Чувственные формы освоения действительности

Целевой блок

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Выявить общие критерии изучения психических функций.

3. Выявить существующие различия в определении элементов сенсорики.

4. Классифицировать патологические формы функциональных нарушений.

5. Выявить основные закономерности функционального развития.

Содержательный блок

1. Ощущение как психическая функция.

2. Восприятие как психическая функция.

3. Внимание как психическая функция.

1. Ощущение как психическая функция.

Ощущение – это психическая функция, которая отвечает за процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений.Первичный анализ стимула и кодирование сигнала осуществляют рецепторные клетки, а затем уже закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к центрам в спинном и головном мозге. Если сигнал угрожает организму или адресован вегетативной нервной системе, то происходит обычная рефлекторная реакция.

В начале ХХ века основоположник направления гуманистической психологии У. Джемс в своей монографии «Психология» посветил целую главу описанию ощущений. Он называл их «агентами, действующими на мозг, или первичными элементами сознания». Автор трудно разделял ощущения и восприятие, неоднократно заявляя, что ощущение и восприятие незаметно переходят одно в другое. Но уже на этом этапе он описал объективность, интенсивность и порог ощущений. У. Джемс дал собственную характеристику законам Вундта, Вебера – Фехнера и описал закон относительности и эффект контраста как индивидуальную особенность восприятия. С этого времени ощущение и восприятие психологи именуют одним термином сенсорика (sensus (лат.) – чувство, ощущение).

Принятая классификация ощущений:

· по наличию или отсутствию непосред­ственных контактов рецептора с раздражителем;

· по месту расположе­ния рецепторов;

· по мере возникновения в ходе эволюции;

· по модальности (виду) раздражителя.

Исследователь И. Шерингтон выделял основные виды ощущений и классифицировал их:

· экстерорецептивные (внешние стимулы воздействуют на рецепторы, находящиеся на

поверхности тела);

· интерорецептивные (органические) – боль, жажда, голод;

· проприорецептивные (информация о движении и положении тела).

· экстрорецептивные разделяют на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные

(осязательные, вкусовые).

На базе исследований виды ощущений (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, органические) получили точные характеристики и были описаны их свойства:

· каждый тип ощущений дает свою специфическую информацию, его частичная утрата

может быть компенсирована другими формами чувствительности;

· под «порогом ощущения» понимают низкую и высокую интенсивность и силу

раздражителя;

· скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова,

значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация;

· наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения.

2. Восприятие как психическая функция

Восприятие – это психическая функция, которая отвечает за целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Являясь необходимым элементом познания, оно всегда связано с другими психическими функциями (мышлением, памятью, вниманием), направлено мотивацией и имеет эмоциональную окраску. У. Джемс писал: «Реакция полушарий выражается в возбуждении некоторых групп нервных путей токами, вызываемыми впечатлениями внешнего мира». Он описал норму и патологию функциональной деятельности, а также уделил внимание «апперцепции», как совокупности всех психических факторов.

Апперцепция (perceptio (лат.) – восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности и индивидуальных особенностей человека. Большое значение У. Джеймс придавал особенностям восприятия времени и пространства, объединяя различные виды ощущений, признавал закон локализации впечатлений в восприятия, не препятствующие друг другу.

И.М. Сеченов в рефлекторной концепции, а так же гештальтпсихологи обращали внимание на особенность восприятия – константность (constantis (лат.) – постоянный). Они описывали относительную независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Современные исследователи (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко) выделяли информативное содержание восприятия в различных ситуациях. Динамика процесса перцепции описана в законе Н.Н.Ланге, который констатировал, что первоначально восприятие выделяет лишь общее, а затем диффузное представление о предмете, которое сменяется более определенным и детальным. В характеристике восприятия принято выделять особенности индивидуально восприятия движения и времени.

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном расположении объ­ектов, т.е. связано со зрительным восприятием степени удаления предме­та и оценкой направления. Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов (синтез зрительных, мышеч­ных, осязательных ощущений), на восприятии объема и удаленности предметов.

Изучение такой особенности, как восприятие и ориентировка во времени было причиной выявления ряда закономерностей:

· все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас течение

времени, а физиологи­ческие депрессанты замедляют его;

· заполненный интенсивной деятель­ностью временной интервал кажется более

протяженным;

· систематически переоцениваются (в продолжительности) интервалы, не

заполненные значительными для человека событиями;

· всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно течет длиннее

(В.Вунд);

· различие восприятия времени связано и с возрастными особенностями (примером

является восприятие времени ребенком, взрослым человеком и стариком).

