Количественная динамика в развитии образования
В последние десятилетия в развитии образования в мире произошли огромные количественные сдвиги.
Прежде всего они выразились в росте численности учащихся и педагогического персонала.
Таблица 3 ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В МИРЕ
Год | Педагоги, занятые в образовании млн | |||
начальном | среднем | высшем | всего | |
14,8 | 9,6 | 2,1 | 26,5 | |
22,6 | 19,4 | 5,1 | 47,1 | |
24,8 | 23,0 | 6,3 | 54,1 |
В последней трети ушедшего века количественный рост образования на Юге был намного большим, чем на Севере. Этот разрыв в значительной мере связан с огромным различием стартовых условий. К началу 1970-х гг. во многих странах Азии и Африки доля учащихся в общей численности молодежи была очень низкой; в последующие десятилетия она резко увеличилась, особенно если иметь в виду начальное образование, но по охвату молодежи средним и высшим образованием различия между Севером и Югом остаются очень большими (табл. 4).
Таблица 4
ОХВАТ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДНИМ И ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ (% от общей численности соответствующих возрастных групп)
Учащиеся, получившие образование, % от общей чис- | |||
Страны | Год | ленности соответствующей возрастной группы | |
среднее (11—17 лет) | высшее (18—22 года) | ||
Развитые | 76,8 | 26,1 | |
51,6 | |||
Развивающиеся | 22,7 | 2,9 | |
51,7 | 10,3 |
Большое воздействие на количественное развитие образования оказывает демографическая эволюция.
За последние 50 лет (1950—2000) народонаселение мира возросло более чем вдвое и достигло 6,2 млрд человек. Соответственно увеличились возрастные группы населения, подлежащие охвату разными ступенями стационарного обучения: только за 30 лет (1970—2000) население в возрасте 5—24 лет увеличилось с 1,1 почти до 2 млрд. Таковы глобальные данные. Однако демографические процессы в различных регионах развиваются не идентично. Увеличение идет за счет стран Азии, Африки и Латинской Америки, где демографическая ситуация характеризуется высокой рождаемостью, в результате чего дети составляют более 40 % населения. В западных странах ситуация иная и эти возрасты составляют менее 30 %. Правда, в первые послевоенные десятилетия там отмечалось значительное увеличение рождаемости; в большинстве семей насчитывалось 2—3 ребенка, не редкостью были и семьи с 4—5 детьми. В США уровень рождаемости составил в 1940 г. 1,9%, а в 1947 г.— 2,7%; в Японии в 1947 г. он достиг 3,4%. Во Франции в предвоенный период рождались примерно 600 тыс. детей в год, а в 1950—60-е гг. — 800—850 тыс. Но этот послевоенный "бэби-бум" длился недолго, начался спад рождаемости, продолжающийся и поныне.
Почти во всех странах Европы, в США и Японии коэффициенты фертильности опустились намного ниже уровня простого воспроизводства населения. Как известно, для такого уровня нужно иметь в среднем 2,2 ребенка на семью. Но в большинстве развитых стран к началу 1990-х гг. фертильность составляла всего 1,4—1,7 детей от одной женщины. При этом важно иметь в виду, что снижение рождаемости захватывает прежде всего наиболее культурные и образованные семьи, живущие в городских центрах, тогда как высокая рождаемость сохраняется преимущественно в отсталых регионах и среди малокультурных семей.
С 1970/71 по 1996/97 г. контингенты учащихся начальных школ выросли в Китае на 35 млн, в Индии на 63 млн, в Бразилии на 22 млн, что объясняется как демографическим фактором, так и расширением охвата детей систематическим обучением. За тот же период в развитых странах контингенты начальных школ, отражая падение рождаемости, значительно уменьшились: во Франции более чем на 900 тыс., в Великобритании почти на 500 тыс. Из всех стран Севера только в США отмечался определенный рост численности учащихся начальных школ, но он происходил главным образом за счет выходцев из Латинской Америки, Азии, а также афроамериканцев, в семьях которых рождаемость значительно выше, чем у белых.
