Курс «Основы педагогики. Теория и методика воспитательной работы»

Вопросы, рассматриваемые в дисциплине «Педагогика»,

Курс «Основы педагогики. Теория и методика воспитательной работы»

1. Педагогика как наука о воспитании. Теоретические основы педагогики.

2. Становление и развитие педагогики как науки о воспитании человека.

3. Воспитание как общественное явление и как объективный процесс подготовки подрастающего поколения к участию в общественной жизни.

4. Особенности термина «педагогика». Взаимосвязь педагогической науки и практики.

5. Объект и предмет педагогики. Функции педагогической науки. Структура педагогической науки.

6. Понятие субъекта и объекта воспитания. Роль активности ребенка в развитии личности.

7. Система и структура воспитательного процесса. Особенности процесса воспитания. Логика развития процесса воспитания и его этапы.

8. Основные функции процесса воспитания. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.

9. Закономерности процесса воспитания и его характеристика.

10. Содержание воспитания как формирование «базовой культуры личности».

11. Понятие о принципах воспитания. Многообразие классификаций принципов воспитания.

12. Нравственное воспитание школьников. Система убеждений как индивидуально­личностное мировоззрение, и основа поведения.

13. Цель воспитания. История развития целей воспитания. Иерархия целей воспитания в современной школе.

14. Актуальные проблемы физического развития детей в современных условиях.

15. Современные тенденции развития образования в России

16. Сущность эстетического воспитания и его место в гармоническом развитии личности ученика.

17. Понятийный аппарат курса «Педагогика»: образование, социализация, обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание, адаптация.

18. Задачи трудового воспитания и их реализация в различных видах трудовой деятельности.

19. Философско-педагогические направления в педагогической антропологии: прагматизм, неотомизм, экзистенционализм

  1. Значение коллектива в воспитании детей. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития.
  2. Актуальные проблемы экономического и экологического воспитания детей в современных условиях.
  3. Приоритетные направления развития образования в России. Национальная доктрина образования в РФ.
  4. Детский воспитательный коллектив и его роль в формирование личности.
  5. Воспитательные концепции И.А. Зимняя и И.И.Ильинский
  6. Ведущие идеи коллективного воспитания, разработанные в трудах С.Т. Шацкого, А.С.Макаренко, Л.И.Новиковой.
  7. Образовательная система М. Монтессори и Р.Штейнера
  8. Основные направления воспитательной работы в школе
  9. Проблемы педагогически запущенных детей
  10. Характерные особенности современной школы и их влияние на воспитание детей.
  11. Современные тенденции развития образования за рубежом
  12. Воспитательная концепция Е.Н. Бондаревской и Н.Е. Щурковой


Примерные темы реферативных работ и докладов

По дисциплине «Педагогика»,

курс «Основы педагогики. Теория и методика воспитательной работы»

  1. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии.
  2. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы.
  3. Теория и методика освоения учащимися нравственных ценностей в условиях общеобразовательной школы.
  4. Воспитательная работа в современной школе.
  5. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно- воспитательном процессе современной школе.
  6. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.
  7. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании.
  8. Организация воспитательной работы в классе.
  9. Тенденции развития воспитания в современной школе: позитивное и негативное. Прогрессивные идеи в теории воспитания и массовая практика воспитания детей (подростков).
  10. Педагогическая позиция воспитателя в детской субкультуре.
  11. Педагогизация среды воспитания в современной школе.
  12. Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними.
  13. Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе.
  14. Специфика воспитания школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
  15. Семья как позитивный и негативный фактор развития личности.
  16. Проблемы лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении.
  17. Развитие индивидуальности в условиях ученического самоуправления.
  18. Основные идеи гуманистической педагогики, их влияние на формирование современной теории воспитания.
  19. Взаимодействие педагога и воспитанника как основа педагогического процесса.
  20. Школьные кризисы и учет их в воспитании.
  21. Психолого-педагогический анализ традиционных методов воспитания в гуманистической педагогике.
  22. Творческие формы воспитания и их развитие в современной школе.
  23. Формирование готовности школьников к социальным отношениям.
  24. Воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью.
  25. Воспитание толерантности у школьников.
  26. Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи.
  27. Развитие индивидуальности и самоактуализации личности в воспитательном процессе.
  28. Организация воспитательной работы с детьми-сиротами.
  29. Особенности воспитательной работы с трудновоспитуемыми школьниками.
  30. Педагогические ценности семейного воспитания.
  31. Группа как средство воспитания личности.
  32. Исследовательская позиция педагога-воспитателя.
  33. Социокультурная среда как фактор воспитания: понятие, сущность, основные слагаемые.
  34. Воспитание личной ответственности подростков.
  35. Педагогические ценности семейного воспитания.
  36. Нравственное воспитание средствами народных традиций.
  37. Практическая готовность педагога к воспитательной работе с подростками.
  38. Авторские концепции и авторские школы воспитания.
  39. Основы культуры педагогической деятельности воспитателя.

Литература

Наши рекомендации