Фридрих Вильгельм Фребель
(Начало 19 века характеризуются вниманием общества к актуальностьи проблемы призрения малолетних бедняков. В Европе открываются женские школы, игральные школы, школы для малолетних детей, школы для плетения из соломы, школы для вязания кружев, убежища и т.д. Их основная цель– религ воспитание и подготовка к производительному труду на мануфактурах. Дети должны были работать для обеспечения своего содержания.
Родился 21 апреля 1782 г в Тюрингии Осиротел и с 10 лет – в семье дяди-пастора. Учился в Йенском и Берлинском ун-тах, но из-за малых денег не окончил, пробовал разные профессии, с 1805 г – учитель естестыенных наук в образцовой школе одного из послед-лей Песталоцци. 1807-1810 – провел с 3 воспитанниками в Ивердонском университете. В 1816 г в деревушке в Тюрингии открыл свое первое воспит учреждение «Универсальный германский воспит институт», где следуя идеям Песталоцци, занимался физическими упражнениями с детьми, приучал их к с/х труду, использовалл наглядность. Теоретически разрабоатл свою воспиттательную систему, в основе которой педагогические идеи Песталоцци и идеализма немецкой философии.. В 1826 –закончил «Воспитание человека» - главный труд, в котором изложил в системе свои пед. воззрения, конкретизированные в последующих работах. В 1828 году его обвинили в распространении вредных идей – пришлось закрыть институт. В 1833 Бернское правительство предложило руководитьть сиротским приютом в Бургдорфе, основанным еще Песталоцци. В 1837 вернулся на родину и основал «Учреждение для развития творческого побуждения деят-ти у детей и подростков», названное в 1840 году д «Детский сад». Через 7 лет д/с был закрыт из-за денег, но Фребель продолжал подготовку садовниц. Для пропаганды своей пед. теории в 38-40 издавал газету «Воскресный листок», в 43 опубликовал «Материнские и ласкательные песени», в 44 под его редакцией «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге», 1851 – «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего обр-я в целях всестороннего единства жизни». В 1851 все детские сады Фребеля были запрещены – 21 июня 1852 года умер.
После его смерти его работы (опубликованные в периодич изданиях «Воскресный листок для единомышленников в пед-ке», «Еженедельник Ф.Фребеля. Объединенный орган для всех друзей воспитания человека» (издаваемый в 1850) и др., а также изданные Фребелем «Дары игр», «Сто песен к играм в мяч», «Строительные песни») были сведены Вихардом Ланге (сотрудник и первый издатель) в книгу «Педагогика детского сада» - в русском переводе «Детский сад». Состоит из 20 глав. В России с 1866 года стал издаваться журнал «Детский сад». Сама книга переведена в 1913 Н.Н.Соколовым и издана во 2ом томе «Пед сочинений» Фребеля (в Хрест отрывки со с 17-519), в 1м томе – в переводе Городецкого «Восп-е Ча» с 39-104 – и это только идет еще 2я глава)
Работа «Воспитание Человека» (состоит из следующих разделов: Введение, Грудной ребенок, Ребенок, Отрок, Школа (Религиозное образование, Естествоведение, Знакомство с формами, Язык, Искусство, Семья и школа.
Введение. «Всюду кроется, действует и управляет вечный закон…в основании этого всесильного закона лежит единство, действующее повсюду по необходимости…это единство – бог…действующее в каждой вещи божественное есть сущность каждой вещи». Ребенок – носитель божественной сущности, существо, развивающее в себе божественное начало.
«Все внутренне познается внутренним по наружному и через наружное. Все-таки воспитание не должно прямо заключать по наружному о внутреннем, но сущность вещей требует, чтобы всегда в каком-нибудь отношении делали обратное заключение, наблюдая отношение внешнего к внутреннему и внутреннего к внешнему».
Неудачи в жизни и восп-и – от постоянного прегрешения против этой истины. «Поэтому воспитание, преподавание и назидание спервоначала и в своих первых основных чертах должны быть по необходимости пассивными, следящими (только предостерегающими, охраняющими), но отнюдь не предписывающими, решающими, насильственными» (это действует гибельным, задерживающим и разрушающим образом). Мы даем время молодым растениям и животным – почему же считаем человека куском воска, навязывая определенную форму и профессию раньше времени.
Всякое истинное воспитание и воспитатель должны во всех своих требованиях и распоряжениях преследовать две цели и стороны: т.е. быть и дающими и воспринимающими, активными и пассивными, предписывающими и уступчиво следящими.