Уменьшение в Европе оказалось бы еще большим, если бы не все возрастающее количество детей из семей иммигрантов. В промышленно развитых странах западноевропейского региона насчитывается до 17 млн. рабочих из Южной Италии, Португалии, Греции, Турции, а также из стран Африки. В 1970—80-х гг. власти развитых стран пытались разными способами сократить это число, имея целью уменьшить безработицу и ослабить социальное напряжение в своих странах. За возвращение на родину правительство ФРГ выплачивало каждому иммигранту 10 тыс. марок, правительство Франции— от 70 до 100 тыс. франков. Но эти попытки оказались малорезультативными. Повернуть вспять иммиграцию не удалось. Использование иностранных рабочих стало постоянным фактором функционирования экономики в ФРГ, Франции, Бельгии, Нидерландах. С их помощью заполняются рабочие вакансии в особенно тяжелых отраслях производства и одновременно создается возможность перемещать "своих" трудящихся в наиболее передовые отрасли промышленности и на лучшие условия труда.
Рассматривая перспективы развития ситуации на рынке труда, власти этих стран учитывают данные демографической прогностики. В настоящее время на западноевропейском рынке труда еще действуют поколения, родившиеся в период послевоенного "бэби-бума". Они приближаются к пенсионному возрасту. А численность молодежи, вступающей на рынок труда, с середины 1990-х гг. снижается, поскольку, во-первых, она относится к поколению низкой рождаемости (спад начался в 1970-е гг.), а, во-вторых, увеличиваются сроки учебы значительной части молодежи. Кроме того, ресурсы женской занятости в сфере общественного производства почти исчерпаны. Поэтому в первое десятилетие XXI в. снизится рост экономически активного населения и понадобится вновь расширять привлечение иностранной рабочей силы. В противном случае страны с низкой рождаемостью и высокой продолжительностью жизни населения превратятся в конце концов, по выражению зарубежного демографа, в дома престарелых без обслуживающего персонала.
Многие иностранные рабочие живут в принимающих странах подолгу. Подросло уже второе поколение, которое родилось там либо прибыло туда в раннем возрасте. Рождаемость в семьях иммигрантов выше, чем у коренного европейского населения. Поэтому число школьников из семей иммигрантов растет и относительно и абсолютно. При их адаптации к условиям школьной учебы возникает немало сложностей. Для этих детей проводятся дополнительные занятия, в ряде школ функционируют особые коррекционные классы. При этом, однако, обнаруживаются противоречивые тенденции: с одной стороны, необходимо приобщать иммигрантов к культуре страны их пребывания, с другой — надо создавать условия, которые давали бы им возможность сохранить родную национальную культуру.
В начале XX в. Россия входила в число стран с самым высоким уровнем рождаемости. Но затем две мировые войны, Гражданская война, голодные годы, массовые репрессии, коллективизация, интенсивная миграция сельских жителей в города, рост доли женщин, работающих на производстве — все это ускорило процесс снижения рождаемости. В последние годы он проявился особенно наглядно. Социально-экономический кризис, переживаемый нашей страной, безусловно, сыграл тут немалую роль. Было бы, однако, неверно объяснять нынешнюю низкую рождаемость только экономическими трудностями значительной части населения. Если бы это было так, то зажиточные семьи должны были бы иметь больше детей, чем бедные. В действительности же дело обстоит как раз наоборот. Уровень рождаемости в России теперь вполне соответствует ситуации, характерной для большинства развитых стран. Показательно, что в группу стран с самой низкой рождаемостью входит наряду с Россией экономически процветающая Германия.
