидуальна, и в этом своеобразие этого вида деятельности, любое копирование чужих приемов – это всегда подражание, потеря своего стиля в работе. Но индивидуальность в то же самое время ограничена личностным опытом, особенностями ума, общения, личностными качествами. Педагогическая теория, которая является результатом научных экспериментов и обобщения многолетнего опыта многих учителей-практиков, расширяет границы единичного опыта, обогащает его, пробуждает мысль, заставляет задуматься над решением общих для всех проблем.
К.Д. УШИНСКИЙ: "Педагогическая литература... знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов и, главное, направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания" (122, с. 167).
Безусловно, каждый из нас накапливает свой собственный опыт в ежедневной практической деятельности. И здесь важны свои ориентиры - знание о том процессе развития личности ребенка, содействовать которому должен педагог; знание о процессах воспитания и обучения, которые организуются по определенным принципам и правилам, где проявляются свои этапы и формы.
Накопление опыта - это не просто знакомство с уже известными методами, методиками, технологиями воспитательно-образовательного процесса. Такая педагогика, по определению К.Д.Ушинского, "подобна знахарству в медицине". Овладение чужим опытом без умения осмыслить его не приносит высоких результатов. Накопление личного опыта путем подражания чужому опыту не способствует формированию индивидуального стиля работы, так как лишает педагога того, что называют сознательной и творческой деятельностью.
Педагогическая деятельность осуществляется всегда в общении с учениками, поэтому совершенно справедливо складывается впечатление, что самое главное умение, которым должен обладать учитель, - это устанавливать отношения с учениками и любить их. Педагогический процесс - это всегда процесс межличностного общения, однако нельзя забывать, ради чего организовывается общение, разрабатываются методики, совершенствуются приемы и методы преподавания. Педагогическая деятельность имеет социальный смысл, это значит, что в деятельности каждого учителя (работает он по традиционным программам или создает свои) отражаются проблемы, идеи, противоречия и тенденции развития общества, в рамках своего учебного предмета учитель вводит своих учеников в круг этих проблем, способствует общему развитию личности, накоплению опыта общественной жизни.
Обучая и воспитывая, педагог знакомит с общественным опытом многих поколений людей, помогает осмыслить его, оценить и сделать самостоятельный выбор. Личный опыт учителя (его мысли, чувства, жизненные принципы и ценности) является одним из вариантов проявления общественного опыта. А потому любая инновационная деятельность, желание совершенствовать традиционные формы воспитательно-образовательного процесса осуществляются не ради создания нового метода, новой технологии; смысл новаторства в педагогической деятельности - в решении задач общего развития личности, выявлении ее индивидуальности, в подготовке ребенка к жизни, выбору будущей профессии. Если проанализировать известный всем опыт учителей-новаторов, то можно убедиться в том, что у каждого из них очень ярко проявляется осмысление возможностей своего предмета для решения социально-значимых проблем развития личности и общества.
Практика показывает: каждая новаторская идея возникает из осмысления противоречия между желаемым (т.е. осознанием того, как должно быть) и действительным (т.е. осознанием того, как есть, что в реальности мешает полноценному развитию личности ребенка). А потому одно из направлений педагогической науки - переосмысление опыта социальной жизни, включение его в воспитательно-образовательный процесс школы в целях развития личности ребенка, его отображение в содержании образования (конкретных учебных предметах), методах и методиках его осмысления и восприятия ребенком.
Приобретение педагогического опыта происходит по-разному. Это может быть долгая кропотливая работа в избранной профессии, когда на практике проверяются разнообразные методы и приемы, когда отрабатываются известные методики или вырабатываются свои собственные, происходит своеобразная "проба сил" в разных формах и методах. Это может быть и анализ известных методик, когда, выбрав некоторые из них, мы совершенствуем свое искусство владения данным методом. Но каким бы не был этот путь, на приобретение опыта всегда уходят многие годы. Как показывает практика, искусство владения методом при любых условиях его приобретения обусловлено знанием проблем развития личности ребенка, возрастных особенностей их проявления, знанием возможностей того или иного метода обучения и воспитания, требований к уроку, беседе и т.п.