Каждый ребенок должен быть признаваем и первоначально воспитываем как необходимый, существенный член человечества, а потому родители, как первые воспитатели, должны чувствовать и сознавать себя ответственными перед богом, ребком и человечествством.
Человек и человечество в качестве внешнего явления должен рассматриваться как постоянно и еще неуклонно поступательно складывающееся, вечно живое, никогда не перестающее идти вперед от одной ступени развития и образования к другой в направлении к конечной цели, кроющейся в бесконечности и единстве. Иначе молодое поколение рассматривается лишь как слепок с прежнего, подражание, мертвая копия, а не как новая ступень развития человечества. Каждое следующее поколение, каждый следующий человек должен на себе пройти все в совокупности прежнее развитие и образованине рода человеческого, но не мертвым путем подражания, копирования, а живым способом самодеятельного и свободного развития и образования.Поэтому ребенок с первого дня рождения сообразно своей природе должен непременно быть понят, направляем и поставлен в возможность свободного всестороннего употребления своих сил.
«Пусть, т.о., в ребенке видят человека, т.е. целое, а в детстве пусть видят так же сразу и детство человечестства и человека, пусть, т.о., и в ребенке видят всю будущую деятельность человека. Отсюда следует: человек, чтобы совершенно развить себя как человека и в себе человечество, уже в детстве должен быть рассматриваем в совокупности земных отношений, как цельная единица. Но так как всякое единство проявляется вовне в отдельных явлениях, а всякая всесторонность в последовательных проявлениях обуславливает известную последовательную закон-сть, то и мир и жизнь развиваются в реб-ке как отдельные явления и в известной последовательности; поэтому и силы, задатки, деятельность членов и физических чувств человека должен развиваться в необходимой послед-сти, в к-ой они представляются сами в ребенке.
1. Грудной реб-к. В душе и уме, в истории духовного развития ребенка повторяется история развития и создания всех вещей, весь исторический процесс развития рода человеческого. Делать внешним внутреннее, в внешнее внутренним, находить между ними единство – вот та общая внешняя форма, в которой высказывается назначение человека; поэтому-то каждый внешний предмет как бы приступает к человеку с требованием, чтобы тот познал его в его сущности и в его отношениях к другим предметам; для этого человек обладает физическими чувствами, т.е. орудиями, посредством которых он удовлетворяет этому требованию. Но каждая вещь и каждая сущность, все познается лишь постольку, поскольку оно сопоставляется с однородным противоположным предметом и поскольку отыскиваются общие с ним единство, гармония и равенство, и познание совершается тем совершеннее, чем совершеннее происходит соединение с противоположным и отыскивание общих свойств. Далее объясняет, почему у нас именно такие органы чувств (движеие и покой – твердое, жидкое, газообр состояние), почему ребенок играет со своими членами (при этом он просто упражняется в пользовании ими, но ничего внутреннего не выражает, поэтому нельзя чтобы привыкал к таким движениям, иначе будет раскол между внутр и внешним). Дети не должны быть слишком долго предоставлены самим себе без какого-нибудь предмета для занятий вне их самих (для этого повесить клетку с птичкой, чтобы проснувшись, было ему чем заняться).
2. Ребенок. -младенец . Главное - развитие деятельности чувств, тела и членов. Конец младенчества – начинает самост-оятельно изображать внутреннее внешним образом (в разговоре и игре) – начинается детская ступень. До этого мир человека – нерасчлененное целое, с вмешательством языка начинается расчленение, разнообразие во внутреннем мире, внешнее выражение внутр мира.
Всякая ступень развития одинакова важна на своем месте и в свое время, но эта – особенно, т.к. заключает в себе развитие первого момента, имеющего связь и единение с окр внешним миром. Поэтому на этой ступени реб-к должен все правильно и верно рассматривать, равно как правильно, верно, определенно и чисто обозначать как самые предметы, так и сущность и свойства их. Он должен прав-но обозначать отношения предметов как к пространству и вемени, так и друг к другу, каждое свои прав именем, при этом каждое слово должно быть ясно и чисто по тону, звуку, окончанию. Но для этого и ему все окружающее должно представляться ясно, правильно и отчетливо, чтобы он все видел и познавал так же ясно, правильно и отчетливо.