Но различие состоит в том, что в развитых зарубежных странах упадок рождаемости сочетается с увеличением продолжительности жизни населения, тогда как в России наряду с низким уровнем рождаемости очень высок коэффициент смертности; отсюда и резкая убыль населения. С 1989 по 1999 г. численность населения в России уменьшилась более чем на 2 млн человек. Это сопровождается старением населения. К началу 2000 г. доля пенсионеров составила 20,6 %, а доля молодежи дорабочего возраста сократилась с 30 до 20 %. Демографы предсказывают дальнейшее развитие такой тенденции
Темпы роста контингентов учащихся средних школ в последние десятилетия оставались высокими во всем мире. В Японии полным средним образованием было охвачено в 1960 г. — 58 %, в 1980 г. — 94 % молодежи соответствующего возраста, во Франции в этот период контингенты средних школ увеличились более чем вдвое, тогда как общая численность молодежи возросла менее чем на 40 %. Такая тенденция сохранилась и в последующие годы (табл. 6). В СССР число учащихся 9—10(11) классов общеобразовательных школ за 20 лет (1960—1980) выросло почти в 4 раза, с 2,6 до 9,9 млн человек; такое увеличение не только не совпадало с ростом соответствующих возрастных групп, а, напротив, шло вопреки демографической эволюции (табл. 6).
Определенное место в системе среднего образования занимает обучение взрослых. Перед ним стоят две основные задачи: во-первых, дать общее среднее образование тем взрослым людям, которые по разным причинам не получили его своевременно; во-вторых, повышать профессиональный уровень низовых работников разных сфер общественного производства, готовить их к получению свидетельств квалифицированных рабочих или специалистов среднего звена. Численность взрослых, обучающихся по программам средних школ, во многом зависит от динамики образовательного уровня населения. В тех странах, где стационарным средним образованием охватывается все большая часть молодежи, уменьшается значение "компенсаторской" функции среднего образования взрослых, что, естественно, отражается на численности учащихся. Так, в Японии в середине 1990-х гг. в дневных средних школах обучались около 10 млн детей, а в вечерних и заочных средних школах для взрослых — менее 80 тыс. человек.
В России в количественном отношении эволюция среднего образования взрослых шла в русле общих тенденций, характерных для развитых стран. В 1960/61 г. из 1,7 млн учащихся вечерних (сменных) школ 1,1 млн, т.е. абсолютное большинство, посещали начальные и неполные средние школы. Через 20 лет, в 1980/81 г. общая численность работающих учащихся достигла 2,6 млн, но основная масса проходила курс обучения в 9—11 классах, поскольку неполное среднее образование уже получило большинство трудящихся. Затем значительно увеличилась доля работников с полным средним образованием, поэтому общий контингент вечерних (сменных) школ с 1980/81 по 1993/94 г. уменьшился на два слишним миллиона.
В последние десятилетия наиболее динамично развивающимся звеном системы образования стала высшая школа. Ее контингенты значительно выросли в большинстве стран мира.
Рост общественного самосознания женщин, их стремление к независимости и реальному социальному равенству с мужчинами вызвали устойчивую тенденцию к овладению женщинами ранее недоступным для них видами деятельности. Постоянно увеличивается доля женщин среди высококвалифицированных специалистов, а также среди общественных деятелей и администраторов, хотя здесь различия между странами Севера и Юга остаются огромными. Доля женщин среди членов парламента в 1995 г. составила: в Швеции — 42,7 %, в Германии — 29,8, Великобритании — 12,3, в США — 12, в Иране — 4,9, в Иордании 2,5, в Эфиопии —2% [1.С. 142—145].
Массовое участие женщин в квалифицированном труде потребовал повышения их образовательного уровня. В развитых западных стран девушки составляют более половины учащихся полных средних школ студентов высших учебных заведений. Значительно возрос женски контингент бакалавров, магистров, докторов наук.