Нарушения сенсорики:

1. Гиперстезия – повышение восприимчивости к обыч­ным внешним раздражителям.

2. Гипостезия – понижение восприимчивости к обыч­ным внешним раздражителям.

3. Галлюцинации – восприятие любого образа без наличия реального объекта:

· аффективные иллюзии – кратковременные;

· вербальные иллюзии – разговоры окружающих воспринимаются как относящиеся

к субъекту издевательства или угрозы;

· перейдолические иллюзии – восприятие бытового окружения как ярких образных

картин.

Причинами нарушения сенсорных процессов являются всем известные социальные и личностные факторы:

· физическое и эмоцио­нальное утомление;

· отрицательные эмоции и повышенная степень тревожности;

· снижение тонуса психической деятельности;

· общая психическая пассивность.

3. Внимание как психическая функция

Внимание – психическая функция, отвечающая за произвольную и непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Внимание характеризует согласованность различных звеньев функциональной структуры действия и определяет успешность его выполнения. В работах В.Вундта внимание был отнесен к процессам отчетливого осознания воспринимаемого объекта и его интеграции в целостную структуру («творческий синтез»). Русский психолог
Н.Н. Ланге и французский психолог Т. Рибо связывали внимание с регуляцией идеомоторных движений (переход из представлений в реальное движение).

Видывнимания:

  • непроизвольное – генетически исходное, имеющее пассивный характер и

зависящее от внешних условий;

  • произвольное – отличается активным характером и сложной структурой, которая

дополняется волевыми компонентами;

  • постпроизвольное – сохраняет соответствие направленности деятельности и не

требует умственных усилий, увеличивая творческий потенциал и активность мозговой деятельности.

К числу характеристик и основным свойствам внимания обычно относят следующие:

  • избирательность – связана с возможностью успешной настройки на восприятие

информации, относящейся к сознательной цели;

  • объем – это количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов (величина

объема взрослого человека 5-7 предметов, ребенка – 2-3 предмета);

  • устойчивость – определяется динамикой выполнения познавательных и

исполнительных действий в определенный период времени;

  • возможностьраспределения – исследуется в условиях выполнения двух и большего

числа действий;

  • переключаемость – возможность быстрого и последовательного переключения

деятельности с одной на другую.

В отечественной психологии П.Я. Гальпериным разработана теория внимания как функция внутреннего контроля в период умственных действий и контроля над программами их осуществления. Разработки в области этой теории позволяют специалистам осуществлять коррекцию внимания и устранять дефект рассеянности.

Рассеянность – функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. В качестве дефекта произвольного внимания рассеянность может быть обусловлена разнообразными факторами: утомлением, отсутствием мотивации и клиническими расстройствами мышления.

У. Джемс, описывая функцию внимания и ее психофизиологическую основу, давал практические советы по усилению функциональной активности внимания: «Можно сделать себя более внимательным к разговору, если мысленно повторять услышанные слова, а не пассивно слушать речь собеседника».

Исследователь Пьер Дако в работе «Новое искусство жить» рассмотрел все изученные виды внимания и энергетическую активность мозга. Его исследования были основой для выявления следующих закономерностей:

  • чем выше концентрация внимания, тем больше зон беспорядочного мышления

(«спящих зон» мозга);

  • чем активнее личность управляет переходом от непроизвольного вида внимания к

постпроизвольному, тем больше зон мозга вовлечены в творческий процесс, тем меньше зон беспорядочного мышления, меньше утомляемость, больше продуктивность.

Литература по теме

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с.

2. Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1991. – 368 с.

3. Тамбиев, А.Э. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста / А.Э. Тамбиев // Вопросы психологии. – 2006. – № 1.– С. 53–63.

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Выявите функциональные различия между ощущением и восприятием.

2. Опишите особенности слуховых ощущений.

3. Расскажите о формировании вкусовых ощущений.

4. Что понимает психология под «порогом ощущений».

5. Что означает термин «экстрасенсорика».

6. К какому возрасту формируется у человека пространственное восприятие.

7. Каким видом внимания пользуются рассеянные люди.

8. К какому возрасту у ребенка формируется восприятие времени и пространства.

9. Приведите пример индивидуального нарушения сенсорики.

Наши рекомендации