Но на этой ступени слова и предметы для него еще слиты. Это особенно видно из игр и забав детей в это время – он охотно и много говорит во время игры. Игра и разговор – вот стихия, в к-ой живет теперь реб-к. Он приписывает каждому предмету сп-ть жить, говорить выражать свой внутр мир, как это делает он сам. Игра есть высшая ступень детского развития, ведь она есть произвольное изображение внутр мира, изображение его по собственой необх-ти и потребности (в игре реб-к выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Теория игры - ядро педагогики детского сада). Игра – самое чистое и самое духовное проявление Ча на этой ступени. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее. «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным и настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе». Вся будущая жизнь зависит от образа жизни в этом возрасте. (Рассматривал игру как средство нравственного воспитания – ребенок упражняется в правилах и нормах нраственного поведения, тренирует волю. Игра сп-особствует развитию воображения и фантазии – творечества).
Пробуждение и развитие, возбуждение общих сил, общих задатков и упражнение всех членов и органов человека с той целью, чтобы они были способны удовлетворять треб-ям его задатков и сил – вот предмет и цель ухода за реб-ком со стороны матери и отца дома. Без всякого учения это делает каждая мать. Но это недостаточно, и необходимо, чтобы она делала это как сознательное существо, действующая на существо, делающееся сознательным, содействуя сознательно постоянному развитию человека действуя т.о. в целях некоторой внутренней живой, разумной связи (между ребенком и человечеством). Поэтому женщина должна приобрести сознание о необходимости такой деятельности в согласии с ее сущностью, значением и высокой связью.
Мать знакомит малыша с многоразличием его тела и с разнородностью его членов (ручка, пальчик, зубки, укуси, сунь ножку в башмак), затем предметы от ближайшего к далекому, их свойства в движении (жжется, колет), затем покое (горячий, острый), затем действия сами по себе (колоть, резать), перемена состояния вещей (папа идет – ушел). Всегда все действия и поступки реб-ка обозначайте словом. Пусть бывает там, где работает взрослый – сколько всего узнает. Отвечайте на его вопросы, но не говорите ему больше, чем это необходимо, чтобы он сам мог пополнить ваш ответ – т.е. не отвечайте всегда прямо, а давайте условия, в которых он сам мог бы получить ответ из круга своего опыта. Далее о рисовании (изображении наблюдаемого предмета), освоении колич отн-й. При этом постоянно идет обоснование про внешнее-внутреннее.
Для обучения стоянию и беганию не применять никаких подпор и помочей. Первая пища после молока должен быть простой и умеренной. Одежда свободной, ее вид не должен стать самоцелью. (Физическое воспитание – в младшем возрасте акцент на физическом уходе, предоставлении свободы движений, умеренное и подходящее питание, удобная одежда. Огромное значение придает разным видам деятельности: игры, ритмические упражнения, конструирование, с/х работы на участке, прогулки).
Таким образом, цель вооспитания у Фребеля – развитие природных способностей. Воспитание должно руководить саморарскрытием личности, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, поэтому нужны разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений.
Фребель полагает, что реб-к от природы наделен 4 инстинктами, которые обуславливают его деятельность и поведение. Это инстинкт деятельности, или активности – проявление единого творческого божественного начала (игра – это инстинкт). Инстинкт познания – стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т.е. бога. Инстинкт художественный и религиозный.Таким образом Фребелем итгнорируются по сути такие факторы развития как воспитание и среда, хотя он все время о них ведет речь. Но для него это второстепенные факторы, инициирующие активность ребенка, но никак существенно не воздействующие на процесс его развития.
Книга «Детский сад». «Гл1 – Ф.Фребель. Основные положения его пед-ки, его средства и приемы воспитания, а также его пед тенденции и цели и их отношения к стремлениям и требованиям века. В изложении самого Фребеля»
Так как всякое истинное развитие и образование, а вместе с тем и воспитание имеет свою основу и источник в чувстве и в ощущении, а также в предчувствии, следовательно, в сердце, то все это должно находить себе соответствующую пищу уже с раннего детства, уже при первом развитии тела, его членов, чувств и ума реб-ка, а для этого необходимо, чтобы реб-енок был вводим вместе с тем в область гармонии и созвучия, в область ритмического, мелодического и динамического, а след-но, в область музыкальных звуков и пения, к к-ой дети и сами имеют большую склонность (убаюкивание). Т.о. ритмическое движение и гармоническое пение принадлежат уже с раннего детства к средствам во всех отношениях удовлетворяющего, а следовательно и здорового воспитания человека – отсюда первые игры сопровождаются «материнскими и ласкательными песнями» – а через песню в воспитание вводится слово – наиболее существенный элемент в человеческом восппитании.
