Глава 2. Современная система образования лиц
Сурдопедагогика
Под редакцией профессора Е.Г. Речицкой
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших педагогических
учебных заведений, обучающихся по специальности
031600 «Сурдопедагогика»
Москва
УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73 С90
Авторы:
И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова, М.А. Зыкова, Ю.А. Костенкова, Е.П. Кузьмичева, В.В. Линьков, Е.Ю. Малеванов,
Л.П. Носкова, Е.В. Пархалина, Л.А. Плуталова,
Н.В. Покровский, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, Л.И. Руленкова,
И.Л. Соловьева, К.И. Туджанова, Л.А. Черкасова, Е.З. Яхнина
Рецензенты: декан дефектологического факультета МПГУ,
профессор Б.П. Пузанов, зав. кафедрой сурдопедагогики МГОПУ
им. М.А. Шолохова,
доцент Е.А. Малхасьян,
профессор кафедры педагогики МПГУ Н.Н. Рощина
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. С90 заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика).
ISBN 5-691-01320-3.
Агентство CIP РГБ.
В учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентированного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специального образования глухих и слабослышащих детей, описаны современные образовательные тенденции в обучении детей с проблемами слуха. Издание адресовано студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нарушения слуха.
УДК 376.3(075.8) ББК 74.3я73
© Коллектив авторов, 2004
© Речицкая Е.Г., научное редактирование, 2004
© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
© Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
ISBN 5-691-01320-3
Оглавление
От научного редактора…………………………………..………….…………9
Раздел I. Общие основы сурдопедагогики…..….……………………………..
Глава 1. Сурдопедагогика как наука…………………………………... …….
Объект, субъект, предмет сурдопедагогики (В.В. Линьков)…………………12
Цели и задачи сурдопедагогики (В.В. Линьков)………………………………27
Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний (Е.Ю. Малеванов)………………………………………………………………………… ……41
Методы исследования в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)……… ……….….44
Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога
(Е.Г. Речицкая)………………………….……………………………………….49
Глава 2. История развития сурдопедагогики(Н.В. Покровский)…………..
Основные этапы развития зарубежной сурдопедагогики. ………………......66
Развитие российской сурдопедагогики………………………………………..74
Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушениями слуха………………………………………………….………..
Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова) .............................................................................................. 85
Классификация детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая, Е.З. Яхнина)………………………………………………………………………………..101
Диагностика нарушений слуха (И.В. Речицкий)……………………………..109
Глава 4. Современные теории, тенденции и системы
обучения и воспитания детей с нарушениями слуха…………………………
Современные теории обучения (Е.Г. Речицкая) ……………………………..121
Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………................................ ……………..…….138
Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике
(Е.Г. Речицкая)………………………………………………………………….141
Проблема интеграции в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)………………….154
Билингвистическая система обучения глухих (Е.Г. Речицкая)……………. 167
Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха
(ЛМ. Руленкова, Е.З. Яхнина) .................................................................171
Штайнеровская педагогика и возможности ее использования в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)...……..……………….182
Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха
(Л.Л. Плуталова)……...………………………………………………………194
Раздел II. Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха ……………………………………………………….........
Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха ……………………..……
Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ……………………………………………………………………..207
Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания
(ЕЛ. Большакова)…………………………………………………………….215
Содержание, формы и методы воспитания (Е Л. Большакова)……….220
Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате (Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова)………………..…236
Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха
(Е.В. Пархалина) ………………………………………………………………252
Глава 2. Современная система образования лиц
с нарушениями слуха .........................................................................................
Непрерывная система образования — важное условие социальной адаптации лиц с нарушениями слуха в современном обществе
(Е.Г. Речицкая)……………………………………….....................................264
Коррекционно-развивающая работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста (Л.Л. Плуталова) ……......................................268
Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) …………………………………………………………………….277
Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха (ЛЛ. Черкасова) ……………………………………………..285
Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………… 301
Дополнительное образование лиц с нарушениями слуха
(Е.Г. Речицкая) ………………………………….………………………….307
Раздел III. Дидактика школы глухих...............................................................