Отметим, что по большинству тендерных показателей Россия не отстает от самых развитых стран. Женщины составляют более половины общей численности трудового населения, а в здравоохранении, просвещении, культуре, торговле — до 80 %. В середине 1990-х гг. среди специалистов с высшим образованием женщин было почти на 3 % больше, чем мужчин, среди научных работников они составляли 40 %, среди докторов наук — 12, среди кандидатов наук — около 30 %. В России в 1994 г. была создана ассоциация "Женщины в науке и в образовании". Образование в России держится преимущественно на женщинах. Они составляют более 80 % учителей школ, около 70 % преподавателей среднего специального и высшего образования. Растут их число и удельный вес среди директоров средних школ: в 1980 г. — 43,2 %, в 1990 г. — 50,3, в 1999 г. — 60,3 %.
Большие сдвиги в развитии женского образования произошли в странах Юга. С 1970/71 по 1996/97 г. доля девочек увеличилась среди учащихся начальных школ Индии с 37 до 43 %, Египта с 38 до 46 %; в среднем образовании в Индии с 28 до 36 %, в Египте с 32 до 47 %. Однако до полного равенства с Севером Югу пока далеко. В Мали, Нигерии, Руанде, Непале женский контингент в средних школах не превышает 25 %, в профессионально-технических учебных заведениях он составляет в Иране 10 %, в Кувейте — 6, в Чаде — 3 %. Тем не менее даже в самых отсталых странах в развитии женского образования наметился определенный прогресс. Таким образом, образование оказывает значительное воздействие на решение одной из глобальных проблем человечества— достижения реального равноправия женщин во всех сферах общественной жизни.
Крайне противоречива глобальная картина финансирования образования. Здесь различия между Севером и Югом исключительно велики. "Разрыв между богатыми и бедными странами, — констатировалось в Докладе экспертов Международного бюро труда (1991),— ни в чем не проявляется так наглядно, как в области финансирования образования" [10. Р. 116].
В большинстве развитых стран расходы на образование на рубеже XX и XXI вв. составляли примерно 5—6 % ВНП. Это безусловно большие суммы, принимая во внимание колоссальные масштабы производства и сферы слуг. Помимо государственных ассигнований, включающих расходы центральных, региональных и местных властей, в ряде стран значительны частные расходы на образование. Точно установить их размер вряд ли возможно, поскольку в официальных статистических изданиях данные о частных вложениях в образование обычно отсутствуют, но по косвенным показателям можно предположить, что в развитых странах такие расходы составляют суммарно 10— 15 % от государственных, хотя различия между странами в этой области очень велики. Значительные средства выделяются частными корпорациями и благотворительными фондами. Наибольшую известность приобрели крупнейшие американские фонды, носящие имена их создателей — миллиардеров Рокфеллера, Карнеги, Сороса. И тут дело прежде всего не в филантропии, а в том, что в современную эпоху массовая подготовка квалифицированной рабочей силы требует все больше капиталовложений. В США для подготовки молодого человека к эффективному труду на высокотехнологическом предприятии (12 классов средней школы плюс двухлетний младший колледж) требовалось затратить в среднем в начале 1980-х гг. примерно 245 тыс. долларов, а к концу 1990-х гг. — около 500 тыс. долларов. Становится все очевиднее, что расходы на образование следует рассматривать не как издержки, а как инвестиции, дающие в перспективе наибольшую прибыль.
На нужды образования в развивающихся странах расходуются суммы, равные стоимости 2—4 % ВВП. По самым скромным подсчетам, для минимального удовлетворительного функционирования систем образования ассигнования должны быть хотя бы удвоены. Однако существующая сейчас во многих странах Юга политическая и экономическая ситуация не дает оснований полагать, что это окажется возможным в ближайшем будущем.
Но даже в самых развитых и богатых странах системы образования испытывают в той или иной степени финансовый дефицит. Показательно, что в структуре расходов на образование в 1980—90-е гг. в Западной Европе львиная доля (70—75 %) уходила на заработную плату педагогического персонала, а на развитие образовательной инфраструктуры выделялись явно недостаточные суммы.