Гл 2. Жизнь реб-ка. «Внутренняя дух жизнь ребенка проявляется в явлениях трех родов – свободной деятельнсти, привычки и подражания – образующих собою триединое замкнутое в себе целое…Также в общности трех видов деятельности обнаруживаются цели, находящиеся в полном соответствии с существом ребенка как в человеке, а именно, цели: 1) сохранять себя в том состоянии, в котором реб-к себя чувствует и находится, как существо самостоятельное и в целом все-таки находящееся в состоянии покоя, 2) укреплять себя, свои члены, свои чувства, давать им упражнение, развивать их и сообщать им свободную деят-ть, достигая т.о. в себе и притом своими собственными средствами все большей и большей самост-ти и инд-ции и определяя свою собственную физиономию, 3) приобретать сведения, убеждаться в своей самост-ти и инд-сти и в самост сущ-нии того, что его окружает… Изучение окружающего, самост восприятие внешнего мира и игры, самост действие, исходящее из внутренних побуждений, проявление своей внутренней жизни являются, т.о., первыми самостоятельными занятиями ребенка, если его телесные потребности удовлетворены и если он чувствует себя здоровым и сильным».
Для развития реб-ка в раннем возрасте предлагал 6 даров .1й дар – мяч).
Гл 3. - Мяч – первая детская игрушка. Уже само слово B-ALL, Bild all П.ч 1) как бы несовершенна была способность различать предметы, в мяче ребенок находит общее выражение всякого предмета, а равно и самого себя, как самодовлеющего, целого и замкнутого в себе единства. Это восприятие ребенком замкнутого в себе целого, которое будучи как бы образом его самого, является в то же время чем-то ему противопоставленным, является чрезвычайно важно для реб-ка как человека, предназначенного для самопознания. 2) мяч носит в себе изображение всего и в то же время может служить особым изображением отдельных предметов (яблока и т.п.), что свойственно ребенку, 3) он наиболее удобен для захвата – укрепление мускулов руки, он «единство в единстве», символ бесконечности. Ребенок с помощью мячей учится различать цвета, при раскачивании мяча в стороны осоваивает пространственные направления (которые мама называет), прячет в ладони мяч – осознает отрицание (есть-нет мячика).
Гл 4 -Песни при игре в мяч. Здесь про цвета мячей. Мяч для ребенка – это и образец собственной подвижности. Т.о. из мяча вытекают самые различные подвижные и особенно совместные игры. 100 песен для игры в мяч разделены по темам: вступительные песни, песенки для игр, игра в мяч на воздухе, применение игры в мяч к отдельным детям, цветной мяч, странствование цветных мячиков, разговоры о красках и цветах, мяч на горизонтальной поверхности, мяч на вертикальной поверхности и др.
Гл 7 Шар и кубик как вторая игрушка ребенка, которая предлагается во втором полугодии первого года. (2й дар – деревянный шар, кубик, а также цилиндр такого же размера, как мяч (с проволочными петельками в разных местах для подвешивания, куб и цилиндр с отверстиями для вращения на палочке). – знакомится с формами). Шар – символ движения, кубик – символ покоя, «единства в многообразии» (один, но вид его различен со стороны ребра, стороны, вершины). Шар и куб с их противоположным равенством как игра неразрывно связаны друг с другом. С шаром все те же игры и упражнения, что с мячом (но из-за твердости и тяжести шара они выглядят уже более отчетливо и ясно). «Стой, твердо стой, стой, кубик мой. Да, он желает спокойно стоять, с места себя не дает он сдвигать. На одной ноге, на одной ноге, кубик наш, тебе не стоять нигде. Не упадет он никогда, коль поддержать его слегка». Затем использование в сочетании (поставить шар на куб). мальчика интересует именно игра с шаром и кубом, т.к. он предчувствует свое предназначение – властвовать над внешней природой и проникать в ее тайны. А девочку – кукла (внутренне объединяющая противоположности шара и куба) – уход за природой и жизнью.
Гл 8 Шар и куб как средство для изображения других предметов. (кубик м/б столом, стулом, очагом, закрытым ящиком, комодом, колодцем, котенком, ловящим хвост – ребенок учится наблюдать и познавать одну вещь со многих точек зрения и различные вещи в одном каком-либо отношении и, кроме того, в различных отдельных предметах замечать их общие признаки и изучать их в отвлеченной совокупности. И т.о. предмет, изученный со всех возможных сторон, связывающих его с жизнью, чувством и умом реб-ка, становится действительно ему дорог).