В практической деятельности, конечно же, вырабатываются принципы и правила наиболее эффективной организации воспитательно-образовательного процесса, но, как нередко бывает, те истины, которые мы познаем путем проб и ошибок, на познание которых уходят годы, уже открыты, ошибки проанализированы, сформулированы требования и правила, выявлены условия эффективности. Всем этим и занимается педагогическая наука, которая обобщает результаты работы многих поколений педагогов, поэтому ее изучение сокращает путь приобретения педагогического опыта. То, что "практическим" путем может быть достигнуто через десятилетия, "теоретическим" - за несколько лет. И тогда накопление опыта - это не познание уже известного, а сначала адаптация, практическая проверка чужого опыта (теоретического и практического), выработка собственного стиля педагогической деятельности, затем - творчество, инициатива, самостоятельность, уверенность в своих действиях. Нередко педагогическая деятельность с самого начала проявляется как творческая, инновационная, потому что этот учитель уже в студенческие годы сформировал свою педагогическую позицию и установки, высокий уровень готовности к деятельности.
В настоящее время в школьной и вузовской практике появилось очень много нового и интересного. Разработано большое количество альтернативных программ, учебников и учебных пособий, книг для учителей и учащихся. И, конечно, учителю сегодня приходится выбирать, но учитель имеет право создавать и свою программу. Что же в таком случае может быть критерием для оценки и выбора? В чем проявляется различие учебных программ и учебников? Ответить на эти вопросы помогает педагогическое знание, которое обладает возможностью обосновывать содержание образования и организацию педагогического процесса.
Нередко можно наблюдать ситуации, когда у учителя (или педагогического коллектива) есть интересные идеи, но, как объясняют сами учителя, "не хватает слов, чтобы их обосновать". Присутствуя на научно-методических конференциях учителей, можно наблюдать, как их неумение представить свой собственный опыт, гасит интерес к очень полезной и действительно творческой и уникальной работе. "Приходите ко мне на урок, сами все увидите, - говорит в данном случае учитель, - я - практик!"
И действительно, как нам кажется, нет ничего страшного в том, что учитель работает на уровне интуиции, и если результаты работы высокие, то и изучать его опыт, если он кого-то интересует, нужно в процессе непосредственного наблюдения. Другое дело, когда учитель сам претендует, например, на создание авторской программы или в целом педагогический коллектив школы - на изменение ее статуса. Автор данного пособия не раз присутствовала при изложении таких программ и концепций развития школы, которые можно считать образцами представления собственного опыта и педагогических идей. В таких школах учителя испытывают потребность в теории, которая теперь нужна им не в целях "знакомства" с педагогическим процессом, а в целях обоснования идей перестройки и совершенствования воспитательно-образовательного процесса школы. В таких школах каждый педсовет и каждый методсовет - это решение проблем развития личности школьников. И потому оказывается непонятной обида некоторых учителей, которые, претендуя на авторство и не умея представить его, жалуются на непонимание и недооценку со стороны своих коллег.
Наш опыт общения со студентами и учителями показывает, что в изучении педагогической теории и овладении педагогической практикой возможно достижение трех уровней:
Первый - описательный, например: на педагогической практике такой студент (учитель) может очень подробно представить всю последовательность своих действий, и они могут быть изложены четко и логично: Какие задачи решает урок? Какая наглядность применялась? Каким было содержание его урока? Какие выводы по уроку были сделаны? Какие вопросы для контроля были сформулированы и т. п.
Второй - проблемный, в данном случае теоретические знания и практический опыт используются для решения проблем, связанных с развитием личности ребенка. Такой студент (учитель) умеет представить проблему (т.е. сформулировать противоречие в развитии личности школьников, выявить условия, которые мешают решению поставленных задач), умеет теоретически выстроить решение проблемы, предложить методические подходы в их разрешении.