Авторы ряда публикаций на Западе предсказывали значительное улучшение финансового положения систем образования в своих странах в начале XXI в. В США финансирование образования действительно серьезно расширяется. Одобренный Конгрессом в конце 2001 г. законопроект под пафосным названием "Ни один ребенок не забыт" предусматривает увеличение государственных расходов на образование на колоссальную сумму в 26,5 млрд долларов. По расчетам некоторых западноевропейских специалистов, в их странах в первом десятилетии XXI в. будут в основном решены финансовые проблемы образования. Однако в обоснованности таких предположений можно усомниться. Оптимистические расчеты исходят из того, что уменьшение численности школьников вследствие сокращения рождаемости делает возможным значительно повысить расходы на обучение в пересчете на одного учащегося при уменьшении наполняемости классов. Определенные сдвиги в этом отношении реально происходят. В Великобритании на одного учителя в государственной средней школе приходилось: в 1970 г.— 18 учащихся, в 1980 г.— 16, в 1990 г.— 15. Во Франции с 1970 по 1996 г. контингенты учащихся начальных школ уменьшились на 900 тыс. детей, а число учителей увеличилось более чем на 20 тыс.
Но демографические процессы многозначны. Наряду со снижением рождаемости развивается процесс старения населения. В результате увеличиваются расходы на пенсии по возрасту, на медицинское обслуживание пожилых людей — и это делается в значительной мере за счет ограничения расходов на другие социальные программы, включая и планы развития образования.
При этом следует иметь в виду неидентичность степени реальной заинтересованности разных групп населения в развитии образования. Судя по многочисленным социологическим опросам, проводимым в западных странах, никто в принципе не возражает против реформирования образования с целью повышения его эффективности. Но когда речь заходит о цене реформ, об увеличении финансовых расходов, то тут единогласие исчезает. Пожилые люди озабочены прежде всего проблемами социального обеспечения и здравоохранения; они постоянно требуют увеличения ассигнований прежде всего на эту сферу; вопросы образования не являются для них приоритетными. А поскольку пожилые люди составляют значительную и самую активную часть электората, то их голоса очень дороги политикам. И это в известной степени влияет на определение приоритетности соответствующих статей государственного бюджета, особенно на муниципальном уровне.
В странах Европейского Союза до 40 % всего бюджета социального обеспечения уходит на пенсии по старости, что объясняется, с одной стороны, относительно большим размером пенсии (50—80 % прежней зарплаты), а с другой — увеличением продолжительности периода получения пенсии; долго живут старики. За 50 лет (1950—2000) удельный вес людей в возрасте 65 лет и выше возрос в ФРГ и Италии в 2 раза, во Франции и Великобритании — в 1,5 раза. К началу 1990-х гг. они составляли в процентах от всего населения во Франции и Италии 13,8, в Великобритании 15,1, в Германии 15,5.
Вокруг проблем государственного финансирования образования не прекращается полемика. Особенно жесткой критике подвергается принцип бесплатности высшего образования. При этом используется следующая аргументация. Бесплатное высшее образование фактически означает, что его финансирование осуществляется за счет всего населения через общее налогообложение. Но такая система социально несправедлива. Ведь до сих пор большинство студентов — это выходцы из семей с доходами выше среднего. В результате менее обеспеченные налогоплательщики платят за обучение студентов из более зажиточных семей.
В некоторых странах широко пропагандируются идеи, согласно которым образование следует полностью вписать в систему рыночных отношений. Школы должны конкурировать между собой, а учащимся и их родителям необходимо предоставить право выбора школы, тогда как нынешняя государственная система не обеспечивает возможности такого выбора, поскольку дети определяются в школу по месту жительства.
