Общая характеристика процесса обучения в школе глухих
■ Предмет и задачи дидактики
Школа глухих, которая на современном этапе является общеобразовательным, цензовым учебным заведением, строит учебно-воспитательную работу, исходя из общих теоретических концепций развития современной общеобразовательной системы. В настоящее время дидактика школы глухих понимается как наука об образовании и обучении, закономерностях, принципах, методах и формах организации учебно-познавательной деятельности детей с недостатками слуха. Дидактика как педагогическая теория обучения отражает динамику обучения, раскрывая его в движении и изменении, и в то же время она включает в себя содержание образования в том виде, в каком оно может существовать в педагогической деятельности, реализуемой в единстве преподавания и учения.
Объект дидактики — взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, осуществляемая с использованием специфических средств обучения на основе решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей личности в ее развитии и саморазвитии, и в соответствии с социально принятыми нормами общества.
Предметомобщей дидактики школы глухих является исследование процесса преподавания и учения вместе с условиями, в которых он протекает, с учетом специфического развития глухих, а также результатами, к которым он приводит.
Дидактика в своих исследованиях охватывает обучение всем предметам и все уровни учебной работы и поэтому называется общей дидактикой. Кроме общей существуют частные дидактики, исследующие теоретические основы преподавания и изучения тех или иных дисциплин на определенных уровнях обучения.
Определенное своеобразие представляет дидактика начального обучения глухих. Она опирается на особенности общего и речевого развития глухих учащихся и в соответствии с этим разрабатывает специфические методы обучения основам наук, особенно родному языку, специфические средства общения и организационные формы, направленные на достижение главной цели — высокого уровня развития, обеспечивающего надежную базу для получения общего полного и профессионального образования.
В задачи общей дидактики входят анализ и описание фактов, связанных с выявлением закономерностей, характерных для процесса обучения в школе глухих. Общая дидактика включает также анализ и описание дидактических систем, принятых в той или иной стране.
В решении задач дидактика школы глухих опирается на философию, общую педагогику, общую и специальную психологию, социологию, психолингвистику, логику и целый комплекс медицинских дисциплин. Многие задачи, касающиеся принципов, содержания, методов, организационных форм и средств реализации процесса обучения решаются в пределах частных дидактик, осуществляется анализ и описание систем обучения отдельным предметам.
■ Процесс обучения в школе глухих
Процесс обучения в специальной общеобразовательной школе для глухих учащихся играет важную роль в образовании, воспитании, развитии и подготовке их к труду и жизни в современном обществе. Он характеризуется определенными целыми и содержанием, методами взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, формами организации, специфическими подходами к развитию индивидуальных особенностей учащихся.
Процесс обучения как целенаправленное взаимодействие сурдопедагога и учащихся не сводится лишь к формированию знаний, умений, навыков с учетом педагогической технологии развивающего обучения. Важно целенаправленно формировать способы умственных действий, интенсифицировать и стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, повышать теоретический уровень образования.
Для современного этапа развития дидактики школы глухих характерно стремление к поиску оптимальных условий компенсации, создающих соответствующие педагогические системы образования лиц с недостатками слуха.
Дидактика школы глухих представляет собой науку о преподавании и: учении, которые относятся к числу ее основных понятий.
Преподавание — это управление сурдопедагогом учебно-познавательной деятельностью глухих учащихся. Оно, в свою очередь, связано с понятиями «обучение», «образование», «самообразование», «воспитание».
Обучение представляет собой систематическое, планомерное и непосредственное руководство процессом учения в течение относительно долгого, многолетнего периода.
В этом процессе выступают не только действия, связанные с учением, т. е. созданием условий, которые позволяют учащимся овладеть определенным количеством знаний, умений и навыков, но также и элементы контроля, благодаря которому преподаватель может вносить коррективы в процесс учебной деятельности учеников и предупреждать ошибки, которые могут возникнуть в процессе познания окружающей действительности и усвоения систематических знаний по общеобразовательным предметам.
Чтобы преподавание, т. е. деятельность по организации учения глухих учащихся, привело к достижению нужных результатов, сурдопедагог должен обладать специальными знаниями, позволяющими определить компенсаторные возможности и пути развития каждого обучаемого в классе ребенка, выработать тот уровень образовательно-воспитательного воздействия на глухого ученика в процессе учебной работы, который способствует преобразованию его познавательной деятельности и формированию новых динамических связей, компенсирующих слуховую недостаточность, на основе которых и осуществляются преподавание и учение.