Например, зная о возрастных особенностях подростка, о ведущем противоречии, возникающем в процессе его развития, и психических новообразованиях, такой студент (учитель) может выстроить систему воспитательно-образовательного процесса, создающего благоприятные условия для его личностного развития.
Третий - мы назвали концептуальным, который предполагает умение мыслить целостно. Такой студент (учитель) умеет определить и выстроить "стратегию" развития личности: во-первых, представить целостный образ личности, ее проблемы и особенности как целевую установку в перестройке и совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. Во-вторых, выстроить воспитательно-образовательный процесс как создание условий развития личности. В-третьих, показать значимость каждого его компонента (традиционных и новых учебных предметах) в целостном процессе развития личности. В-четвертых, обосновать режим функционирования данного воспитательно-образовательного процесса.
В педагогической деятельности первостепенную роль играет личность самого учителя, его педагогическое мастерство. Известно, что можно быть умной, духовно образованной личностью, работать в школе (техникуме, вузе), но так и не стать мастером своего дела. Педагогическое мастерство - это комплекс умений и навыков педагога по реализации в педагогическом процессе своих нравственных, научных, общественно-политических, эстетических знаний и убеждений, необходимых для достижениязадач развития личности ребенка. Педагогическое мастерство - это умение учителя реализовать потенциал своей личности в целях развития своих воспитанников.
Конечно, развить этот потенциал, изучая только педагогику, невозможно, но познание сущности процессов воспитания и обучения, его требований, условий эффективности поможет понять, какие личностные качества учителя являются объективно-необходимыми, без которых воспитательно-образовательный процесс не может состояться, и задачи развития личности не смогут быть решены. Ваша задача - изучая педагогику, попытаться увидеть себя в свете требований воспитательно-образовательного процесса для того, чтобы понять, каким надо быть, чтобы стать хорошим учителем; вырабатывать индивидуальный стиль своей педагогической деятельности, ориентируясь на те условия, в которых эта индивидуальность будет проявляться.
И последнее, в чем следует разобраться: что такое педагогическаятеория? На изучение каких вопросов прежде всего следует обращать свое внимание, если мы хотим, чтобы изучение данного курса способствовало формированию педагогической позиции?
У нас написано очень много книг и статей по вопросам воспитания и обучения, однако не всякое изложение обозначенных вопросов можно отнести к понятию "теория педагогики". Описание опыта, традиций, чье-то личное мнение и советы, безусловно, имеют значение для формирования педагогической культуры людей. Педагогическая теория, как определяет ее В.В. КРАЕВСКИЙ, это прежде всего «теория практической деятельности.., это система обобщенных знаний, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практической действий» (64, с.148-149).
Смысл теоретического знания в педагогике состоит в том, чтобы исследовать и выявлять сущностные характеристики процессов развития, воспитания и обучения, раскрывать "механизмы" развития и функционирования педагогических процессов и условия их совершенствования, формулировать закономерности, принципы и правила, следуя которым педагогическая деятельность сможет обеспечить полноценный процесс развития личности ребенка.
О возможностях педагогической теории в совершенствовании педагогическойпрактики. Педагогическая теория может то, что она может, и не более. Она не может заменить собой педагогический опыт и мастерство учителя. Суть педагогической теории - не в открытии новых форм и методов обучения и воспитания, а именно этого от нее ожидают почему-то и студенты, и многие учителя- практики, и если, читая педагогическую литературу, они этого не находят, то считают педагогику ненужной и бесполезной наукой. Скорее всего, эти открытия нужно ожидать со стороны опыта, там, где учитель находится в непосредственном общении с личностью воспитанника.
Задачи педагогической науки – исследовать процессы развития, воспитания и обучения, описывать и обосновывать их. А потому результатом научения (в процессе изучения курса педагогики) является знание о данных процессах, сформированность педагогической позиции и педагогической направленности мышления будущего педагога, а также развитие способностей личности к самоанализу (саморефлексия), умений оценивать свои качества в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет педагогическая деятельность.