Для достижения этих целей в начале 1990-х гг. в США была разработана в порядке эксперимента система ваучеров. Суть ее состоит в том, что все родители, имеющие детей школьного возраста, наделяются особыми государственными сертификатами (ваучерами), которыми они расплачиваются со школой за обучение своих детей, а государство как бы "выкупает" ваучеры у школ. Таким образом государственное финансирование учебных заведений происходит в соответствии с количеством ваучеров, полученных каждым из них. При этом родители, получившие ваучеры, могут передавать их либо в государственную, либо в частную школу.
Эксперименты по введению ваучеров в США обнаружили уязвимые черты этой системы. Она фактически наносит ущерб государственной системе образования, поскольку способствует перекачке бюджетных средств в частные школы. Конкуренция между государственными и частными школами происходит далеко не на равных условиях: во-первых, частные школы не обязаны принимать на учебу всех желающих, а во-вторых, ваучер может покрыть лишь часть платы за обучение в частной школе; по имеющимся данным, в начале 1990-х гг. средний размер ваучера составлял 600—700 долларов, тогда как плата за обучение в частной школе в то время в среднем превышала 2500 долларов. Поступление ваучерных средств в частные конфессиональные школы означает субсидирование религиозного обучения, что противоречит конституционным нормам тех стран, где государство законодательно отделено от церкви, а церковь от школы. Наконец, ваучерная система не привела к общему повышению качества образования. Ситуация в ряде государственных школ даже ухудшилась: их покинули наиболее подготовленные ученики и там усилилась концентрация отстающих школьников, большинство которых составляют дети из беднейших слоев населения.
Наиболее воинственно настроенные неоконсерваторы хотели бы осуществить тотальную приватизацию всей системы образования. Но такие крайние установки остаются преимущественно в рамках идеологических деклараций. Правительства стран Севера, какие бы политические группировки в них ни превалировали, видят границы, которые нельзя переступать. Поэтому, считая целесообразным сохранение определенного числа частных учебных заведений, они тем не менее не идут на демонтаж государственной системы образования, а, напротив, укрепляют ее, что находит и свое финансовое выражение. В книге "Суд над системой образования" (США) так обосновывается необходимость крупных государственных ассигнований на образование: "Образование стоит денег, а хорошее образование — больших денег. Других возможностей нет, и все же образование намного дешевле и рентабельнее, чем что-либо другое. Программа социального обеспечения и компенсация по безработице, направленные на возмещение убытков от неграмотности, стоят налогоплательщикам более шести миллиардов долларов ежегодно. Примерно 6,6 млрд долларов тратится на содержание в тюрьмах 750 тыс. заключенных, большая часть которых — неграмотные. Американские предприниматели тратят дополнительные миллиарды долларов ежегодно на обучение своих работников функциональным навыкам чтения, письма и счета" [12. Р. 50].
Сегодня Россия не в состоянии состязаться с развитыми странами Запада в области материального обеспечения образования. Тут мы, видимо, еще не скоро достигнем паритета. По масштабам финансирования образования в пересчете на одного учащегося Россию скорее можно сравнивать со среднеразвитой латиноамериканской страной.
Нынешнее финансирование нашего образования может быть охарактеризовано как среднее между плохим и очень плохим. Несмотря на это российское образование пока "держит удар" и занимает достойное место в мировом образовательном пространстве. Нельзя, однако, рассчитывать, что так будет вечно. Дальнейшее обострение финансового кризиса российской системы образования может резко снизить эффективность ее функционирования и тем самым создать реальную угрозу деградации интеллектуального потенциала нации. Поэтому несмотря на сложное экономическое положение страны, существенное увеличение ассигнований на образование — одна из самых важных социальных задач, стоящих в наше время перед Россией.
Подчеркнем, однако, что увеличение расходов на образование — далеко не единственное условие существенного повышения уровня и эффективности образования. Средства могут тратиться нерационально, уходить на сомнительные дорогостоящие новшества. Международный опыт свидетельствует, что самые крупные капиталовложения в образование оказываются малорезультативными, если они не связаны с проведением необходимых реформ организационного и содержательного характера.