Занятие 3. Способы получения и переработки информации по педагогике
Занятие 1. Профессиональная деятельность, компетентность и профессионально-педагогическая культура учителя.
План
1. Понятие о профессиональной компетентности педагога.
2. Структура профессиональной компетентности педагога.
3. Содержание теоретической готовности педагога.
4. Содержание практической готовности педагога.
5. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.
6. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
7.Соотношение понятий «профессиональная культура», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура».
Задания
1. Назвать факторы, которые обусловили возникновение педагогической профессии.
2. Выяснить, в каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель».
3. Найти и выписать высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.
4. Подобрать пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.
5. Назвать выдающихся учителей разных времен и их заслуги перед человечеством.
6. Назвать факторы, обусловливающие возрастание роли учителя в современном обществе.
7. Перечислить и раскрыть социальные и профессиональные функции учителя.
8. Аргументировано обосновать своеобразие педагогической профессии.
9. Раскрыть сущность гуманистической функции педагога.
10.Показать на примерах проявления коллективного характера педагогической деятельности.
11. Объяснить, почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих.
12. Выписать определения терминов «компетентность», «профессиональная компетентность», «профессиональные знания», «профессиональные умения», «педагогическое мастерство», «педагогическое новаторство».
13. Написать сочинение на одну из тем: «Мои представления о педагогической профессии в XXI в.», «Современное общество и учитель», «Мой любимый учитель», «Мой идеал учителя», «Современный учитель - каков он?». Охарактеризуйте при этом те свойства личности учителя, которые отражают его социально-нравственную, профессионально-педагогическую, познавательную направленность.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность //Педагогика.-1999. - N3.-С.37-43.
2. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1995.
3. Вершловский С. Г. Теоретические и организационные проблемы постдипломного педагогического образования/ С. Г. Вершловский//Педагогика.-2010. - № 5.-С. 108-115.
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб.пособие для вузов по пед. спец./ И.Ф.Исаев. - М.: Академия,2004.-208 с.
5. Левина М.М. Технологическая компетентность педагога/М.М.Левина//Технологии профессионального педагогического образования/ М.М.Левина-М.:ACADEMIA,2001.-С.34-59.
6. Педагогическая техника учителя/ И. А. Зязюн [и др.] //Школьные технологии.-2005. - № 6.-С. 154-164
7. Ситникова М. Система непрерывного повышения квалификации преподавателей/ М. Ситникова //Высшее образование в России.-2005. - №6.-С. 49-53.
8. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям/ В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.
9. Шиянов Е.Н. Введение в педагогику: Метод.рек. - Ростов-на-Дону,1994.
Занятие 2. Современное состояние категориального аппарата педагогики
План
1. Категории «воспитание» и «самовоспитание».
2. Понятие о социализации и ее сущности.
3. Толкование понятия «обучение» в современной педагогике.
4. Категории «образование» и «образовательный процесс».
5. Педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие и педагогическое воздействие.
6. Понятие о педагогической системе.
Задания
1. Выписать из различных источников определения понятий «воспитание, самовоспитание, обучение, образование, образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическое воздействие, педагогическая система, социализация». Проанализировать определения разных авторов.
2. Сравнить процессы воспитания и самовоспитания, выявить сходство и различия.
3. Проследить взаимосвязь воспитания и социализации.
4. Выяснить, являются ли синонимами категории «обучение» и «процесс обучения».
5. Выяснить, в каких значениях используется термин «образование» и являются ли категории «образование» и «образовательный процесс» синонимами.
6. Выяснить, как соотносятся категории «воспитание» и «образование».
7. Перечислить свойства, которыми обладает образование как педагогическая категория.
8. Определить, в чем состоит сущность педагогической деятельности, каковы ее основные виды, цель и структура.
9. Составить схему «Структура педагогической деятельности».
10. Выяснить, при каких условиях реализуется педагогическое взаимодействие и какие виды педагогического взаимодействия выделяют.
11. Объяснить взаимосвязь педагогического взаимодействия и педагогического воздействия.
12. Выяснить, какие выделяют виды педагогических систем.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2006. – С. 17 – 22.
2. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: логико-методологические проблемы. – М., 1980.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2006. – С. 31..
5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб.пособие для вузов/Б.Т.Лихачев.-М.:Юрайт,2000.-523с.
6. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики//Педагогика.-1999. -N1.-С.10-18.
7. Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики//Педагогика.-1997.- N6.-С.21-26.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000. – С. 8 – 11.
9. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2008. – С. 414 – 422.
10. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008.
11. Педагогика: теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2008. – С. 7 – 9, 60 – 67.
12. Педагогический словарь/под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия,2008.-352 с.
13. Подласый И.П. Педагогика. – Т.1. – М., 2004. – С. 24 – 28.
14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. – М., 2008.
15. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., 2002.
16. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Занятие 3. Способы получения и переработки информации по педагогике
План
1. Чтение.
2. Аннотирование.
3. Составление плана информационного текста.
4. Составление тезисов.
5. Конспектирование.
6. Цитирование.
7. Рецензирование.
8. Реферирование.
Задания
1. Назвать виды чтения, раскрыть сущность каждого из них.
2. Дать определение аннотации. Указать, что включает в себя аннотация. Назвать назначение аннотирования. Перечислить виды аннотаций, раскрыть сущность каждого из них.
3. Дать определение плана текста. Назвать его назначение. Перечислить типы планов, раскрыть сущность каждого из них.
4. Дать определение тезиса. Назвать назначение тезисов. Отметить отличия тезисов от плана. Перечислить виды тезисов, раскрыть сущность каждого из них.
5. Дать определение конспекта. Назвать назначение конспектирования. Указать отличия конспекта от тезисов. Перечислить типы конспектов, раскрыть сущность каждого из них. Назвать правила конспектирования.
6. Дать определение цитаты. Перечислить требования к цитированию. Указать правила оформления цитат в научном тексте.
7. Дать определение рецензии. Назвать назначение рецензии, ее функции. Указать типовой план написания рецензии. Перечислить речевые стандарты, используемые для написания рецензий.
8. Дать определение реферата. Указать назначение реферирования. Назвать виды рефератов, раскрыть сущность каждого из них.
9. Дать определение библиографического описания. Указать, что включает в себя библиографическое описание.
.Литература
1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М., 2005. – Глава 4. (см. электронную папку)
2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для вузов по спец.033400(050701)-Педагогика/В.И. Загвязинский. - М.: Академия,2006.-176 с.