Позже – Цилиндр совмещает св-ва шара и куба (устойчив – подвижен…).
Гл 9. Первый обзор игр или средств для восп-я и стремления к занятиям у детей. Первое, чем мы старались с помощью внешнего воздействия развить общую деят-ть ребенка и в чем мы стремились по внешности объединить ее, было: мяч и противоположное ему, как бы вытекающее из него в качестве прочно установленных его разновидностей: шар и кубик. Если бросить испытующий взгляд на формы детский построений и составлений, то можно распознать, что 1) это будут в основном жизненные формы, подражающие окр жизни, 2) или чистые соединения, приводящие к к-л образу (формы красоты, эстетические), 3) или соединения как результат сравнения по внешним признакам – формы познания.
Гл 10. Третья игра ребенка (подразделы: предисловие, сущность дара, практика игры, связь с другими дарами). 1-3 года. 3й дар – куб, разделенный на 8 кубиков (пополам, каждая половина на 4 части) – сложное единство, единство и многообразие (целое и части), величина, расположение (между, сверху). Это ключ к уразумению внешнего мира и стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира. Можно строить, по-разному комбинируя. Сначала просто вверх, рядом потом попытается придать им форму чего-нибудь (в-ль должен подсказать – что получилось, обыграть словесно), если непонятно что – красиво (давай заставим кубики танцевать).
Гл 11. 4я игра реб-ка. 4й дар – тот же кубик на 8 плиток (пополам, половина на 4 прямоугольника) – расширяется возм-ть строительных комбинаций (сюжетные игры – очаг, на к-ом варится суп, обойдем вокруг, чтобы подучше раздуть огонь, будем готовить для папы, к-ый скоро вернется, сварили – стол, скамья, позовем бабушку). Поиграв, обязательно сложить обратно в ящик-куб.
Гл 12. Пятая игра реб-ка, или кубик, дважды равномерно разделенный по всем направлениям на маленькие кубики, которые в свою очередь делятся наискось по диагонали пополам –т.е. на 27 маленьких (причем 3 из них разделены еще на 4 части и 3 пополам). Появляется наклонность. Первое задание – правильно сложить обратно в ящик – существенно важно, чтобы реб-к постоянно мог ясно обозреть материал для игры (как целое), чтобы благодаря этому в нем непроизвольно создавался и план его употрбления. Поясняет, каково «происхождение игр этого дара из предыдущего, из сущности реб-ка и окружающего его внешнего мира».
6й дар– то же 27, но 3 из них пополам вдоль и 12 – пополам поперек. (Этот дар Фребелем не был описан).
Последние два дара – большое разнообразие самых различных геометрических тел – форм-е представлений о форме, величине, простр отн-ях, числах, конструктивные умения).
14 глава (без названия). Предисловие: Всесторонне развивающие средства образования ребенка имеют именно то уже признанное благодатное свойство, что они в своем последовательном применении, исходя их простого и постоянно переходя к более сложному и многообразному как для детей, так и для их в-лей доставляют приятно освежающее и укрепляющее отдохновение. «А. Руководящая нить в средствах для занятий вообще, равно как и краткое введение в спец часть. 1)средства развития, описанные в отделе о материнских и ласкат песнях, а тж ср-ва для занятий (мяч, шар, куб и цилиндр) - все основано глубоко на природе ребенка и свойствах вещей, как неделимое целое в разных отношениях.
2) прогресс идет от неделимого к делимому (сначала один раз потом многкратно делимому от кубич формы к брускам и далее к наклонной) – это дары с 3 по 6-й.
3) от брусков к площадкам (сначала к прямоуг, потом к треугол), они образуют свобеобразный и внутренне сплоченный ряд допускающих многосторонние образования игр со складыванием.
4) через посредство образования брусков и площадок физическое деление спускается к палочкам, и именно сначала к палочка длиною в удвоенный кубик или в простой брусок. Употребление этих палочек состоит: а) в разнообразном складывании их между собою в известные уже формы жизни, красоты и познания, в т.ч. формы числа, письма и т.д., б) в прочном соединении палочек в замкнутые фигуры или поверхности посредством соединяющего тела, горошины или пробки. Это занятие называется работами с горохом.
Для подвижного соединения отдельных палочек идут вместо них:
5) лучинки или драни длиною в восьмерной кубик или четырехкратный брусок и шириною не более в половину кубика. Занятие с ними и есть так называемое устройство границ.
