Компонентами мировоззрения являются: знания, взгляды, убеждения, идеалы
Знания – проверенный практикой результат отражения действительности, верное её отражение в сознании человека. Они могут носить как объективный, так и субъективный характер.
Взгляды – знания о каком-либо явлении, предмете, о мире в целом в единстве с выраженным отношением человека к ним. Но взгляды не всегда определяют действия и поступки человека.
Действенный компонент мировоззрения – убеждения человека.
Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, которые определяют жизненную ориентацию личности, её деятельность и поведение. Убеждения основываются на взглядах и знаниях, но не сводятся к ним.
Они являются сильным внутренним побудителем к деятельности, поведению, к личностному развитию человека.
Убеждения – это то, что человек готов отстаивать и защищать. Знания могут легко видоизменяться, отбрасываться, забываться. Убеждения – более стойкий компонент мировоззрения. Они не могут легко видоизменяться или исчезать.
Идеал – образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми. Как говорил психолог С.Л. Рубинштейн, идеал – не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть.
1.3.Основные виды мировоззрения.
В зависимости от содержания компонентов мировоззрения выделяют три его вида: научное, религиозное, житейское или обыденное.
Источником научного мировоззрения являются различные науки. Научное мировоззрение – результат теоретического осмысления причинно-следственных связей между различными явлениями в природе и обществе. Поэтому оно является объективно верным, доказуемым.
Религиозное мировоззрение опирается на существующий религиозный опыт, передающееся из поколения в поколение религиозное учение. В его основе – вера человека в Бога, Святых, в царствие небесное, в существование бессмертной души. В настоящее время отмечается положительное отношение школы к религиозному мировоззрению как к одной из основ нравственности человека.
Обыденное (житейское) мировоззрениесоздаётся в реальных жизненных условиях и также передаётся из поколения в поколение. Житейское мировоззрение создаётся на основе жизненного опыта и здравого смысла. Но они не всегда имеют должное (доказуемое) обоснование.
Тем не менее, нельзя утверждать, что это мировоззрение не даёт правильных представлений о мире. Зачастую обыденные взгляды подтверждаются научными истинами (например, сроки посева различных культур).
1.4. Возрастные возможности формирования мировоззрения.
Уже в начальных классах существует возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и др.
Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте создаёт предпосылки для овладения детьми диалектико-материалистической концепцией мира. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям.
В этом возрасте возможно формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерна неустойчивость суждений и взглядов, неадекватная самооценка. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке различных явлений.
В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, что определяет их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме, методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.
В этом активно участвует одно из ценнейших новообразований ранней юности - самосознание личности. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил в том или ином виде деятельности.
2. Умственное воспитание.
Составной частью процесса формирования научного мировоззрения является умственное воспитание.
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Оно предполагает:
- развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;
- стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;
- развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.
Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.
3. Гражданское воспитание.
3.1. Цель и содержание гражданского воспитания школьников.
Основная цель гражданского воспитания - формирование гражданственности как интегрированного качества личности.Оно заключает в себе внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Воспитание гражданственности обеспечивается усилиями педагогов, родителей и общественных организаций.
Содержание гражданского воспитания составляет работа по патриотическому и интернациональному воспитанию, по формированию правовой культуры учащихся.
3.2. Патриотическое и интернациональное воспитание.
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. - Т. 3. - С. 24).
Патриотическое воспитание направлено на формирование патриотизма