Этапы познавательной деятельности учащихся на учебном занятии
Главные направления познавательной деятельности | Основные этапы познавательной деятельности | ||
ЛОГИКА | ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ | МОТИВАЦИЯ®АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ®ВОСПРИЯТИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ®ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ®ЗАКРЕПЛЕНИЕ ® АНАЛИЗ. | |
ПРОЦЕСС ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ | МОТИВАЦИЯ®АКТУАЛИЗАЦИЯ ВЕДУЩИХ СПОСОБОВ И ДЕЙСТВИЙ®ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗЦА ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ® САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В СХОДНОЙ И НОВОЙ СИТУАЦИЯХ®САМОКОНТРОЛЬ И КОНТРОЛЬ® КОРРЕКЦИЯ | ||
ПРОЦЕССКОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН | МОТИВАЦИЯ®АКТУАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ЗНАНИЙ®ОБРАЗЕЦ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ®САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В СХОДНОЙ И НОВОЙ СИТУАЦИЯХ® САМОКОНТРОЛЬ И КОНТРОЛЬ®КОРРЕКЦИЯ | ||
ПРОЦЕССОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ | МОТИВАЦИЯ®АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА® ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО®ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ® УСТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ И МЕЖКУРСОВЫХ СВЯЗЕЙ, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ИДЕЙ. | ||
ПРОЦЕССПРОВЕРКИ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗУН | МОТИВАЦИЯ®САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ®САМОКОНТРОЛЬ® КОНТРОЛЬ®АНАЛИЗ®ОЦЕНКА®КОРРЕКЦИЯ. |
- Мотивы и потребности, их роль в регуляции деятельности. Виды мотивов, сознательный и бессознательный мотивы.
Потребность- основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования. П. - нужда (недостаток, дефицит) в чем-то и нужда ликвидировать избыток чего-то вредного. Переживается как состояние внутреннего напряжения (психической активности), раздумья, мечты и т.д., что и побуждает человека к поиску предмета потребности, но не направляет деятельность к ее удовлетворению. Удовлетворение потребности ведет к разрядке напряженности, потребность исчезает, но может возникнуть и вновь. Мотив- внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Мотив (лат. emovere - толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив направляет (толкает) ее в нужном направлении. М. - то, что побуждает достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее Цель и мотив не совпадают. Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - почему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами."Мотив это осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека". Сознательный мотив, каждое его действие характеризуется личностным смыслом, иначе говоря, человека можно спросить: «Зачем ты это делаешь? Почему ты делаешь именно это действие, а не другое?» и он может дать ответы на эти вопросы. Если человек сам не знает, для чего и почему он что-то сделал, то это бессознательный мотив. Когда мотивы, не сознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание, но только особым образом. Они, придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл. Виды мотивов: Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях. Мотив власти - это стремление субъекта влиять на людей. Процессуально -содержательные мотивы - это побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Мотив саморазвития, самоусовершенствования - это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. По мнению А.Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Мотив достижения - это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.Просоциальные мотивы -мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или обществом. Мотив аффилиации - это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Негативные мотивы - это побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.