6) соединение палочек, получаемое при устройстве границ, как неделимое, но подвижное целое, приводит к занятиям с расчлененной палочкой, при занятии с которою одна форма развивается из другой, причем более сложная форма становится более простой.
7) устройство границ и применение расчлененной палочки приводит к занятиям с неделимыми, сложенными в длину лоскутками бумаги, или к нанизыванию, исходящему в своем сложении и сплетении их из простых форм и условий или также в соединении простых цветных лоскутков бумаги в форму ткани; это приводит к плетению, а плетение образует переход к следующему.
8) посредством вышеизложенного деление и расчленение целого приводит к целому в наблюдениях тел и поверхностей, но и то и другое бывает наглядно и т.о. направляет взгляд на внутренность тела.
9) от этого деления и обратного соединения разделенного материала дело идет дальше: к превращению этого материала в различные формы, но при неизменной массе или действительно постоянно равном себе целом.
10) следующее теперь в постоянном ряде развития занятие детей состоит естественным образом в соединении обоих предыдущих, т.е. в соединении отдельного и постоянного, или при постоянной массе тела это будет отрезыванием или изрезыванием на куски, а при постоянной поверхности (бумаги) – вырезыванием.
Фребель ввел большое разнообразие видов детской деятельности и занятий. Ценность предлагаемых им даров– а) возможномсть последовательного ознакомления с формами, б) использование стройматериала для игр-занятий с детьми.
В то же время – сухость, абстрактность, формализм материала, нет связи с реальной жизнью. В описании даров всегда упоминается только мать, да и в других разделах нет слова садовница или воспитатель.
В последующих подразделах дается описание упражнений на складывание материала( бумаги, палочек), упражнений в рисовании с использованием самых разных материалов – сырой песок, опилки, грифель, карандаш, пыль…
В лл 18 дается описание работы по ознакомлению с природой, для этого Френбель предлагает делать для детей небольшие сады. Именно в общем уходе за природой, садом ребенок может заявлять о себе, как таковом. Садики и грядки детей должны быть окружены общим садом, подобно тому как частое, поддерживаемое общим, покоится в нем, а общее, поддерживая это частное, окружает его. На своих грядках – садят, что хотят и ухаживают, как хотят. На растениях общего сада им показывают правила с/х работ. Уход за общим садом – коллективный, по определенным дням. Дощечки с названиями растений. На грядках детей – дощечки с их именами. Выход в сад с песенкой.
Роберт Оуэн 1771-1858. Родился в Англии, в семье ремесленника, с 10 лет самостоятельно работал и к 20 годам уже стал управляющим бумагопрядильой фабрики в Манчестере. В работе «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера» (1813) – впервые сформулировал идею о формировании человека средой (человек – пассивный продукт обстоятельств, и потому не отвечает за свое поведение, в этом виновато воспитание). Цель воспитания Оуэн видел в формировании полезного обществу «разумного характера». Человека:«Воспитывать человека – значит формировать у него характер» Для этого должна быть создана система воспитательных учреждений. «Эта часть воспит системы будет осуществлять следующие цели:ребенок будет удален, поскольку это возможно в насоящее время, от ошибочного воздействия на него доныне еще невоспитанных и необразованных родителей. Родители будут освобождены от потреи времени, от забот и тревог по уходу за детьми. Ребенок будет поставлен в условия безопасности, в которых вместе со другими детьми приобретет лучшие наклонности и принципы». «Для формирования наиболее совершенных характеров воспитание должно начинаться с самого рождения ребенка. Систематически следует приступать к нему, когда ребенку исполняется год. С года каждый ребенок дожжен быть помещен в первом отделении школы (для малюток 1-3 лет). Свои идеи Оуэн воплотил это в поселке Нью-Ланарке, открыв «Новый институт для форм-я хар-ра».На 1.01.19 в институте было 759 человек (от года до 25 лет). Оуэн впервые в истории организовал учреждения для малышей рабочих (много внимания там уделялось физическому воспитанию, духу общественности, умственное воспитание проводилось в форме непринужденных бесед об окружающем мире). В 20х годах Оуэн от филантропической деятельности переходит к идеям коммуемзма, в Америке организует коммунистическую колонию «Новая Гармония» (просуществовалала 2 года) позднее в Англии колонию «Гармони-холл ( 6 лет), теперь цель воспиптания – содействовать тому, чтобы обществво избавилось о капиталичтического безумия и перешло к жизни в коммунах.