Глава 1. Общая характеристика процесса обучения в школе глухих (К.И. Туджанова) ………………………………………………………………………...
Предмет и задачи дидактики………………………………………………….317
Процесс обучения в школе глухих …………………………………………..318
Функции процесса обучения………………………………………………….322
Сущность процесса обучения …………………………………………………326
Особенности овладения знаниями глухими учащимися ……………………332
Глава 2. Формирование учебной деятельности глухих школьников (Е.Г. Речицкая)………………………………………………………………………….
Структура учебной деятельности……………………………………………..339
Личностно-ролевой подход к формированию учебной деятельности……...341
Особенности формирования мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха………………………….....345
Глава 3. Содержание образования в школе глухих (К.И. Туджанова)…..
Роль образования в развитии личности глухого школьника……………….355
Учебный план специальной школы для глухих детей ……………………..359
Содержание основных компонентов учебного плана .................................. 362
Учебные программы школы глухих……………………………………….…377
Учебники для школы глухих………………………………………………... 380
Глава 4. Принципы и методы обучения в школе глухих ............................
Общие принципы обучения (К.И. Туджанова)………………………………385
Специфические принципы обучения (К.И. Туджанова)………………….....395
Общая характеристика методов обучения (Е.Г. Речицкая)………………… 408
Особенности использования некоторых методов в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………..416
Специфика использования методов обучения на разных уроках в школах для глухих и слабослышащих детей (Е.Г. Речицкая)…………………………… 424
Глава 5. Организация обучения в школе глухих (К.И. Туджанова)….......
Формы организации обучения………………………………………………...437
Урок — основная форма организации обучения…………………………….443
Условия организации урока…………………………………………………...445
Структура урока………………………………………………………………..447
Типы уроков…………………………………………………………………… 453
Анализ урока……………………………………………………………………455
Формы организации обучения в старших классах…………………………..458
Глава 6. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей…..
Совершенствование обучения глухих детей в процессе предметно-практической деятельности (Е.Г. Речицкая) ………………………………...464
Развитие самостоятельности глухих учащихся в процессе обучения (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………..467
Использование проблемных ситуаций (Е.Т. Речицкая)……………………..473
Моделирование как средство обучения (Е.Г. Речицкая)…………………….475
Дифференциация и индивидуализация обучения (Е.Г. Речицкая) …………477
Использование технических средств в обучении глухих школьников (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………..479
Использование компьютеров в обучении школьников с нарушениями слуха (И.В. Речицкий)………………………………………………………………...482
Проверка и оценка результатов обучения (М Л. Зыкова)…………………...488
Глава 7. Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку (Л.П .Носкова) ……………………………..…………….
Научно-теоретическое обоснование системы обучения языку……………..497
Принципы системы обучения………………………………………………... 502
Характеристика структурной организации системы обучения языку……...507
Глава 8. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников (ЕЛ. Кузьмичева, Е.З. Яхнина)………………………………………………………..…………………........
Значение специальной работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей ………………. 516
Сенсорная основа восприятия и воспроизведения устной речи при нарушенном слухе………………………………………………………………………..517
Организация работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида……………………………………………...523
Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников……………………………………………………………………..533
Задачи и содержание работы по развитию произносительной стороны речи у глухих школьников…………………………………………………………….538
Раздел IV. Дидактика школы слабослышащих………………………………
Глава 1. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей (К.И. Туджанова)……………………..
Проблемы дифференцированного обучения…………………………………548
Процесс обучения слабослышащих …………………………………………..554
Дидактические принципы обучения слабослышащих детей ……………….557
Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей ……………..563
Педагогическая характеристика системы обучения слабослышащих учащихся языку…………………………………………………………………………573