Закономерности и принципы процесса воспитания
Закономерность воспитания- совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их развитие и функционирование.
Принципы –основополагающие идеи, положения, которыми руководствуется учитель в проц. обуч-я (воспит-я).Принципы обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса воспитания.
Основными закономерностями процесса воспитания являются: зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества; ориентация воспитания на развитие личности путём присвоения ею социального опыта, культуры и духовных ценностей; воспитание личности происходит в деятельности и общении; эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание; зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания; зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий; процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.
В системе принципов воспитания выделяют принципы, которые выполняютфункции метапринципов, то есть носят методологический характер (см. таблицу).
Метапринцип воспитания | Что предписывает |
Целостный подход к воспитательному процессу | Необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности; |
Природосообразность воспитания | Опираться в воспитании на природу ребенка, на закономерности его развития, создавать условия для самопознания и самореализации; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в процессе воспитания |
Культуросообраз-ность воспитания | Учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы воспитательного процесса; |
Личностный подход в воспитании | ориентироваться на личность как на цель, субъекта, результат и главный критерий его эффективности; признавать уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу |
Деятельностный подход в воспитании | формировать позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания |
Полисубъектный подход в воспитании | Учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции педагога и воспитанников; |
В повседневной воспитательной практике педагог руководствуется еще рядом принципов воспитания:
•Принцип воспитания в коллективе
•Реализация принципа связи воспитания с жизнью и практикой
• принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, •Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности
•Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников
•Гуманистическая направленность воспитания
Все принципы воспит-я тесно взаимосвязаны и функционируют как система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение целей и задач, отбор содержания, оптимальный выбор методов, средств, форм воспитания.
Вопрос № 24.
Содержание воспитания. Методологическая основа содержания воспитания. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» о содержании воспитания на современном этапе
Личность развивается только через освоение содержания воспитания. Содержание воспитания – это то, чем наполняется организуемая педагогом деятельность детей. Содержание воспитания зависит от социальных ценностей, идеологии, психологии и культуры общества.
В начале 90-х годов XX века оформилась концепция системного построения процесса воспитания (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова и др.), Согласно ей: воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности; основу содержания воспитания составляют фундаментальные общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Для того чтобы перечисленные ценности стали содержанием воспитательного процесса, предлагается создавать комплексные или целевые программы воспитания, основанные на этих ценностях («Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности» и др.).
Для педагога-практика представляет интерес концепция педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития (О.С. Газман). Педагогическая поддержка рассматривается в данной концепции, с одной стороны, как элемент любого педагогического взаимодействия и сотрудничества, а с другой – как «мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности». Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, составляет базовая культура личности как оптимальный набор личностных качеств, свойств, ориентаций, позволяющий индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Составляющие базовой культуры личности О.С. Газман выделяет следующие: культуру жизненного самоопределения; культуру семейных отношений; экономическую культуру и культуру труда; политическую, демократическую и правовую культуру; интеллектуальную, нравственную и коммуникативную культуру; экологическую культуру; художественную культуру; физическую культуру. Главным предметом воспитательной деятельности педагога является самоопределение личности учащегося в четырёх важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера. Для реализации теоретических положений концепции её авторы предлагают осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».
Известный ученый-педагог Н.Е. Щуркова определяет воспитание как управляемый педагогами-профессионалами процесс последовательного восхождения ребёнка к достижениям культуры современного общества в целях максимального развития всех потенциальных способностей ребёнка. Основываясь на исследованиях философов, психологов и педагогов, утверждавших, что отношения есть сущностный признак личности, Н.Е. Щуркова пришла к важному выводу: именно отношения личности составляют основное содержание воспитания. В отношении всегда присутствуют познавательные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Оно объективно существует в поступке, его результатах, а субъективно - в мышлении, чувствах, воле, мотивах. Поэтому, воспитывая отношения, педагог воспитывает соответствующие им качества личности.
Содержанием воспитания в данной концепции выступает система ценностей (человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, счастье, труд, познание и т.д.) и ценностных отношений. Согласно Н.Е.Щурковой структура содержания воспитания в качестве компонентов включает: знание о мире и самом себе («знание ценностных объектов»); умения взаимодействовать с окружающим миром («умения взаимодействовать с ценностными объектами»); отношения к миру и ценностям жизни (выработка личностных смыслов ценностных объектов).
Белорусский ученый-педагог И.Ф. Харламов определяет содержание воспитания, исходя из структуры личностных качеств, которые формируются в процессе воспитания:
• Знание об этом качестве и его проявлениях в повед-и (нормы,правила повед-я)
• Умения и навыки соответствующего повед-я, доведённые до уровня привычки
• Способность к проявлению волевых усилий в соблюдении соответствующих правил поведения
• Определённые чувства, эмоции, оценки, сопровождающие проявления данного качества самой личностью или другими субъектами
• Потребность личности развивать у себя это качество, выполнять соответствующие правила поведения
В соответствии с этими структурными компонентами личностного качества (потребности, знания, чувства, способность к волевым проявлениям, убеждения, поступки) в содержательном отношении процесс воспитания включает:
· формир-е у воспитанников потребности в выработке того или иного кач-ва;
· включение их в активную познавательную деятельность по осмыслению сущности формируемого качества и способов его проявления; выработку соответствующих чувств, взглядов, убеждений;
· формирование умений, навыков, привычек поведения;
· развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих соблюдать необходимые нормы и правила поведения.
Содержание воспитания, которое основывается на учете потребностей, типологических возрастных особенностей детей и учащейся молодежи, на общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности, представлено в концепциях и программах воспитания.Концепция воспитания –совокупностьидейи принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе. Программа воспитания -содержание воспитания (то есть деятельности педагога и учащихся по достижению поставленных целей и задач), сформулированное и распределённое в соответствии с возрастными периодами.
Воспитательная работа с детьми и молодежью является объектом пристального внимания государства. Министерством образования РБ в 2006 году утверждена «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». В ней раскрываются цели и задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях. Концепция определяет методологические подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности и составляющие систему воспитания в нашей стране. Этот документ устанавливает приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота. В Концепции также указывается, что содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства (cт.5)
Согласно Концепции в процессе воспитания необходимо учитывать следующее требования к его организации (ст.7): обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.
В этом нормативном документе приводится характеристика основных составляющих воспитания. К ним относятся: идеологическое воспитание, гражданское и патриотическое воспитание, нравственное воспитание, гендерное воспитание, семейное воспитание, трудовое и профессиональное воспитание, экологическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и др.
В соответствии с Концепцией, указанные направления воспитания должны реализоваться с учетом особенностей развития личностим нормативном документе приводится характеристика основных составляющих волспитания:овий для развития творческих способностей воспитанников в учреждениях дошкольного образования, обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
В содержании Концепции (главы II-VII) раскрывается сущность всех компонентов базовой культуры личности, а также условия, возрастная специфика, содержание воспитательной работы по их формированию.
На основе Концепции разработана «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы».
Вопрос №25.