Курс «Основы педагогики. Теория и методика воспитательной работы»
Вопросы, рассматриваемые в дисциплине «Педагогика»,
Курс «Основы педагогики. Теория и методика воспитательной работы»
1. Педагогика как наука о воспитании. Теоретические основы педагогики.
2. Становление и развитие педагогики как науки о воспитании человека.
3. Воспитание как общественное явление и как объективный процесс подготовки подрастающего поколения к участию в общественной жизни.
4. Особенности термина «педагогика». Взаимосвязь педагогической науки и практики.
5. Объект и предмет педагогики. Функции педагогической науки. Структура педагогической науки.
6. Понятие субъекта и объекта воспитания. Роль активности ребенка в развитии личности.
7. Система и структура воспитательного процесса. Особенности процесса воспитания. Логика развития процесса воспитания и его этапы.
8. Основные функции процесса воспитания. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.
9. Закономерности процесса воспитания и его характеристика.
10. Содержание воспитания как формирование «базовой культуры личности».
11. Понятие о принципах воспитания. Многообразие классификаций принципов воспитания.
12. Нравственное воспитание школьников. Система убеждений как индивидуальноличностное мировоззрение, и основа поведения.
13. Цель воспитания. История развития целей воспитания. Иерархия целей воспитания в современной школе.
14. Актуальные проблемы физического развития детей в современных условиях.
15. Современные тенденции развития образования в России
16. Сущность эстетического воспитания и его место в гармоническом развитии личности ученика.
17. Понятийный аппарат курса «Педагогика»: образование, социализация, обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание, адаптация.
18. Задачи трудового воспитания и их реализация в различных видах трудовой деятельности.
19. Философско-педагогические направления в педагогической антропологии: прагматизм, неотомизм, экзистенционализм
- Значение коллектива в воспитании детей. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития.
- Актуальные проблемы экономического и экологического воспитания детей в современных условиях.
- Приоритетные направления развития образования в России. Национальная доктрина образования в РФ.
- Детский воспитательный коллектив и его роль в формирование личности.
- Воспитательные концепции И.А. Зимняя и И.И.Ильинский
- Ведущие идеи коллективного воспитания, разработанные в трудах С.Т. Шацкого, А.С.Макаренко, Л.И.Новиковой.
- Образовательная система М. Монтессори и Р.Штейнера
- Основные направления воспитательной работы в школе
- Проблемы педагогически запущенных детей
- Характерные особенности современной школы и их влияние на воспитание детей.
- Современные тенденции развития образования за рубежом
- Воспитательная концепция Е.Н. Бондаревской и Н.Е. Щурковой
Примерные темы реферативных работ и докладов
По дисциплине «Педагогика»,
курс «Основы педагогики. Теория и методика воспитательной работы»
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии.
- Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы.
- Теория и методика освоения учащимися нравственных ценностей в условиях общеобразовательной школы.
- Воспитательная работа в современной школе.
- Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно- воспитательном процессе современной школе.
- Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.
- Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании.
- Организация воспитательной работы в классе.
- Тенденции развития воспитания в современной школе: позитивное и негативное. Прогрессивные идеи в теории воспитания и массовая практика воспитания детей (подростков).
- Педагогическая позиция воспитателя в детской субкультуре.
- Педагогизация среды воспитания в современной школе.
- Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними.
- Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе.
- Специфика воспитания школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
- Семья как позитивный и негативный фактор развития личности.
- Проблемы лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении.
- Развитие индивидуальности в условиях ученического самоуправления.
- Основные идеи гуманистической педагогики, их влияние на формирование современной теории воспитания.
- Взаимодействие педагога и воспитанника как основа педагогического процесса.
- Школьные кризисы и учет их в воспитании.
- Психолого-педагогический анализ традиционных методов воспитания в гуманистической педагогике.
- Творческие формы воспитания и их развитие в современной школе.
- Формирование готовности школьников к социальным отношениям.
- Воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью.
- Воспитание толерантности у школьников.
- Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи.
- Развитие индивидуальности и самоактуализации личности в воспитательном процессе.
- Организация воспитательной работы с детьми-сиротами.
- Особенности воспитательной работы с трудновоспитуемыми школьниками.
- Педагогические ценности семейного воспитания.
- Группа как средство воспитания личности.
- Исследовательская позиция педагога-воспитателя.
- Социокультурная среда как фактор воспитания: понятие, сущность, основные слагаемые.
- Воспитание личной ответственности подростков.
- Педагогические ценности семейного воспитания.
- Нравственное воспитание средствами народных традиций.
- Практическая готовность педагога к воспитательной работе с подростками.
- Авторские концепции и авторские школы воспитания.
- Основы культуры педагогической деятельности воспитателя.
Литература